Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 02:04, доклад
Прообразом «АСЕАН+3» послужила концепция премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада о создании Восточно-Азиатского экономического сообщества, выдвинутая в начале 1990-х гг. На официальном уровне Мохамад впервые озвучил свою концепцию на заседании после министерского совещания АСЕАН. Он подчеркнул, что новое объединение должно следовать принципам ГААТ/ВТО, не вступать в конфронтацию с АТЭС и не вредить сплоченности АСЕАН. Однако в то время по ряду причин эта идея не нашла должной поддержки. Можно даже сказать, что тогда подобный альянс был заранее обречен на провал. Поскольку США видели в восточно-азиатском экономическом объединении угрозу АТЭС, то они были категорически против его создания без их участия и всячески препятствовали этому. Япония и Китай также весьма прохладно отнеслись к этой инициативе. В частности, Китай был заинтересован в подобном объединении, но был категорически против включения в сообщество Тайваня. Внутри АСЕАН также не было единства по данному вопросу. Поскольку США в то время являлись главным торговым партнером для большинства государств Восточной и Юго-Восточной Азии, идея создания исключительно восточно-азиатской группировки не нашла поддержки у возможных участников. Концепция Махатхира Мохамада канула в Лету. Однако вскоре обстоятельства изменились.
Таблица 3
Основные торговые партнеры АСЕАН (2012 г.)
Страна (регион) |
Объем |
Процентное соотношение к торговле АСЕАН | ||||
Экспорт, млн долл. США |
Импорт, млн долл. США |
Торговля в целом, млн долл. США |
Экспорт, млн долл. США |
Импорт, млн долл.США |
Торговля в целом, млн долл. США | |
АСЕАН |
323 535,6 |
277 425,1 |
600 960,7 |
25,8 |
22,7 |
24,3 |
Китай |
141 554,3 |
177 002,7 |
318 557,0 |
11,3 |
14,5 |
12,9 |
Япония |
126 305,4 |
136 116,6 |
262 422,0 |
10,1 |
11,2 |
10,6 |
ЕС - 28 |
125 015,9 |
117 850,2 |
242 866,0 |
10,0 |
9,7 |
9,8 |
США |
108 114,1 |
92 076,2 |
200 190,3 |
8,6 |
7,5 |
8,1 |
Республика Корея |
54 992,4 |
76 006,3 |
130 998,7 |
4,4 |
6,2 |
5,3 |
Тайвань |
35 263,0 |
61 101,2 |
96 364,2 |
2,8 |
5,0 |
3,9 |
Гонконг |
80 661,6 |
14 240,8 |
94 902,4 |
6,4 |
1,2 |
3,8 |
Индия |
43 840,3 |
27 724,4 |
71 564,7 |
3,5 |
2,3 |
2,9 |
Австралия |
45 777,5 |
23 781,9 |
69 559,4 |
3,7 |
1,9 |
2,8 |
Всего с 10 ведущими торговыми партнерами |
1 085 060,2 |
1 003 325,2 |
2 088 385,4 |
86,5 |
82,2 |
84,4 |
Другие страны |
168 943,4 |
217 345,5 |
386 288,8 |
13,5 |
17,8 |
15,6 |
Всего |
1 254 003,6 |
1 220 670,7 |
2 474 674,3 |
100 |
100 |
100 |
Наглядно данные таблицы 3 можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1
Рассматривая происходящие в регионе процессы, представляется возможным говорить о том, что интеграция Китая в региональные структуры Юго-Восточной Азии обусловлена в равной степени как экономическими, так и геополитическими факторами. Страны ЮВА контролируют важнейшие проливы в южных морях, поэтому Китаю, как и Японии, жизненно необходимо поддерживать дружественные отношения с такой влиятельной организацией, как АСЕАН. Китайская экономика также испытывает все большую зависимость от импорта сырья из стран ЮВА, своевременные поставки которого также являются вопросом национальной безопасности. Следовательно, не только члены АСЕАН заинтересованы в Китае как торговом партнере, но и Китаю также крайне важно найти общий язык с государствами региона (см. табл. 3).
