Анализ деятельности кадровой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

В ходе дипломной работы были изучены и проанализированы основные направления деятельности отдела кадров Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по документированию и организации работы с персоналом с целью выявления их особенностей.
Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:
ознакомление с организационной структурой отдела кадров;
изучение и анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность отдела кадров Университета;
выявление основных направлений работы кадровой службы;
изучение основных требований к составлению кадровой документации и организации работы такого рода документами;
исследование особенностей ведения кадрового делопроизводства в учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Основы деятельности кадровой службы 7
1.1.1. Должностная инструкция сотрудника кадровой службы 10
ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Основные требования к работе с приказами по личному составу
2.2. Ведение трудовых книжек 16
2.2.1. Правила заполнения трудовой книжки 17
2.2.2. Занесение сведений в трудовую книжку 19
2.2.3. Вкладыш в трудовую книжку 20
2.2.4. Выдача трудовой книжки при увольнении 21
2.2.5. Дубликат трудовой книжки 21
2.2.6. Расчеты за трудовые книжки и их хранение 23
2.2.7. Учет бланков трудовых книжек 24
2.3. Формирование и хранение дел в кадровой службе 25
2.3.1. Номенклатура дел отдела кадров 26
2.3.2. Формирование личных дел 27
2.3.3. Хранение дел 30
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКОВ В КАДРОВОЙ СЛУЖБЕ 31
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ СПБГПУ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Вложенные файлы: 1 файл

КР МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 127.33 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Основы деятельности кадровой  службы 7

1.1.1. Должностная инструкция сотрудника кадровой службы 10

ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Основные требования к работе  с приказами по личному составу

2.2. Ведение трудовых книжек 16

2.2.1. Правила заполнения трудовой  книжки 17

2.2.2. Занесение сведений в трудовую  книжку 19

2.2.3. Вкладыш в трудовую книжку 20

2.2.4. Выдача трудовой книжки при  увольнении 21

2.2.5. Дубликат трудовой книжки 21

2.2.6. Расчеты за трудовые книжки  и их хранение 23

2.2.7. Учет бланков трудовых книжек 24

2.3. Формирование и хранение дел  в кадровой службе 25

2.3.1. Номенклатура дел отдела  кадров 26

2.3.2. Формирование личных дел 27

2.3.3. Хранение дел 30

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКОВ В КАДРОВОЙ СЛУЖБЕ 31

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ СПБГПУ 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Приложение 1 48

Приложение 2 49

Приложение 3 50

Приложение 4 54

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные условия развития экономики  и конкуренции на рынке диктуют  свои правила управления организацией. В настоящее время успех любой компании в первую очередь зависит от возможности оперативно и своевременно получать необходимую и актуальную информацию, а, следовательно, от организации работы с документированной информацией внутри организации.

Однако особое внимание следует  уделять именно документированию управления персоналом, так как организация и регулирование его работы влияют на успех всей компании. Следовательно, все направления деятельности, имеющие непосредственное отношение к управлению персоналом, отличаются от других сфер и имеют свои особенности. К этим особенностям в первую очередь стоит отнести особую правовую и социальную ответственность, которую работодатель несет перед своими работниками. Документирование работы с персоналом является непосредственным отражением и фиксацией отношений между работодателем и работниками, то есть закрепляет эту ответственность «на бумаге».

Актуальность выбранной темы обуславливается  недостаточным вниманием многих организаций к вопросам документационного обеспечения работы с персоналом. Большинство работодателей не учитывают всех особенностей кадрового делопроизводства и лишь поверхностно выполняют требования законодательства в этой области. Это обуславливается в первую очередь рекомендательным характерам нормативно-законодательных актов, регулирующих эту область, а также недостаточной их проработанностью.

В ходе дипломной работы были изучены и проанализированы основные направления деятельности отдела кадров Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по документированию и организации работы с персоналом с целью выявления их особенностей.

Исходя из этого, выстраивается  ряд задач, а именно:

  • ознакомление с организационной структурой отдела кадров;
  • изучение и анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность отдела кадров Университета;
  • выявление основных направлений работы кадровой службы;
  • изучение основных требований к составлению кадровой документации и организации работы такого рода документами;
  • исследование особенностей ведения кадрового делопроизводства в учебном заведении.

С учетом недостаточной разработки темы, при написании выпускной квалификационной работы был использован широкий круг источников. В первую очередь была изучена и проанализирована нормативно-методическая и законодательная база. Особое внимание уделялось Трудовому кодексу Российской Федерации, регулирующему трудовые отношения между работником и работодателем. Кроме того, значимыми в исследовании данной темы стали труды следующих авторов: Грудцыной Л.Ю.1, Кузнецовой Т.В.2,  Кирсановой М.В.3 и других.

Наряду с документационными  материалами источником послужили  личные наблюдения и практический опыт, полученные при прохождении преддипломной  практики в отделе кадров Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

В соответствии с поставленными  задачами данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений. Все составные части работы в совокупности призваны выявить особенности ведения кадрового делопроизводства и доказать его значимость для организации.

