Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 02:04, доклад
Прообразом «АСЕАН+3» послужила концепция премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада о создании Восточно-Азиатского экономического сообщества, выдвинутая в начале 1990-х гг. На официальном уровне Мохамад впервые озвучил свою концепцию на заседании после министерского совещания АСЕАН. Он подчеркнул, что новое объединение должно следовать принципам ГААТ/ВТО, не вступать в конфронтацию с АТЭС и не вредить сплоченности АСЕАН. Однако в то время по ряду причин эта идея не нашла должной поддержки. Можно даже сказать, что тогда подобный альянс был заранее обречен на провал. Поскольку США видели в восточно-азиатском экономическом объединении угрозу АТЭС, то они были категорически против его создания без их участия и всячески препятствовали этому. Япония и Китай также весьма прохладно отнеслись к этой инициативе. В частности, Китай был заинтересован в подобном объединении, но был категорически против включения в сообщество Тайваня. Внутри АСЕАН также не было единства по данному вопросу. Поскольку США в то время являлись главным торговым партнером для большинства государств Восточной и Юго-Восточной Азии, идея создания исключительно восточно-азиатской группировки не нашла поддержки у возможных участников. Концепция Махатхира Мохамада канула в Лету. Однако вскоре обстоятельства изменились.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в Восточной Азии к концу XX в. сложились три «центра тяготения» - Япония, Китай и страны АСЕАН. Стоит отметить, что до второй половины 1990-х годов вопрос о создании восточно-азиатского экономического объединения практически не стоял. В первую очередь это было обусловлено существенными препятствиями на пути интеграционных процессов, среди которых не только значительная разница в уровнях экономического развития, но и достаточно напряженные политические отношения.
Прообразом «АСЕАН+3»
Сотрудничество по формуле «АСЕАН+3» фактически началось с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Именно экономический кризис стал катализатором для перехода взаимодействия АСЕАН и ее северных соседей на качественной новый уровень. Однако стоит отметить, что регулярные встречи представителей «северной тройки» с коллегами из стран АСЕАН начались еще в период подготовки первого форума «Азия-Европа». Подобные встречи проводились с целью заблаговременного согласования позиций азиатских стран перед диалогом с западными партнерами. Саммит «АСЕАН+3» был запланирован как одноразовое событие – лишь на втором саммите в Ханое в 1998 г. Было принято решение проводить подобные встречи ежегодно. Группировки была названа «АСЕАН+3», чтобы подчеркнуть ее неформальный характер и лидирующую роль АСЕАН (проведение саммитов «АСЕАН+3» приурочено к ежегодным саммитам «АСЕАН»).
В разгар кризиса 1997-1998 гг., когда
Запад фактически бросил регион на
произвол судьбы – массовое бегство
иностранных капиталов
Исследователи по-разному характеризуют сложившуюся в регионе ситуацию. В частности, Ю.Саплин-Силановицкий пишет, что в данный момент можно говорить о своеобразной модели «поезда с двумя локомотивами», где Японии отводится место во главе состава, а Китаю – положение в хвосте поезда, толкающего его. Экономическое сотрудничество Японии и Китая в рамках диалогового формата «АСЕАН+3» получило институциональную основу. Однако «АСЕАН+3» имеет и политическое значение, так как способствует улучшению отношений между странами региона. Наблюдатели отмечают и существенную положительную роль встреч на высшем уровне, которые ежегодно проходят в рамках формата «АСЕАН+3», так как трехсторонние контакты Японии, Китая и Южной Кореи без участия АСЕАН пока представляются затруднительными и малорезультативными из-за сложности их политических отношений. В 1999 г. Премьер-министр Японии Кейдзо Обути выдвинул инициативу проведения трехсторонних встреч в формате Япония-Китай-Южная Корея на полях саммита «АСЕАН+3». На данных встречах обсуждаются исключительно экономические проблемы, но сам по себе формат трехсторонних переговоров можно считать большим достижением.
