Анализ опыта создания и деятельности акционерного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические и политические изменения привели к появлению частного сектора в экономике. Возрождение акционерных обществ, которые существовали в России вплоть до конца 20-х годов, сделалось объективно необходимым для развития новой хозяйственной практики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Место акционерного общества в системе организационно-правовых форм предприятий………………………………………………………………………5
1.1 Правовые основы создания, деятельности и ликвидации акционерного общества…………………………………………………………………………..5
1.2 Участие акционерного общества в холдинге и финансово-промышленной группе…………………………………………………………………………….15
1.3 Отношения, возникающие при прекращении деятельности акционерного общества………………………………………………………………………….20
2. Система управления акционерным обществом……………………………..23
3. Основные показатели эффективности деятельности акционерного общества………………………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………...49

Вложенные файлы: 1 файл

труд.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

Более "мягкой" формой объединения предприятий являются финансово-промышленные группы (ФПГ), создание и функционирование которых регулируется Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096. В ФПГ входят на условиях объединения капиталов не только производственные предприятия, но также кредитно-финансовые учреждения и инвестиционные институты (компании и фонды). При этом предприятия могут быть любой организационно-правовой формы, независимо от вида собственности. ФПГ формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций. Государство поддерживает формирование ФПГ, образуемых с соблюдением антимонопольного законодательства в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал России.

ФПГ создаются либо ее участниками в добровольном порядке или путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников, либо по решению Правительства РФ (при этом участники группы — госпредприятия федеральной собственности и бюджетные организации), либо на основе межправительственных соглашений (в этом случае российские участники ФПГ определяются Правительством России, а доля их государственной собственности в группе не может превышать 25%).

Возможны разные варианты формирования ФПГ в добровольном порядке:

1.                  участники группы учреждают открытое АО в соответствии с действующим законодательством РФ; предприятия, объединившиеся в ФПГ, передают пакеты своих акций в доверительное управление (траст) одному из участников группы;

2.                  один из участников группы приобретает пакеты акций других участников ФПГ. Величина пакетов акций, передача в траст или приобретение которых ведет к формированию ФПГ, определяется Советом Министров — Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства. При формировании ФПГ имеются следующие ограничения. Прежде всего не допускается передача акций в траст предприятию или приобретение акций предприятием, если в уставном капитале последнего госсобственность превышает 25%. Не допускается также добровольное объединение участниками ФПГ капитала, в котором госсобственность превышает 25%. В ФПГ не могут вступать объединения предприятий и холдинги, если в структуре их капитала материальные активы составляют менее 50%. Кроме того, не разрешается перекрестное владение акциями участниками ФПГ, и, наконец, входящее в группу кредитно-финансовое учреждение или инвестиционный институт не может владеть более чем 10% акций любого участника ФПГ и вкладывать в акции предприятий этой группы более 10% активов указанного учреждения.

Участники или представитель ФПГ подают заявку о регистрации их в качестве ФПГ в Госкомитет РФ по промышленной политике после согласования с ГКАП РФ. Заявки рассматриваются данным Госкомитетом в срок не более месяца. Статус ФПГ подтверждается соответствующей записью в Реестре финансово-промышленных групп РФ, который ведет Госкомитет РФ по промышленной политике. Интерес предприятия к вступлению в ФПГ может проявиться практически по таким же причинам интегративного свойства, что при вступлении в холдинг. Таким образом, принимая решение о вхождении в холдинг или ФПГ, предприятию необходимо всесторонне оценить все "за" и "против", уступка в хозяйственной самостоятельности должна покрываться преимуществами от участия в холдинге или ФПГ.[3, с. 121]

 

 

 

 

1.3 Отношения, возникающие при прекращении деятельности акционерного общества

 

Акционерное общество может прекратить свое "существование" в двух случаях:

- при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или преобразования;

- при ликвидации юридического лица.

При реорганизации акционерного общества всегда имеется правопреемник, к которому переходят все права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Именно поэтому, возникающие в связи с реорганизацией имущественные отношения в самом общем случае сводятся к правоотношениям по переходу прав кредитора и переводу долга.

