Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 10:38, курсовая работа
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
1. Введение
2. Теоретические основы управления адаптацией персонала
1. Сущность адаптации
2.2. Цели адаптации
2.3. Особенности управления адаптацией
2.4. Классификация адаптации
3. Система управления адаптацией персонала
3.1. Понятия и сущность системы адаптации персонала
3.2. Факторы и процесс адаптации персонала
3.3. Виды адаптации сотрудников организации
3.4. Направление деятельности и организационные решения процесса адаптации персонала
3.5. Заключающая ступень работы по адаптации персонала
4.Отчет о практике
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Важными представляются мероприятия, направленные на снижение утомляемости человека. Важную роль в адаптации работников играет психологический климат в коллективе.
Одним из способов эффективного управления процессом адаптации является создание специализированных служб адаптации кадров.
Изучив
литературу по поставленной проблеме,
считаем возможным
Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным кадровым службам необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации.
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще две классификации:
Задача
кадровиков заключается в интеграции
новичка, вычислении сотрудников, скрывающих
неприятие основных норм организации
при демонстрации внешней лояльности.
3.
Система управления
адаптацией персонала
3.1. Понятия и сущность системы адаптации персонала
Система
адаптации представляет собой комплекс
необходимых действий для новых
сотрудников любого уровня. Вместе
с тем процесс адаптации
Адаптация молодых специалистов. Понятие "молодые специалисты" употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле - юридическое понятие, при котором молодыми специалистами в течение трех лет после окончания читаются выпускниками высших и средних специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения, защитившие дипломный проект и сдавшие государственные экзамены.
В широком смысле - это молодежь с высшим и средним специальным образованием в возрасте до 30 лет, составляющая особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других Поколений.
Специфическими
социальными и возрастными
Быстрое включение молодых специалистов в производственную деятельность организации имеет большое значение.
3.2. Факторы и процесс адаптации персонала
Приход в новую организацию - психологически сложный момент для любого человека. Если он не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят ошибки в рабочем процессе, причины которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии человека.
Отношение новичка к организации, к работе во многом зависит от того, насколько реальность соответствует его ожиданиям. Если в газетных объявлениях или в личных беседах истинное положение дел на будущем месте работы было сознательно приукрашено, вряд ли стоит обижаться, если новый работник почувствует себя обманутым.
Тот, кто хочет привлечь новичка на свою сторону, должен знать: первые дни работы должны быть четко расписаны.
Необходимо выяснить следующие вопросы:
Новый сотрудник также заинтересован в том, чтобы его как можно быстрее и без каких-либо осложнений ввели в курс дела.
Довольно быстро проявляются сильные и слабые стороны нового сотрудника.
Организации приходится тратить немало средств, чтобы подобрать способного специалиста, но его потеря обходится еще дороже. Тот, кто считает, что новичок должен найти в себе силы, чтобы завоевать свое место, должен иметь в виду, что он может найти в себе силы и для того, чтобы его покинуть.
Если новый сотрудник хорошо проинструктирован, он будет испытывать доверие к руководителю, организации, усвоит их требования, будет комфортно себя чувствовать, эффективно и с желанием работать.
Особенно сложна адаптация руководителей. Это происходит, прежде всего, из-за несоответствия их уровня и уровня новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований.
Стратегий может быть несколько.
Те, кто прежде работал в организации, хорошо известны, но их выдвижение на руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть бывших коллег.
Возникают
также сложности, связанные с
тем, что принятие коллективом нового
руководителя во многом зависит от
его сопоставления с
Процесс вхождения нового руководителя в коллектив облегчается также предварительным изучением будущих подчиненных, их достоинств, недостатков, потенциальных возможностей; утверждением себя с первого дня человеком решительным, но при этом осмотрительным, осторожным, не меняющим всего сразу, однако немедленно устраняющим помехи в работе, внимательно относящимся к мнению и предложениям подчиненных. При этом не следует критиковать прежнего руководителя.
Логическим продолжением этапа первичной адаптации служит адаптация вторичная, направленная на то, чтобы на основе сформированного ранее у работника восприятия побудить ею к осознанному приобщению к корпоративной культуре предприятия.
Основные требования к подготовке адаптационной программы. В ее содержании указываются:
Структура программы включает следующие основные разделы.
1. Мероприятия общей социальной адаптации.
2.
Мероприятии общей (первичной,
предварительной)
3.
Мероприятия частной
Далее на основе утвержденной программы экспресс-адаптации разрабатывается план становления в должное — документ, определяющий перечень основных мероприятий (заданий, поручений и пр.), направленных на обеспечение наиболее быстрой и полной социально-профессиональной адаптации работника к условиям выполнения поручаемой ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) и реализуемых самим работником под руководством должностных лиц предприятия (структурного подразделения).
К числу основных факторов, влияющих на адаптацию молодых специалистов, относятся:
Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, являются основой успешной их адаптации.
Для
молодого специалиста в период адаптации
большую опасность представляет
некомпетентный первый руководитель,
безразличный к его нуждам и потребностям
и чинящий различные
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:
Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.
Этап 2. Ориентация. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.