Эксперты высказывают различные мнения относительно лидера в «АСЕАН+3». Считается, что в силу сложной международной ситуации в Азии роль «двигателя интеграции» еще долгое время будет удерживать АСЕАН, так как это наиболее приемлемый вариант для всех. Парадоксально, но главная сила АСЕАН – в ее слабости. Именно, это позволило Ассоциации стать заметным игроком в процессе оформления восточно-азиатского регионализма. «В то время как великие державы не доверяют друг другу, они вполне могут доверять АСЕАН, так как составляющие ассоциацию страны не настолько могущественны, чтобы доминировать над другими региональными государствами, и заметная непредвзятость во взглядах АСЕАН дают основание считать ее “честным посредником”».Другие аналитики полагают, что в самой АСЕАН слишком много проблем, мешающих ей осуществить эту функцию, и развитие объединения «АСЕАН+3» будет в большей степени определяться взаимоотношениями Японии и Китая - самых мощных в экономическом отношении государств региона. Николас Томас утверждает, что даже когда деятельность группировки «АСЕАН+3» стала охватывать широкий круг вопросов, имен но взаимоотношения Китая и АСЕАН продолжают играть ключевую роль в региональном развитии.
Если рассуждать логически, Япония и Китай два потенциальных региональных лидера. Обе страны уже демонстрировали сдержанные попытки стать региональным лидером и, без сомнения, обе хотят укрепиться в качестве ведущей державы в Восточной Азии. Из двух государств Япония— более очевидный выбор, учитывая её экономическое влияние, технологическое преимущество и активное участие в развитии региона. «Но японскому лидерству серьёзно препятствует ряд факторов. Во-первых, неспособность Японии отказаться от покровительства неэффективной отечественной промышленности—давняя проблема японской внешнеэкономической политики. Кроме того, категорическое нежелание правительства отказаться от дискредитирующего прошлого нации лишает её морального авторитета, вследствие чего обесценивается экономическое участие Японии в региональной повестке дня». В связи с этим следует отметить, что экономическая помощь Японии странам АСЕАН за последнее десятилетие, как и во время кризиса, существенно превысила помощь других государств. После финансового кризиса 1997г. Япония оказала помощь странам Азии на сумму около 44 млрд долл.. Но пассивное японское правительство не сумело этим воспользоваться и укрепить своё влияние в ЮВА.
Таблица 1
Региональное распределение официальной помощи развитию но отдельным донорам, % от суммарных выплат
Страна-донор |
Центральная и Южная Азия |
Другие страны Азии и Океании | ||||
1999-2000 гг. |
2004-2005 гг. |
2006-2010 гг. |
1999-2000 гг. |
2004-2005 гг. |
2006-2010 гг. | |
Австралия |
13,6 |
14,8 |
17,8 |
68,1 |
69,8 |
64,5 |
Великобритания |
16,6 |
19,5 |
25,1 |
8,8 |
4,9 |
6,8 |
Германия |
11,8 |
10,9 |
20,3 |
14,7 |
10,2 |
9,3 |
Канада |
17,7 |
17,8 |
17,7 |
14,6 |
10,4 |
6,8 |
Нидерланды |
11,2 |
12,3 |
14,0 |
13,0 |
10,0 |
6,6 |
США |
16,6 |
13,9 |
24,0 |
12,3 |
5,1 |
5,7 |
Франция |
4.8 |
6.6 |
7.7 |
16.1 |
7.2 |
12.4 |
Япония |
19,2 |
16,6 |
35,3 |
46,6 |
31,2 |
18,8 |
Китай может быть альтернативой
Японии в качестве регионального
лидера, но он тоже сталкивается с серьёзными
проблемами. В первую очередь, это
страх, отчасти иррациональный, вызванный
небывалой экономической
В настоящее время Япония и Китай ведут активную борьбу за вовлечение стран АСЕАН в орбиту своего влияния и всячески стремятся завоевать их расположение. В октябре 2000 г. Китай впервые выдвинул предложение о создании зоны свободной торговли АСЕАН - Китай. Вскоре последовал дипломатический ответ Японии - соглашение об экономическом партнерстве Японии и АСЕАН. Япония расценила данную инициативу Китая как средство установления экономического альянса со странами АСЕАН и попытку закрепиться в роли регионального лидера. Тем не менее, эти конкурирующие концепции торговой либерализации в перспективе могут быть объединены в единую восточно-азиатскую зону свободной торговли.
