Авторитет руководителя: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:46, реферат

Краткое описание

Авторитет руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий авторитет руководства. Понятие авторитета уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности.

Вложенные файлы: 1 файл

35 Авторитет руководителя.docx

— 17.22 Кб (Скачать файл)

Авторитет руководителя: понятие  и структура

Одно из глубоких исследований авторитета в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал  следующее определение : «авторитет – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».  

По Мескону, авторитет руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.                                                                                                         

В современной литературе встречаются множество определений  авторитета управления. Есть в них  что-нибудь общее? Общим в определениях авторитета управления является трактовка  его как способа воздействия  руководителя на подчинённых. По этому, для нас большой интерес представляют два последних определения, так  как они более полно отражают понятие авторитет управления и  охватывают содержание предыдущих определений.

Метод управления – это  совокупность способов и приёмов  целенаправленного воздействия  руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия.

Здесь методы – это способы  и приёмы управления, существующие объективно, независимо от руководителя, обусловленные достигнутым уровнем  и потребностями развития экономики. В отличие от этого, авторитет  руководства, хотя в основе своей  так же объективен, но всё же опосредуется индивидуальными свойствами руководящего лица.

Авторитет руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий авторитет руководства. Понятие авторитета уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему авторитет руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент авторитета, а между тем авторитет всегда имеет и общую объективную основу.

Основополагающим определяющим наличия или отсутствия авторитета руководителя является стиль руководства, взятый управленцем на вооружение. Как мне кажется, рассматривать  факторы влияющие на приобретение или утрату авторитета невозможно в отрыве от стиля руководителя. 

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

1.     Принципы и  установки, обуславливающие умение  пользоваться властью.

2.     Специфика  психического склада руководителя (темперамент, характер)

3.     Выбор форм  и методов воздействия на подчинённых  в каждой конкретной ситуации.

4.     Неповторимые  личные качества, определяющие «управленческий  почерк».

5.     Индивидуальные  особенности исполнения социальных  ролей руководителя.

6.     Уровень профессиональных  знаний, интеллекта и культуры, определяющий  характер поведения.       

Как видно, субъективные факторы  зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая  как закон определяет способ и  характер его действий и которой  он должен подчинять свою волю.

В общем, объективные слагаемые  стиля могут быть сведены к следующим:

1.     Специфика  системы, её цели и задачи, управленческой  структуры.

2.     Закономерности  управления.

3.     Специфика  (функциональное назначение) сферы  конкретной деятельности.

4.     Окружающая  производственная среда (технологический  уровень производства, формы организации  труда, обеспеченность материальными  ресурсами).

5.     Особенность  руководимого коллектива (структура,  уровень подготовки, характер взаимоотношений,  социально-психологические черты  исполнителей).

6.     Уровень практики  управления.

7.     Способы и  приёмы управления, используемые  вышестоящим руководством.

Указанные слагаемые стиля  предопределяют особенности сочетания  в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования  взаимоотношений в коллективе, природу  сложившихся в  ней традиций и  приёмы общения, а тем самым и  авторитет работы.

Итак, мы определили, что авторитет  работы – это способ воздействия  руководителя на подчинённых с целью  эффективного выполнения управленческих функций. На авторитет оказывают  влияние личность руководителя, способы  и приёмы, с помощью которых  он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, авторитет выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым.

Выделяют три группы факторов, определяющих стиль управления персоналом:

1. личностные особенности  руководителя как субъекта управления (его индивидуальную управленческую  концепцию; ценностные ориентации; управленческую подготовленность; профессионально-должностную позицию;  принимаемые им управленческие  роли и другие личностные качества);

2. характеристики объектов  управления (конкретных подчиненных  и профессиональных коллективов);

3. системно-организационные  или управленческие факторы (пример  авторитета работы вышестоящего  руководителя; степень организационной  "свободы" руководителя в  выполнении своих полномочий; сложившуюся  в организации систему делегирования  полномочий; управленческие нормы и правила поведения; существующие управленческие процедуры принятия решений и прохождения документов; особенности решаемых задач и сложившейся обстановки).

