Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:46, реферат
Авторитет руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий авторитет руководства. Понятие авторитета уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности.
Авторитет руководителя: понятие и структура
Одно из глубоких исследований авторитета в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение : «авторитет – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».
По Мескону, авторитет руководства
– это привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчинённым, чтобы оказать
на них влияние и побудить к достижению
целей организации.
В современной литературе
встречаются множество
Метод управления – это совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия.
Здесь методы – это способы
и приёмы управления, существующие
объективно, независимо от руководителя,
обусловленные достигнутым
Авторитет руководства является
принадлежностью всякого
Основополагающим определяющим наличия или отсутствия авторитета руководителя является стиль руководства, взятый управленцем на вооружение. Как мне кажется, рассматривать факторы влияющие на приобретение или утрату авторитета невозможно в отрыве от стиля руководителя.
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
1. Принципы и
установки, обуславливающие
2. Специфика
психического склада
3. Выбор форм
и методов воздействия на
4. Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
5. Индивидуальные
особенности исполнения
6. Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Как видно, субъективные факторы
зависят от личности руководителя,
а объективные факторы
В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:
1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
2. Закономерности управления.
3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
4. Окружающая
производственная среда (
5. Особенность
руководимого коллектива (структура,
уровень подготовки, характер взаимоотношений,
социально-психологические
6. Уровень практики управления.
7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.
Указанные слагаемые стиля
предопределяют особенности сочетания
в деятельности руководителя производственной
функции и функции
Итак, мы определили, что авторитет
работы – это способ воздействия
руководителя на подчинённых с целью
эффективного выполнения управленческих
функций. На авторитет оказывают
влияние личность руководителя, способы
и приёмы, с помощью которых
он осуществляет управленческую функцию,
т.е. субъективные факторы, а с другой
стороны окружающая производственная
среда, специфика сферы деятельности,
особенности руководимого коллектива
и др. объективные факторы и, наконец,
авторитет выражает отношения, складывающиеся
между руководителем и
Выделяют три группы факторов, определяющих стиль управления персоналом:
1. личностные особенности
руководителя как субъекта
2. характеристики объектов
управления (конкретных подчиненных
и профессиональных
3. системно-организационные
или управленческие факторы (
Решающую роль в детерминации
авторитета работы руководителя занимает
индивидуальная, управленческая концепция,
то есть его субъективное отношение
к различным методам
В науке существует три основные теории, определяющие отношение руководителя к персоналу: теории Х и У (Д. Мак-Грегор) и теория Z (У. Оучи).
Содержание теории Х:
1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее.
2. Большинство сотрудников
необходимо заставлять
3. Большинство сотрудников
предпочитает быть
Содержание теории У:
1. Работа является желанной для большинства сотрудников.
2. Сотрудники способны
к целеустремленности и
3. Сотрудники стремятся
к ответственности и
4. Заинтересованность работников
зависит от системы
Содержание теории Z:
1. Необходима забота о
каждом сотруднике организации.
2. Необходимо привлекать
сотрудников к процессу
3. Целесообразно обеспечивать периодическую ротацию кадров.
Практика и научные исследования показали явную выигрышность теорий У и Z по сравнению с теорией Х. Опора руководителя на теории У и Z ведет к формированию у него эффективного авторитета управления подчиненными, позволяет ему добиваться положительных результатов в деятельности.
Американские исследователи Р. Блейк и Дж. Мутон доказали, что эффективная работа с подчиненными зависит от сочетания в авторитете руководства двух переменных: "внимание к службе" и "внимание к людям" Рис. 1. Они считают, что хороших результатов в управлении можно добиться, обеспечивая балансирование внимания на служебных (производственных) результатах и одновременного поддержания позитивного морально-психологического настроя людей.
Кроме того, в индивидуальной, управленческой концепции руководителя должно найти определенное место понимание сущности различных исполняемых им управленческих ролей. Управленческие роли (по Г. Минтцбергу)
Межличностные роли:
1. Номинальный начальник.
- Символ юридической власти,
выполняющий определенные
2. Лидер.
- Стимулирует подчиненных на достижение цели;
3. Связник.
- Служит звеном в вертикальной /а также горизонтальной/ цепи обмена информацией. Информационные роли:
4. Нервный центр.
- Собирает
5. Распространитель.
- Передает отобранную информацию подчиненным;
6. Представитель.
- Передает отобранную информацию во внешний мир.
Решающие роли:
7. Предприниматель.
- Проектирует и начинает изменения внутри организации;
8. Ликвидатор нарушений.
- Принимает корректирующие
меры в случаях отклонений
в организации и в
9. Распределитель средств.
- Решает, кто должен получить ресурсы;
10. Посредник.
- Участвует в переговорах
с другими сторонами, чтобы
защитить интересы организации.
Авторитет руководства должен базироваться на оптимальном учете каждой из управленческих ролей, не допуская чрезмерного "застревания" на какой-либо одной из них и учитывая конкретную складывающуюся обстановку в деятельности фирмы.
Часто типология авторитета
руководства идет по пути выделения
их трех разновидностей: авторитарного,
демократического и либерального. Следует
отметить, что данная классификация
носит общий ориентирующий
Информация о работе Авторитет руководителя: понятие и структура