 

ГЛАВА 1. МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

Служба по подбору персонала  и управлению им (отдел или управление по кадрам) представляет собой самостоятельное  структурное подразделение коммерческой либо некоммерческой организации, главными направлениями деятельности которой являются:

  • документирование трудовых отношений;
  • осуществление работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов;
  • формирование стабильно работающего трудового коллектива;
  • создание кадрового резерва;

• организация системы учета кадров.

Таким образом, роль деятельности кадровой службы в общей системе  управления обуславливается ее функциями, основой которых как раз и  является деятельность, связанная с документированием трудовых отношений и организацией работы с персоналом.

Документирование трудовых отношений - неотъемлемая часть деятельности любой организации. Документированная информация составляет основу управления. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами  влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. За счет более совершенной системы документационного обеспечения управления достигается более быстрое движение и исполнение служебных документов, их сохранение, использование и правильный отбор на государственное хранение. То есть, деятельность всего аппарата управления упрощается, ускоряется, становится более четкой и организованной.

Руководство каждого предприятия  должно учитывать, что документы  по личному составу, отражающие трудовую деятельность работников и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии, играют особую роль в жизни человека. Недопустимо отсутствие этой документации в организации, а также ведение кадрового делопроизводства с нарушением требований Трудового кодекса РФ.

Необходимо учитывать, что  документация по личному составу  подлежит передаче в государственные архивы для длительного хранения.

Руководитель предприятия  несет персональную ответственность  за документированный фонд, образующийся на предприятии, и должен быть знаком с основами трудового законодательства.

Не менее важным для  администрации предприятия является использование документов кадровой службы при решении споров с работниками. Трудовые конфликты всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе. Важнейшее значение при этом имеет не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и его оформление в соответствии с действующими нормативными актами, то есть придание документу юридической силы. Именно ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их выполнение нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебном споре с работником даже при хорошем знании статей Трудового кодекса РФ и правильном их применении.

Таким образом, кадровая документация, всегда игравшая существенную роль в жизни каждого трудоспособного человека в нашей стране, продолжает оставаться актуальной и в условиях развития рыночных отношений. Так как служит документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение по старости и инвалидности, предоставляется в суд при трудовых конфликтах, сдается в государственные архивы на длительное хранение, используется в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения.

Все это доказывает значимость кадрового делопроизводства в деятельности любой организации. Необходимо уделять особое внимание документированию работы с персоналом и учитывать все особенности работы с кадровыми документами.

Следовательно, деятельность кадровой службы имеет большое значение для любой организации. От того, насколько профессионально организованно ведение кадрового делопроизводства зависит успех управленческой деятельности в целом.

1.1. Основы деятельности  кадровой службы

 

Организация деятельности любого подразделения должна начинаться с составления положения об этом подразделении. Положение о кадровой службе должно состоять из следующих разделов: общие положения; задачи; структура; функции; взаимоотношения с другими подразделениями; права; обязанности; ответственность. 

В разделе «Структура»  указан порядок разработки и утверждения  структуры отдела, его численный  состав, конкретные направления работы и закрепленные за ними подразделения  отдела.

Численный состав и структура  кадровых служб зависят в основном от масштабов организации. В зависимости от размеров конкретной организации выделяются следующие организационные формы осуществления кадровой работы:

  • самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или его заместителю;
  • выполнение функций кадровой службы отдельным сотрудником организации; 
  • выполнение функций кадровой службы по совместительству с выполнением другой работы. 

Функциональные обязанности  кадровой службы заключаются в следующем: 

•разработка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации;

  • оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • учет личного состава;
  • хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству;
  • контроль исполнения руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом;
  • изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению;
  • анализ состава специалистов организации, деловых качеств работников с целью их рационального использования;
  • создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов;
  • работа по созданию резерва на выдвижение;
  • подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников;
  • подготовка и систематизация материалов для аттестационной 
    комиссии;
  • подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению;
  • принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работников;
  • организация контроля состояния трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
  • ведение всей отчетности по кадровым вопросам.

В ходе взаимодействия с другими подразделениями организации  кадровая служба получает от них заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики отпусков и т.п.

Из кадровой службы в подразделения  направляются:

  • сведения о нарушителях трудовой дисциплины;
  • копии приказов о приеме новых работников, перемещении внутри организации, увольнении работников;
  • копии приказов об утверждении (изменении) Правил внутреннего трудового распорядка;
  • сведения, относящиеся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.

От бухгалтерии кадровая служба получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.


В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию  сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных отпусках работников и т.п.

Кадровая служба, как правило, наделена следующими полномочиями:

  • требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов;
  • принимать работников, организации по вопросам перемещения и увольнения;
  • взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров;
  • требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.

Положение об отделе кадров устанавливает ответственность  начальника отдела кадров за выполнение возложенных на отдел функций  и ответственность работников отдела, которая устанавливается должностными инструкциями.

1.1.1. Должностная инструкция сотрудника кадровой службы

 

Что касается должностной  инструкции работника отдела кадров, то она, как и любая другая должностная инструкция, согласно пункту 5 постановления Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» должна состоять из трех разделов: «Должностные обязанности», «Требования к знаниям» и «Требования к квалификации».

Информация о работе Анализ деятельности кадровой службы