Действительно, в настоящее время наиболее активно развиваются отношения АСЕАН с Китаем: в 2001 г. стороны объявили о намерении создать зону свободной торговли (ЗСТ) в течение десяти лет. В 2002 г. все десять членов АСЕАН подписали с КНР Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, в котором это намерение было документально зафиксировано. Вскоре Китай присоединился к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. КНР и АСЕАН также декларировали, что вступают в эру «стратегического партнерства ради мира и процветания».
В соответствии с намеченными планами ЗСТ «АСЕАН - Китай» начала функционировать 1 января 2010 г. С экономической точки зрения создание ЗСТ пока что больше отвечает интересам ЮВА, чем Китая. Во-первых, это открывает для товаров этих стран огромный китайский рынок. Во-вторых, китайское правительство гарантирует своим частным инвесторам возврат капиталов, вложенных в страны ЮВА, в случае возникновения каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Тем самым часть прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поступающих непосредственно в Китай, может косвенным путем переместиться в страны АСЕАН, что также будет способствовать их экономической стабильности в случае очередного бегства западных капиталов. К тому же подобная политика способна существенно ослабить конкуренцию Китая и стран АСЕАН за привлечение ПИИ. Тем не менее, среди некоторых ученых, в частности среди индонезийских экономистов, распространено мнение о том, что в будущем дешевые китайские товары, наводнившие рынки АСЕАН, вполне могут уничтожить национальную промышленность. Сотрудничество стран АСЕАН с Китаем в некоторой степени представляется парадоксальным, так как их конкуренция на экспортных рынках значительно превышает конкуренцию между японскими и китайскими товарами. «Более 80% товаров, произведенных в Индонезии, напрямую конкурируют с китайскими товарами на рынке США. В то же время экспортный потенциал Японии и Китая по многим пунктам взаимодополняем, что вполне устраивает обе державы», - пишет Ямадзава Иппей.
Стремительный рост китайской экономики воспринимается весьма неоднозначно. «Экономический рост КНР производит на соседей двоякий эффект. Он притягивает их, потенциально гарантируя экономический подъем, и в то же время вызывает опасения, что набирающий силу азиатский "дракон" способен экономически поглотить близкие к нему районы ЮВА». Возможно, политические элиты АСЕАН, реально оценивая возможности Китая, боятся не только конфронтации с могущественным соседом, но даже намека на возможные осложнения отношений. К тому же экономическая экспансия КНР будет продолжаться независимо от заключенных соглашений. Подобные соглашения, напротив, позволят государствам АСЕАН в некоторой степени контролировать наплыв китайских товаров и добиться определенных торговых преференций для себя, пользуясь статусом стратегического партнера КНР. Поэтому они и принимают большинство инициатив Пекина, пытаясь с помощью традиционной «дипломатии компромисса» направить их в нужное для себя русло, рассчитывая таким образом получить экономические, да и политические дивиденды в обмен на определенные уступки своего суверенитета. Такая политическая логика весьма напоминает расхожее выражение «Если не можешь предотвратить - возглавь!». Не этим ли объясняется столь быстрое экономическое сближение Китая со странами АСЕАН?
Как известно, Китай уже давно претендует на роль ведущей державы региона. Представляется маловероятным, что всего за пару десятилетий стратегический вектор китайской политики претерпел кардинальные изменения, а руководство КНР отказалось от амбиций глобального доминирования в Юго-Восточной и Восточной Азии. Скорее всего, стратегия осталась прежней, изменились тактические методы ее осуществления. Иначе ради чего Китаю с его колоссальным экономическим потенциалом предлагать АСЕАН настолько выгодные условия создания ЗСТ? Китайский рынок неизмеримо больше объединенного рынка всех государств АСЕАН вместе взятых, но, тем не менее, во взаимной торговле положительное сальдо пока за странами ЮВА! Все это свидетельствует о том, что, предлагая «асеановцам» столь выгодные условия создания ЗСТ, руководство КНР преследует в первую очередь политические цели, ради достижения которых оно готово временно поступиться экономической выгодой.
Своими активными действиями китайское руководство ясно дает понять, что не собирается упускать возможность потеснить своих геополитических соперников в ЮВА и окончательно закрепить лидирующие позиции в регионе. Другие региональные игроки внимательно наблюдают за активизацией политики Китая, но пока медлят с ответом на «китайский вызов».
Информация о работе Япония и Китай в ЮВА: политическое измерение