Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:06, контрольная работа
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация.
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Введение 3
1.Понятие, цели и виды адаптации 5
2. Управление процессом адаптации 12
Заключение 15
Список литературы
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.
Социально-
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.
Сущность остальных форм адаптации понятна из названий
Связь
понятий «адаптация» и «
Имеется множество определений понятия «адаптация», равно как и понятий «профориентация» и «введение в должность». Зачастую эти определения пересекаются и разные авторы называют различными терминами схожие процессы.
Например,
автор учебного пособия «Практический
менеджмент персонала» В.Р. Веснин главу
об адаптации персонала начинает
с определения понятия «
Введение в должность Веснин разделяет на индивидуальное (когда непосредственный руководитель персонально знакомит работника с коллективом и его будущей должностью) и групповое, причем последнее называет «профессиональной ориентацией». Профориентацию он рассматривает как вынужденную меру, которая необходима в случае одновременного прихода в организацию большого числа новых сотрудников, и ответственность за которую лежит на кадровом отделе. Ориентация, по Веснину, бывает общей (информирование об организации в целом) или специальной (об отдельном подразделении).
Наконец, собственно адаптацию Веснин рассматривает как следующую за введением в должность ступень задействования новых кадров, определяя этот процесс как «приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде»3. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями; усвоение стереотипов поведения; ассимиляция -- полное приспособление к среде и, наконец, идентификация -- отожествление личных интересов и целей с общими.
Другой автор, Кибанов, также разделяет профориентацию и адаптацию. При этом адаптацию он считает элементом профориентации, определяя последнюю как «систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям»4. То есть, согласно Кибанову, профориентация - процесс, предшествующий непосредственному вступлению сотрудника в организацию и обретению им новой должности. Обучение, воспитание, подготовку персонала он также относит к этому процессу.
Адаптация же, как взаимное приспособление работника и организации, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда, рассматривается Кибановым в качестве процесса уже непосредственно внутри организации.
В то же самое время многие другие авторы, и с их мнением, по-видимому, стоит согласиться, считают профориентацию одним из этапов адаптации. Рассматривая адаптацию как процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды, эти авторы включают понятия «введение в должность» и «профориентация» во всеобъемлющий процесс «первого уровня» - адаптацию.
Но прежде чем перейти к более детальному рассмотрению адаптации, попытаемся отыскать причины различного толкования близких понятий. Нельзя утверждать, что такой «классический» автор учебников по кадровому менеджменту, как А.Я. Кибанов, ошибается относительно базовых понятий. Скорее всего, он просто истолковывает другие значения слов. Например, его «профориентация» - это то, что предоставлено будущему работнику (или абитуриенту) в виде многочисленных профориентационных тестов и программ по подготовке персонала к выбранной сфере деятельности, но не то, что является «практическим знакомством нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации»5, как это истолковывается в одном из учебников по управлению персоналом.
Таким образом, оба определения отражают сущность профориентации, но в разных значениях этого слова. В ходе же рассмотрения адаптации будем руководствоваться вторым определением -- определением ориентации как этапа адаптации.
2. Управление процессом адаптации
Управление процессом
Необходимость
управления адаптацией предопределяется
большим ущербом как для
Разработка мер, положительно влияющих
на адаптацию, предполагает знание как
субъективных характеристик рабочего
(пол, возраст, его психофизиологические
характеристики, а также образование,
стаж и др), так и факторов производственной
среды, характера их влияния (прямое или
косвенное) на показатели и результаты
адаптации. Поэтому при оптимизации процесса
адаптации следует исходить из имеющихся
возможностей предприятия (в части условий
труда, гибкого рабочего времени, организации
труда и т.д.) и ограничений в изменении
рабочего (в развитии тех или иных способностей,
в освобождении от отрицательных привычек
и т.п), необходимо также учитывать различия
на новом и на прежнем месте работы, особенности
новой и прежней профессий, ибо они могут
быть существенными, что послужит серьезным
барьером для профессиональной мобильности
и проведения кадровой политики предприятия.
Адаптация
работника на производстве, эффективное
управление этим процессом требуют
большой организационной
администрации предприятия на решение
социальных задач в сфере управления производством
и других моментов.
Службы
адаптации работника могут
Задачами
подразделения или специалиста
по управлению адаптаци-
ей в области организации технологии процесса
адаптации, по Кибанову, являются:
-организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
-проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
-интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
-специальные курсы подготовки наставников;
-использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
-выполнение
разовых общественных поручений для установления
контактов нового работника с коллективом;8
Заключение
Таким образом, адаптация - процесс активного приспособления принятого на работу человека к новой для него среде. Адаптация носит социальный характер. Суть ее главным образом сводится к принятию норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства и т.д.), а также форм и способов предметной деятельности (например, способы профессионального выполнения работ). Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус работника в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждениями за труд, организацией труда и т.д.). Показатели низкой адаптации - это отклоняющееся поведение, увольнение работника и т.п.
На практике при найме на работу используют целый ряд способов для социализации работника:
-
предоставляется исчерпывающая
информация о работе, с тем
чтобы ожидания работника
-
проводится социальное
-
проводится собеседование о
-
проводится инструктаж по
Процесс
адаптации крайне важен, и служба
персонала организации должна уметь
им управлять.
Список
литературы