Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:22, доклад
Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.
Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Во многом особенности этой модели
обусловлены национальными
Приведем сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента в таблице.
Характеристики |
Модели | |
Японская модель менеджмента |
Американская модель менеджмента | |
Доминирующие качества делового человека |
Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать |
Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску |
Критерии к продвижению по службе |
Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение |
Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро. |
Профессиональная |
Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. |
Тенденция перехода от узкой
специализации к овладению |
Процесс принятия решений |
Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. |
Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе |
Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). |
Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги). |
Характер проведения инноваций |
Эволюционным путем |
Революционным путем |
Форма деловых отношений |
Личные контакты на основе взаимного доверия |
Контракты |
Американцы рациональны, очень рациональны, почти не уступают в этом немцам. Главное – все взвесить, оценить риски и возможную прибыль, а уже потом сделать шаг. Одновременно, предприниматели в Америке придерживаются концепции «прибыль любой ценой».
Согласно американской модели менеджмента, менеджер вовсе не обязан быть экспертом в какой-либо сфере бизнеса. Главное – общая подготовка и врожденное чутье, благодаря которым менеджер сможет успешно работать в любой области бизнеса.
В современной американской
корпоративной структуре
1. «Мастера»
2. «Борцы с джунглями»
3. «Люди-компании»
4. «Игроки»
«Мастера» – это сторонники традиционной системы ценностей, которая включает в себя рабочую этику и уважение к другим людям. Окружающие, их ценность рассматриваются с точки зрения их творческого участия в деле фирмы. Минус представителей данного типа менеджера – излишняя сосредоточенность на своих собственных делах, что не позволяет им управлять сложными и изменчивыми системами.
«Борцы с джунглями» - менеджеры, стремящиеся к власти. Они расценивают обстановку как джунгли, а окружающих – как потенциальных соперников, которых надо обойти или уничтожить любой ценой. «Борцы с джунглями» делятся на «львов» и «лис». «Львы» - это те, кто уже добился значимого успеха и сейчас закрепляет результат и влияние. «Лисы» - только-только закрепившись на одном месте, они продолжают продвигаться дальше по служебной лестнице, за счет предприимчивости это получается быстро. Но, так как «лисы» не особо разборчивы в методах, они часто наживают множество врагов, которые могут в любой момент серьезно отомстить.
«Люди-компании» - это
те, кто всецело принадлежат
«Игроки» считают, что «вся жизнь – игра». Будь то дела компании, будь то их собственная личная жизнь. «Игроки», как несложно догадаться, любят риск, но не опрометчивый, а продуманный. Часть увлекается новшествами, стремится всегда быть в курсе новинок и свежих тенденций, в какой бы то ни было сфере. «Игроки» не стремятся создать свою «империю», они лишь хотят получить удовлетворение от победы и продолжить движение. Главное – быть признанными и знаменитыми.
Характерные черты американской модели менеджмента
1. Ориентация на энергичные и быстрые действия.
2. Поддержка постоянного
контакта с клиентами и
3. Предоставление служащим, персоналу определенной доли свободы, поощряющей их предприимчивость.
4. Люди – это
основной источник трудовых
5. Менеджмент невозможен
без постоянной связи с
6. Занимайся тем,
что знаешь и что умеешь
лучше всего. Не берись за
что-то новое, пока не
7. Простота управления
и немного управленцев будут
гораздо эффективнее
8. Метод «кнута
и пряника»: в чем-то служащим
можно предоставить свободу. А
в чем-то необходимо быть
9. Человек должен
быть хозяином своей судьбы. Не
надо полагаться на волю
10. Сохранение чувства
гордости вне зависимости от
обстоятельств позволяет
11. Установите стандарты
образцовости, стремитесь к ним,
требуйте того же от
Таковы особенности американской модели менеджмента, одной из самых успешных в мировой практике.
Американская модель определяется национальными особенностями американцев:
• способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;
• подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности;
• борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям;
• энергичность, активность;
• индивидуализм.
Однако при всем различии как одна, так и другая модели основываются на таких принципах, которые позволяют и японским, и американским фирмам преуспевать. Это:
• предприимчивость;
• гибкость, чутье на потребности рынка;
• железная дисциплина;
• стремление к высокому качеству в работе;
• детальное знание своего дела и служение ему;
• умение привлекать хороших сотрудников;
• строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью;
стремление всегда быть лучше своих конкурентов.
С точки зрения философии
фирмы, в американской модели менеджмента
замена руководства фирмы
Наем и кадровая политика: наем работников на рынке труда через сеть универститетов, школ бизнеса и др. нацеленность на индивидуальную, личную карьеру, при найме работника проверяется его соответствие вакантно должности с помощью таких методов, как конкурс оценка знаний, навыков в специальных” центрах оценки” , сдача экзаменов на должность, индивидуальная оценка и аттестация работников, оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.
Организации и производства труда основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой, работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций , ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации, зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда. Стимулирование работников. Стимулирование работников значительно нижу, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в трираза выше, чем президента японской фирмы.
Внутрифирменное планирование. В американской модели: процесс планирования децентрализован, отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство , сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течения года, по каждому новому виду продукции используются “стратегические хозяйственные центры (СХЦ).
Финансовая политика администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями, расширение производства происходит за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций, имеет место самофинансирование корпораций.