Таблица 2
Внутрирегиональная торговля, %
Страна |
1980 г. |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
АСЕАН |
15,9 |
17,0 |
21,0 |
22,7 |
24,9 |
24,9 |
25,0 |
26,7 |
АСЕАН + Япония |
23,4 |
21,7 |
27,4 |
26,4 |
26,0 |
25,4 |
25,6 |
27,2 |
АСЕАН + Китай |
14,9 |
15,8 |
19,1 |
20,1 |
20,7 |
20,7 |
20,6 |
21,7 |
АСЕАН+3 |
28,9 |
28,6 |
36,9 |
37,4 |
39,1 |
38,2 |
37,8 |
38,5 |
Обнародованная статистика также позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время внутрирегиональная торговля наиболее интенсивно развивается в формате непосредственно самой АСЕАН и АСЕАН - Китай (табл. 2). Примечательно, что объем торговли между странами ЮВА заметно ниже и на протяжении многих лет держится на уровне 20-25%.
Что касается общественного мнения в странах ЮВА, то и у Японии, и у Китая не все идет гладко в деле завоевания симпатии «асеановцев». Несмотря на значительную экономическую помощь, вряд ли будут забыты агрессивные устремления японцев во время Второй мировой войны. Даже сама терминология для формирующихся интеграционных объединений, если она хотя бы огдаленно напоминает «эру всеобщего процветания для азиатов», немедленно отметается как неприемлемая. Неоднократно вызывала недовольство и деятельность китайской диаспоры в ЮВА - могущественной хуацяо, которая контролирует важнейшие экономические рычаги в ключевых странах АСЕАН - Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Таиланде. Китайские общины составляют, по разным оценкам, от 6 до 12% общей численности населения стран ЮВА. Однако экономическое влияние китайских меньшинств в странах региона несоизмеримо выше.
Как же можно охарактеризовать сложившиеся отношения между Японией и Китаем? Кем они являются- партнерами или конкурентами? На наш взгляд, подобный риторический вопрос не предполагает однозначного ответа. С экономической точки зрения развитие экономик Японии и Китая в течение последних десятилетий было скорее дополняющим, нежели конкурирующим. Однако уже в ближайшей перспективе существует вероятность того, что их экономические взаимоотношения превратятся в ожесточенное соперничество, особенно в сфере поиска новых источников энергоресурсов. Что касается политических взаимоотношений, то эти крупнейшие азиатские государства всегда были, есть и, скорее всего, будут непримиримыми антагонистами, заключающими временные альянсы лишь в случае крайней необходимости.
Сотрудничество и одновременно
соперничество Китая и Японии
оказывает все более
Азиатский финансовый кризис 1997 г. не только спровоцировал изменение маршрутов торговых потоков и переориентацию экономических приоритетов, но и позволил наиболее дальновидным политикам начать процесс кардинальной перестройки всей системы региональных отношений. Речь идет, в первую очередь, о Китае. Кризис предоставил Китаю прекрасную возможность продемонстрировать свою добрую волю и солидарность со странами Юго-Восточной Азии. Решение Китая не девальвировать юань было с восторгом воспринято в странах АСЕАН, так как расширение экспорта было неотъемлемым условием восстановления экономики. Создается впечатление, что Китай твердо намерен опередить своих конкурентов в борьбе за лидерство в Большой Восточной Азии. В связи с этим в последнее время китайское руководство последовательно проводит курс на сближение с региональными интеграционными структурами.
Китай активно участвует во множестве многосторонних диалогов, что позволяет осуществлять различные политические цели и одновременно обеспечить статус великой державы. Активизировалось и сотрудничество с АСЕАН - ведущей интеграционной группировкой в ЮВА. Следует отметить, что во время азиатского финансового кризиса производительность труда в странах АСЕАН резко сократилась, Китай же, напротив, демонстрировал значительные темпы экономического роста. Это также стало катализатором активизации политики Китая в регионе.
Информация о работе Япония и Китай в ЮВА: политическое измерение