Основаниями для ликвидации юридического лица могут быть:

- решение учредителей, акционеров юридического лица или органа, уполномоченного на это учредительными документами;

- решение суда в случае несостоятельности или по требованию уполномоченного государственного органа.

При ликвидации акционерного общества создается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению обществом. Ликвидационная комиссия выступает от имени акционерного общества в суде. Пункт 4 ст. 21 Закона РФ "Об акционерных обществах" устанавливает необходимость включения в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или представителя органа местного самоуправления, в случае, если акционером ликвидируемого общества является государственное или муниципальное образование.

Выплаты денежных средств кредиторам производятся в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми общество несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате авторских гонораров;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательств

- вам, обеспеченным залогом имущества общества;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты со всеми прочими кредиторами. Расчеты с кредиторами последующей очереди производятся после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

В случае, если денежных средств общества недостаточно для расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия реализует имущество общества в порядке, принятом для исполнения судебных решений. Выплаты кредиторам производятся со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам пятой очереди - по истечении месяца со дня утверждения упомянутого баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, подлежащий утверждению общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию общества.

Необходимо отметить, что отдельным случаем ликвидации является таковая в связи с несостоятельностью (банкротством) общества.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом) влечет открытие конкурсного производства. При этом срок исполнения всех обязательств должника считается наступившим, а начисление финансовых санкций (пеней, штрафов) прекращается, снимаются все аресты с имущества должника, наложение новых арестов (ограничений) не допускается, все требования к должнику удовлетворяются только в рамках конкурсного производства, органы управления должника отстраняются от выполнения своих функций и назначается конкурсный управляющий, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом. Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства образует конкурсную массу. Счета должника в банках, кроме основного счета должника, закрываются.[6, с. 148]

 


2. Система управления акционерным обществом

 

Система управления акционерным обществом включает традиционную иерархию линейных и функциональных органов управления, осуществляющих руководство различными направлениями его деятельности. В то же время эта система имеет принципиальную особенность, обусловленную тем, что имущество общества образовано вкладами множества акционеров. Система управления акционерного общества предусматривает возможность волеизъявления всех акционеров при решении главных вопросов деятельности общества через специальный орган, называемый общим собранием акционеров. Оно выражает мнение и защищает интересы коллективного собственника. Кроме интересов акционеров, есть еще интересы наемных работников, которые трудятся на предприятии. Многие из них являются акционерами своего предприятия. Система управления акционерного общества призвана сочетать такие разнонаправленные интересы. В соответствии с Гражданским кодексом РФ акционерные общества могут иметь двух- или трехуровневую систему управления. В небольших АО структура органов управления обычно имеет два уровня: общее собрание акционеров и исполнительный орган (правление, исполнительная дирекция). В акционерном обществе с числом акционеров более 50 создается еще и совет директоров (наблюдательный совет). В этом случае образуется трехуровневая система управления: общее собрание акционеров - совет директоров (наблюдательный совет) - исполнительный орган управления (правление). Состав и уровни органов управления определяются конкретными особенностями общества: объемом производства, численностью производственного персонала, сложностью и номенклатурой продукции, серийностью производства, количеством хозяйственных связей с внешними агентами, наличием филиалов и их разбросанностью по регионам и другими факторами. Поэтому конкретная структура управления акционерного общества отражается в его уставе. На рис. 2 показана обобщенная типовая структура управления акционерного общества. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Собрания акционеров бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются советом директоров, ревизионной комиссией или акционерами, владеющими в совокупности не менее 10% акций. Акционерное общество обязано не позднее 30 календарных дней до даты проведения собрания направить каждому акционеру заказным письмом по адресу, указанному в реестре акционеров:

- письменное уведомление о времени и месте проведения собрания;

- утвержденную советом директоров повестку дня; материалы по вопросам повестки дня собрания, в том числе избирательные бюллетени по выборам в совет директоров и в ревизионную комиссию.

По решению собрания уведомление может осуществляться через объявление в газете. Уведомление направляется всем акционерам, полностью уплатившим взносы по обыкновенным акциям, а также аудитору акционерного общества.

 

Рис. 2. Типовая трехуровневая структура управления АО.