Решающую роль в детерминации авторитета работы руководителя занимает индивидуальная, управленческая концепция, то есть его субъективное отношение  к различным методам воздействия  на подчиненных и степень адекватности оценки их эффективности. Французский  философ и мыслитель Шарль-Луи  Монтескье отмечал, что "если хочешь управлять людьми, не надо гнать  их впереди себя, надо следовать  за ними". Эта мысль Монтескье  указывает на необходимость выбора любым руководителем эффективного и научно обоснованного подхода  в управлении людьми.

В науке существует три  основные теории, определяющие отношение  руководителя к персоналу: теории Х  и У (Д. Мак-Грегор) и теория Z (У. Оучи).

Содержание теории Х:

1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее.

2. Большинство сотрудников  необходимо заставлять выполнять  работу, оказывая на них административное, экономическое и психологическое  давление.

3. Большинство сотрудников  предпочитает быть исполнителями  и избегает ответственности. 

Содержание теории У:

1. Работа является желанной  для большинства сотрудников. 

2. Сотрудники способны  к целеустремленности и самоконтролю, способны самостоятельно определять  стратегии достижения целей. 

3. Сотрудники стремятся  к ответственности и самостоятельно  принимают решения в пределах  их компетенции. 

4. Заинтересованность работников  зависит от системы вознаграждения  по конечным результатам деятельности.

Содержание теории Z:

1. Необходима забота о  каждом сотруднике организации. 

2. Необходимо привлекать  сотрудников к процессу подготовки  и принятия управленческих решений. 

3. Целесообразно обеспечивать  периодическую ротацию кадров.

Практика и научные  исследования показали явную выигрышность теорий У и Z по сравнению с теорией Х. Опора руководителя на теории У и Z ведет к формированию у него эффективного авторитета управления подчиненными, позволяет ему добиваться положительных результатов в деятельности.

Американские исследователи  Р. Блейк и Дж. Мутон доказали, что эффективная работа с подчиненными зависит от сочетания в авторитете руководства двух переменных: "внимание к службе" и "внимание к людям" Рис. 1. Они считают, что хороших результатов в управлении можно добиться, обеспечивая балансирование внимания на служебных (производственных) результатах и одновременного поддержания позитивного морально-психологического настроя людей.

Кроме того, в индивидуальной, управленческой концепции руководителя  должно найти определенное место  понимание сущности различных исполняемых  им управленческих ролей. Управленческие роли (по Г. Минтцбергу)

Межличностные роли:

1. Номинальный начальник. 

- Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные  обязанности (например, подписание  документов, прием посетителей и  т.д.);

2. Лидер. 

- Стимулирует подчиненных  на достижение цели;

3. Связник. 

- Служит звеном в вертикальной /а также горизонтальной/ цепи обмена информацией. Информационные роли:

4. Нервный центр. 

- Собирает несистематизированную  информацию, принимает все типы  информации;

5. Распространитель.

- Передает отобранную  информацию подчиненным; 

6. Представитель. 

- Передает отобранную  информацию во внешний мир. 

Решающие роли:

7. Предприниматель. 

- Проектирует и начинает  изменения внутри организации; 

8. Ликвидатор нарушений. 

- Принимает корректирующие  меры в случаях отклонений  в организации и в нестандартных  ситуациях; 

9. Распределитель средств. 

- Решает, кто должен получить  ресурсы; 

10. Посредник. 

- Участвует в переговорах  с другими сторонами, чтобы  защитить интересы организации. 

Авторитет руководства должен базироваться на оптимальном учете  каждой из управленческих ролей, не допуская чрезмерного "застревания" на какой-либо одной из них и учитывая конкретную складывающуюся обстановку в деятельности фирмы.

Часто типология авторитета руководства идет по пути выделения  их трех разновидностей: авторитарного, демократического и либерального. Следует  отметить, что данная классификация  носит общий ориентирующий характер. Реальное проявление авторитета, как  показывает практика и научный анализ, зависит от сложившихся отношений  между руководителем и подчиненными, структуры и сложности решаемой задачи и содержания должностных  полномочий руководителя.


Информация о работе Авторитет руководителя: понятие и структура