Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:24, курсовая работа
Цель моей работы заключается в исследовании проблемы кооперации и разделении труда персонала.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе можно выделить следующие задачи:
- подбор и анализ источников;
- провести анализ основ разделения труда;
- рассмотреть особенности руководителей низового звена, руководителей среднего звена и руководители высшего звена;
- описать краткую характеристику, строение организации и структуру управления ООО «Айкай».
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы организации разделения труда на предприятии
1.1. Разделение труда: понятие и общие характеристики. 6
1.2. Формы разделения труда и их развитие 10
1.3. Проектирование функционального разделения труда 13
Глава 2. Анализ системы разделения труда на примере предприятия ООО «Айкай»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Айкай» 16
2.2. Разделение и кооперация труда на примере предприятия ООО « Айкай» 18
Заключение
Список использованных источников
Существуют 3 формы общественного разделение труда:
1. Общее разделение труда характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта.
2. Частное разделение труда – это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства.
3. Единичное разделение труда характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций.[4-c.259]
1.2. Формы разделения труда и их развитие
Важным фактором повышения результативности управления является
разделение труда менеджеров, то есть
специализация управленческих работников
на выполнении определенных видов деятельности
(функций), разграничение их полномочий,
прав и сфер деятельности. Соответственно
этому в организациях выделяют следующие
виды разделения труда профессиональных
управляющих: функциональное, структурное,
технологическое, профессионально-
Функциональное разделение
труда основывается на
Структурное разделение
труда строится исходя из
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления – низового (первого, или менеджмента передовой линии), среднего и высшего.
К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.
Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее производственно хозяйственными комплексами.
Фактическое число уровней на предприятии характеризуется большим разнообразием и колеблется от двух на малых предприятиях до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это – горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты организацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивирование, становится наиболее важной.[5-c.504]
Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым серам деятельности, образующим подсистемы предприятия. В Таблице 1 приведен пример такого разделения труда на предприятии, в составе которого выделены, пять подсистем: маркетинг, производство, персонал, исследования и разработки, финансы.
Технологическое и профессионально-
Сложность управленческих
работ учитывается в требованиях,
которым должны отвечать
1.3 Проектирование функционального разделения труда
Оптимизация функционального разделения труда предполагает оптимальное в количественном отношении распределение производственных функций между рабочими разных профессий. В качестве критерия оптимальности следует принять минимальные затраты на производство продукции.
Задача оптимизации функционального разделения труда неотделима от функциональной кооперации – способов взаимодействия рабочих различных профессий, основных и вспомогательных. Основой функциональной кооперации является регламентация последовательности и сроков выполнения работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым для высокопроизводительной работы в течение смены, недели, месяца. Все производственные функции обслуживания рабочих мест можно разделить на профилактические работы и работы, выполнение которых обусловлено отказами оборудования, инструментов, нарушением параметров рабочих сред и т.п.
Профилактические работы подразделяются на регламентные, для которых заранее определено содержание, периодичность и последовательность выполнения (принудительная замена инструментов, периодические – по установленному графику – подналадка, смазывание, чистка оборудования и т.д.), и нерегламентированные (текущие).[8-c.64]
Нарушения качественного производственного процесса из-за отказов оборудования или других отклонений от нормального его хода могут проявляться в явном и неявном виде. Первая группа неполадок сразу обнаруживается с помощью специальных сигналов или визуально (остановка оборудования, поломка инструмента и т.п.). Нарушение производственного процесса в неявном виде обнаруживаются рабочими при проверке качества обработки, при контрольном профилактическом осмотре и др.
Отказы оборудования и инструмента возникают чаще всего в случайные моменты времени и являются весьма разнообразными. Поэтому время на ликвидацию этих неполадок можно определить лишь по данным прошлого периода.
В организации обслуживания рабочих мест могут быть применены разные варианты распределения регламентированных и случайно возникающих работ. В одних случаях они отделяются, в других – могут совмещаться.
Взаимодействие рабочих и оборудования на предприятиях можно рассматривать как взаимодействие систем массового обслуживания. Источники требований здесь являются металлорежущие станки, каналами обслуживания – рабочие разных профессий (операторы, наладчики, слесари, электрики и др.).