Трудно себе представить собрание крупных акционерных обществ, таких, как американские "Дженерал моторе" и "АТТ", на которое соберутся все акционеры (а их более миллиона). Тем не менее, уведомления высылаются каждому держателю акций. При этом, зная настроения своих акционеров, правление вместе с приглашением присылает им и бланки доверенности на право использования их голосов. Представитель акционера может участвовать в собрании и голосовании только при наличии нотариально заверенной доверенности.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины акционеров или их законных представителей (по числу обыкновенных акций).

При отсутствии кворума возможны два варианта развития событий:

собрание распускается, если оно созывалось по требованию акционеров, владеющих не менее 10% акций;

назначается дата нового собрания акционеров, если собрание созывалось советом директоров. Ее устанавливает председательствующий, но не позднее чем через 30 дней после несостоявшегося собрания. Повторное собрание правомочно при любом числе собравшихся акционеров.

В законодательных документах довольно подробно расписан регламент проведения собрания. Это не случайно, поскольку демократическая процедура гарантирует достижение компромисса при столкновении разнонаправленных интересов разных групп акционеров.

Собрание ведет председатель совета директоров или его заместитель. В случае их отсутствия председательствует один из директоров по выбору членов совета директоров. Если члены совета директоров отсутствуют или отказываются председательствовать, то собрание выбирает председателя из числа акционеров.

По решению собрания, на котором есть кворум, оно может приостанавливаться на срок до 30 дней. На возобновленном собрании могут решаться только вопросы первоначальной повестки дня. Вопросы решаются голосованием, причем одна обыкновенная акция дает право одного голоса. Не участвуют в голосовании акции, находящиеся в активах эмитировавшего их общества. Кворум на собрании определяется без учета таких акций. Для проведения голосования секретарь совета директоров готовит именные бюллетени для голосования с указанием наименования (имени) акционера, числа акций, которыми он владеет, и возможных вариантов голосования. Если акционер не присутствует на собрании, то он должен передать доверенность на голосование совету директоров или своему представителю. При отсутствии такой доверенности акционер считается не участвующим в голосовании. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

Годовое собрание акционеров открытого акционерного общества проводится не позднее 120 календарных дней по окончании финансового года. При этом выносимые на годовое собрание акционеров бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (годовой отчет), ответ ревизионной комиссии по результатам годовой проверки подлежат утверждению советом директоров акционерного общества не позднее 60 календарных дней по окончании финансового года. Если совет директоров не утверждает баланс общества, то он сдается в установленном порядке в налоговую инспекцию, которая назначает аудиторскую проверку за счет средств акционерного общества.

Основные вопросы, обсуждаемые на годовом собрании:

1.                  утверждение изменений в уставе и уставного капитала, годового баланса, счета прибылей и убытков;

2.                  годового отчета совета директоров и аудитора;

3.                  избрание членов совета директоров, генерального директора и других руководителей АО;

4.                  назначение аудитора и установление оплаты его услуг;

5.                  могут быть и другие вопросы, например, утверждение размера дивидендов, изменения в структуре управления и т.д.

Подавляющее число вопросов решается простым большинством голосов от числа присутствующих. Для разрешения принципиальных вопросов требуется квалифицированное большинство голосов — три четверти. В соответствии с Положением об акционерных обществах квалифицированным большинством принимаются решения об изменении устава акционерного общества, его реорганизации (слиянии, поглощении, разделении, присоединении, изменении организационно-правовой формы) и ликвидации.

Для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации на базе государственных и муниципальных предприятий, Государственной программой приватизации предусмотрено, что только на собрании акционеров и с согласия владельцев трех четвертей обыкновенных акций, присутствующих лично либо через полномочных представителей, принимаются следующие решения:

- внесение изменений и дополнений в устав;

- изменение величины уставного капитала;

- залог, сдача в аренду, продажа, обмен и иное отчуждение имущества, состав которого определяется учредительными документами, если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 25% уставного капитала или если ревизионной комиссией АО не принято решение об одобрении сделки;

- участие в холдинговых компаниях, объединениях предприятий и финансово-промышленных группах;

- реорганизация и ликвидация акционерного общества.

Информация о работе Анализ опыта создания и деятельности акционерного общества