Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:22, доклад

Краткое описание

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Вложенные файлы: 1 файл

Американская модель менеджемента.docx

— 104.04 Кб (Скачать файл)

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями  американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство  и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Приведем сравнительную  характеристику японской и американской моделей менеджмента в таблице.

Характеристики

Модели

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания  собственного "Я", нежелание рисковать

Отказ от индивидуализма, переход  к коллективным формам, стремление к продуманному риску

Критерии к продвижению  по службе

Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное  продвижение

Высокая квалификация, способность  к обучению. Перемещение в должности  происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы  повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой  специализации к овладению несколькими  смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения  по принципу консенсуса; решение принимается  долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются  быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к фирме  и работе

Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).

Характер

проведения

инноваций

Эволюционным путем

Революционным путем

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия

Контракты


 

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегииявляется непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структурастроится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху. Что такое – американский менеджмент?

Американцы рациональны, очень рациональны, почти не уступают в этом немцам. Главное – все  взвесить, оценить риски и возможную  прибыль, а уже потом сделать  шаг. Одновременно, предприниматели  в Америке придерживаются концепции  «прибыль любой ценой».

Согласно американской модели менеджмента, менеджер вовсе  не обязан быть экспертом в какой-либо сфере бизнеса. Главное – общая  подготовка и врожденное чутье, благодаря  которым менеджер сможет успешно  работать в любой области бизнеса.

В современной американской корпоративной структуре исследователи  выделяют четыре группы менеджеров:

1. «Мастера»

2. «Борцы с джунглями»

3. «Люди-компании»

4. «Игроки»

«Мастера» – это  сторонники традиционной системы ценностей, которая включает в себя рабочую  этику и уважение к другим людям. Окружающие, их ценность рассматриваются с точки зрения их творческого участия в деле фирмы. Минус представителей данного типа менеджера – излишняя сосредоточенность на своих собственных делах, что не позволяет им управлять сложными и изменчивыми системами.

«Борцы с джунглями» - менеджеры, стремящиеся к власти. Они расценивают обстановку как  джунгли, а окружающих – как потенциальных  соперников, которых надо обойти или  уничтожить любой ценой. «Борцы с  джунглями» делятся на «львов» и  «лис». «Львы» - это те, кто уже  добился значимого успеха и сейчас закрепляет результат и влияние. «Лисы» - только-только закрепившись на одном месте, они продолжают продвигаться дальше по служебной лестнице, за счет предприимчивости это получается быстро. Но, так как «лисы» не особо разборчивы в методах, они часто наживают множество врагов, которые могут  в любой момент серьезно отомстить.

«Люди-компании» - это  те, кто всецело принадлежат организации, отождествляют себя с ней. Это  безликие менеджеры, слепо идущие на любые лишения во имя своей  компании. Психологически слабые представители стремятся подчинить своей воле других, чтобы делать работу чужими руками, обезопасив себя от риска. Сильные и волевые представители стремятся сделать так, чтобы окружающие сами признали в них лидера и стали подчиняться добровольно. Ну а те, у кого сильна творческая жилка, стремятся, чтобы коллектив стал дружной компанией.

«Игроки» считают, что «вся жизнь – игра». Будь то дела компании, будь то их собственная  личная жизнь. «Игроки», как несложно догадаться, любят риск, но не опрометчивый, а продуманный. Часть увлекается новшествами, стремится всегда быть в курсе новинок и свежих тенденций, в какой бы то ни было сфере. «Игроки» не стремятся создать свою «империю», они лишь хотят получить удовлетворение от победы и продолжить движение. Главное – быть признанными и знаменитыми.

Характерные черты американской модели менеджмента

1. Ориентация на  энергичные и быстрые действия.

2. Поддержка постоянного  контакта с клиентами и потребителями.

3. Предоставление  служащим, персоналу определенной  доли свободы, поощряющей их предприимчивость.

4. Люди – это  основной источник трудовых ресурсов, источник повышения производительности  труда.

5. Менеджмент невозможен  без постоянной связи с внешней  средой; одной или нескольким  ценностям, идеям бизнеса уделяется  особое внимание.

6. Занимайся тем,  что знаешь и что умеешь  лучше всего. Не берись за  что-то новое, пока не разберешься  в этом как следует.

7. Простота управления  и немного управленцев будут  гораздо эффективнее сложнейших  систем управления и многоступенчатой  системы руководства.

8. Метод «кнута  и пряника»: в чем-то служащим  можно предоставить свободу. А  в чем-то необходимо быть непоколебимо  жестоким.

9. Человек должен  быть хозяином своей судьбы. Не  надо полагаться на волю случая, ваша выгода – в ваших интересах  и в ваших руках.

10. Сохранение чувства  гордости вне зависимости от  обстоятельств позволяет поддерживать  производительность на высоком  уровне.

11. Установите стандарты  образцовости, стремитесь к ним,  требуйте того же от подчиненных.

Таковы  особенности американской модели менеджмента, одной из самых успешных в мировой  практике. 

Американская модель определяется национальными особенностями американцев:

•   способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;

•   подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности;

•   борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям;

•   энергичность, активность;

•   индивидуализм.     

 Однако при  всем различии как одна, так  и другая модели основываются  на таких принципах, которые  позволяют и японским, и американским  фирмам преуспевать. Это:

•   предприимчивость;

•   гибкость, чутье на потребности рынка;

•   железная дисциплина;

•   стремление к высокому качеству в работе;

•   детальное знание своего дела и служение ему;

•   умение привлекать хороших сотрудников;

•   строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью;

стремление всегда быть лучше своих конкурентов.

С точки зрения философии  фирмы, в американской модели менеджмента  замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и  рабочих. Цель фирмы, по американской модели, - рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

Наем и кадровая политика: наем  работников на рынке труда через сеть универститетов, школ бизнеса и др. нацеленность на индивидуальную, личную карьеру, при найме работника проверяется его соответствие вакантно должности с помощью таких методов, как конкурс оценка знаний, навыков в специальных” центрах оценки” , сдача экзаменов на должность, индивидуальная оценка и аттестация работников, оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

Организации и производства труда основное внимание уделяется  не производству, а адаптации с  внешней средой, работники выполняют  работы на основе четкого исполнения должностных инструкций , ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации, зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.  Стимулирование работников. Стимулирование работников значительно нижу, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в трираза выше, чем президента японской фирмы.

Внутрифирменное планирование. В американской модели: процесс планирования децентрализован, отделениям планируются основные  финансовые показатели, затраты на производство , сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течения года, по каждому новому виду продукции используются “стратегические хозяйственные центры (СХЦ).

Финансовая политика администрация  фирмы перераспределяет прибыль  между отделениями, расширение производства происходит за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций, имеет место  самофинансирование корпораций.


Информация о работе Американская модель менеджмента