От источников требований – станков – поступает требование на выполнение функций обслуживания со стороны рабочих разных профессиональных групп, т.е. требования поступают в разные каналы массового обслуживания.
Отдельные системы функционируют в тесной взаимосвязи, так как источники требований для всех систем общие. Какое-либо изменение характеристик одной системы вызывает изменения в других, по крайней мере в одной из систем массового обслуживания. Например, при передаче функций подналадки от наладчика операторам уменьшается интенсивность потока требований в систему наладчика, что влечет за собой резкое увеличение нормы обслуживания для наладчиком. В то же время с системе оператора (имеется в виду многостаночное обслуживание) наблюдается обратная картина: увеличение интенсивности потока требований и уменьшение нормы обслуживания для оператора-автоматчика. Перераспределение некоторых производственных функций может привести к исчезновению некоторых систем обслуживания.
При проектировании рационального функционального разделения труда могут быть использованы методы, основанные на применении аналитического аппарата теории массового обслуживания (теории очередей).
В качестве критерия оптимальности при выборе форм функционального разделения труда может, как правило, принимается минимум затрат, приходящийся на один работающий станок в час, в том числе затрат на обслуживание оборудования, потерь от простоев оборудования во время ожидания обслуживания, а также затрат на содержание основных и вспомогательных рабочих.[11-c.93]
Глава 2. Анализ системы разделения труда на примере предприятия ООО «Айкай»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Айкай»
Свое начало ООО "Айкай" берет с маленькой компании "Лига-Б", которая была зарегистрирована в г. Ижевске 19 августа 1991 года, в день путча, двумя учредителями - Леонидом Ильичем Капланом и Азатом Таисовичем Галеевым. В первый год "Лига-Б" работала как брокерская контора на Удмуртской товарно-фондовой бирже.
Весной 1992 года на приватизационных торгах был приобретён первый продовольственный магазин, позднее названный в честь его директора - Соколова Бориса Семеновича - "СОКОЛ".
Именно тогда было создано ОАО "Продторг", специализирующегося на розничной торговле продуктами питания.
Главным стратегическим направлением предприятия было и есть развитие розничной сети. Этому направлению компания следует неуклонно, о чем свидетельствует динамика приобретения магазинов:
Год Куплено
1992 3 магазина
1993-199514 магазинов
1996-199712 магазинов
1998-199910 магазинов
2000-200211магазинов
2003-200618 магазинов
В сентябре 2005 года ОАО "Продторг" было переименована в ООО "Айкай". ООО "Айкай" по своей организационно-правовой форме является Обществом Ограниченной Ответственностью. Данное предприятие создавалось на основе приватизации государственного имущества в 1992 году.
В настоящее время ООО "Айкай" имеет свыше 70 розничных точек, крупнейшую в Удмуртии продовольственную базу, специализированный учебный центр по подготовке кадров. Общая численность персонала, работающего в компании, свыше 3,5 тысяч человек.
Организация структуры управления, представляет собой состав подразделений аппарата управления, отношения и связи между ними в ходе выполнения процесса управления.
Общая структура управления в ООО "Айкай" подобна стандартной структуре любого открытого акционерного общества: общим собранием акционеров выбирается совет директоров, которому, в свою очередь, подчиняется президент общества.
Генеральным директором ООО "Айкай"" является Балобанов И. А.
Общая штатная численность ООО "Айкай" - 3386 человек. Система исполнительной власти представлена хорошо организованной, разветвленной структурой органов.
В каждом отделе, магазине и в других подразделениях ООО "Айкай" имеется штатное расписание, а также на каждого специалиста составлены должностные инструкции. Штат магазина №56 - 35 сотрудников.
Многие подразделения ООО "Айкай" имеют свое структурное деление. Например, торговый отдел состоит из шести отделов. В каждый ТОРГ входят несколько магазинов. Торгом руководит директор по торговле, а магазином - директор магазина. Магазин №56 относится к ТОРГу №5.
В свою очередь директорам магазина подчиняется персонал магазина. Директора магазина отвечают за работу персонала и работу в целом магазина. Заработная плата сотрудников магазина напрямую зависит от товарооборота данного магазина за месяц.
Также к торговому отделу относится отдел качества, который занимается качеством и сертификацией продукции.
Информация о работе Анализ системы разделения труда на примере предприятия ООО «Айкай»