Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа
Проблема трудовой адаптации работника актуальна при любых экономических, социальных и политических условиях, формах собственности и уровнях развития производства. От успешности трудовой адаптации во многом зависят результаты трудовой деятельности работника, производственные показатели предприятия, развитие отрасли, благополучие и стабильность региона, всего государства. Теоретическое понятие трудовой адаптации является полезным инструментом комплексной оценки разнообразных факторов производства (экономических, технических, социальных), их роли и степени воздействия на трудовую деятельность работника. Трудовая адаптация является мерой соответствия взаимных интересов работника и предприятия, государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………7
1.1. Сущность, структура и цели трудовой адаптации………………………..12
1.2. Управление процессом адаптации на предприятии………………………17
2. ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ на предприятии нефтегазового комплекса……………..………………………………………………………….22
2.2. Проблема адаптации персонала на предприятии Н Г К ………………………………………………….…………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст,, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Все виды адаптации, рассмотренные выше, не существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому управление процессом адаптации требует разработки единой системы мероприятий, обеспечивающих его быстроту и успешность. Успешность процесса адаптации определяется целым рядом факторов. Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса. Адаптация – двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, поэтому все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: производственные и личностные.
Рис. 1.1. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие [19, с. 71].
Также можно рассмотреть условия труда как сложное объективное общественное явление, формирующееся в процессе труда под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера и влияющее на здоровье, работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, на эффективность труда и на другие экономические результаты производства. Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку: улучшение условий труда, учет эргономических требований при организации рабочего места (выбор соответствующего оборудования, планировка рабочего места). При благоприятных условиях работоспособность человека повышается, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия вредных и опасных производственных факторов.
лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Сюда входит сокращенный рабочий день, дополнительный Кроме того, повышается эффективность использования рабочего времени за счет снижения потерь рабочих дней, вызванных временной нетрудоспособностью работников.
Важную роль в адаптации работников играет психологический климат в коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность работников, удовлетворенность трудом. С экономической точки зрения психологический климат и моральная обстановка на предприятии существенно влияют на продуктивность труда, действуя на психику и настроение людей [17, с. 68].
Адаптация и ее сроки в значительной степени
зависят от организации системы профессионально-
Итак, конкретизация подхода к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий производственной среды, разработка соответствующих мероприятий для облегчения ее прохождения составляют основу процесса управления адаптацией, предполагающего и определенную технологию. Успешность адаптации зависит и от обработанности организационного механизма управления процессом адаптации [9, с. 60].
Руководитель должен также помнить и о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком. И какое бы задание не имел процесс адаптации, значение его неоспоримо в силу еще целого ряда аргументов и фактов, свидетельствующего о важности хорошо подготовленного процесса адаптации:
- статистические данные
многих предприятий указывают
на особенно высокую долю уволь
- большинство несчастных
случаев происходит в первые
дни работы, а не тогда, когда
работник освоился на новом
месте. Значительное
Выделяем цели адаптации работников: это возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя, уменьшение стартовых издержек, вхождение работника в рабочий коллектив, снижение тревожности и неуверенности, сокращение текучести кадров среди новых работников, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, снижение издержек по поиску нового персонала, формирование кадрового резерва.
В данном пункте были рассмотрены ключевые положения об адаптации сотрудников в организации. Адаптация представлена как процесс, протекающий в организации постоянно и последовательно. Были изучены сущность, виды, свойства адаптации как процесса усвоения необходимых знаний, коммуникационных связей, мотивационных воздействий, а также мероприятий способствующих развитию характеристик новых сотрудников с точки зрения развития его профессиональных качеств, необходимой для успешной деятельности в организации..
1.2. Управление
процессом адаптации на
Управление процессом адаптации рассматривается как активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий [27, с. 65].
Необходимость управления адаптацией
предопределяется большим ущербом как
для производства, так и для работников,
а его возможность доказана опытом отечественных
и зарубежных предприятий и организаций.
Разработка
мер, положительно влияющих на адаптацию,
предполагает знание как субъективных
характеристик рабочего (пол, возраст,
его психофизиологические характеристики,
а также образование, стаж и др.), так и
факторов производственной среды, характера
их влияния (прямое или косвенное) на показатели
и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации
процесса адаптации следует исходить
из имеющихся возможностей предприятия
(в части условий труда, гибкого рабочего
времени, организации труда и т.д.) и ограничений
в изменении рабочего (в развитии тех или
иных способностей, в освобождении от
отрицательных привычек и т.п.), необходимо
также учитывать различия на новом и на
прежнем месте работы, особенности новой
и прежней профессии, т.к. они могут быть
существенными, что послужит серьезным
барьером для профессиональной мобильности
и проведения кадровой политики предприятия
[39, c.93].
Для улучшения управления трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов:
- структурное закрепление
- технология процесса
- информационное обеспечение этого процесса [30, c. 48].
В качестве возможных
организационных решений
Следует обратить внимание на важность проблемы управления нововведениями. Продуманная реализация данной функции становится фактором успешной адаптации работников к новым условиям труда.
В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией применяем такие методы развития мышления новых сотрудников: организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации; проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, работников, впервые вступающих в должность; и т.д. Следует обратить внимание на реализацию принципов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда можно отнести: использование творческих методов выработки решений. Обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки [2, c. 69].
Сбор и обработку информации об уровне
и длительности адаптации целесообразно
проводить в рамках процедуры текущей
деловой оценки персонала. Причем по отношению
к новым сотрудникам процедура деловой
оценки должна иметь более высокую периодичность
в пределах срока адаптации [5, c. 25].
Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.
Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов [32, c. 184].
Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.
При индивидуальном введении в должность непосредственный руководитель поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета. В результате каждый новичок должен знать общие правила, требования к работе, стандарты ее выполнения, процедуры подачи жалоб; действия в случае опоздания или болезни, необходимости взять отгул, отпроситься; как принято одеваться, какое поведение считается неприемлемым и проч. Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации [4, c. 74]..
Непосредственно процесс адаптации также значительно облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде [14, c. 78].
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же.
Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов [17, c. 99].