Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:41, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, ведь в условиях возросшей конкуренции предприятию необходимо изыскивать направления по повышению конкурентоспособности. Одним из направлений является грамотно организованный процесс труда руководителя, который в свою очередь влияет на производительность предприятия в целом. Работники управленческого труда, непосредственно не создавая материальных благ или услуг, воздействуют на все стороны их производства - организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых и зависит эффективность работы предприятия.
Введение 3
Глава 1. Содержание, особенности и основные направления улучшения организации управленческого труда 6
Содержание и особенности управленческого труда 6
Основные направления улучшения организации управленческого
труда 8
Глава 2. Роль и значение научного подхода к организации управленческого труда 12
2.1 Процессный подход к управлению 12
2.2 Системный подход к управлению 18
2.3 Ситуационный подход к управлению 22
3. Анализ эффективности управленческого труда 27
3.1 Понятие эффективности в управлении 28
3.2 Общие и специальные аспекты эффективности управления 29
3.3 Специфика эффективности и производительности управленческого
труда 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Новым этапом разработки ситуационной теории стали научно-практические исследования П. Лоранжа и М. Мортона, которые занимались преимущественно изучением внешней среды организаций. Они выделили четыре типа организации в зависимости от их отношений с внешней средой:
1) организации, функционирующие
в условиях постоянной
2) организации, производящие
разнообразные товары по
3) организации, выпускающие
достаточно однородную
4) организации, отличающиеся
полностью стабильным рынком
и продукцией, которая может выпускаться
практически неизменной в
Одной из характерных для ситуационного подхода теорий является теория «7-S» - все основные составляющие организации начинаются на «S» (Т. Питерc, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Смысл теории заключается в том, что любая эффективно действующая организация основана на семи составляющих: стратегия (планы); структура организации; система (внутриорганизационные процессы); штат (персонал); стиль руководства; квалификация персонала; ценности. Причем изменение одной составляющей ведет к изменению остальных. Таким образом, если менеджеры гармонично сочетают все семь составляющих, то эффективная деятельность предприятия гарантирована. [5,с. 206].
3. Анализ эффективности управленческого труда
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
Критерием эффективности
при сравнении различных
В методологии организационного
механизма особое место занимают
методы оценки и анализа эффективности
управленческой системы. Под эффективностью
управления следует понимать создание
благоприятных условий для
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.
Важными требованиями, являются,
способность адекватного
Все вышеназванные
методологические и
3.1 Понятие эффективности в управлении
Многие теоретические проблемы эффективности, заключающиеся в неопределенности тех или иных ее аспектов – в частности, области применения, виды, способы измерения, – коренятся в недостаточной конкретизации этого понятия, в непроработанности ее классификации. Отсутствие классификации видов эффективности приводит к тому, что общее понятие используется в различных конкретных ситуациях, без учета его модификации. Однако с его помощью принципиально невозможно описать различия между видами эффективности. Более того, общее понятие эффективности является качественным, а потому и не ориентирует на измерение эффективности.
Из сказанного следует, что
понятие «эффективность»
3.2 Общие и специальные
аспекты эффективности
Общие аспекты эффективности управления. Всеобщим аспектом (признаком) эффективности является соотношение затрат и результатов той или иной деятельности. Это означает, что эффективность как феномен представляет собой вид отношения, а не свойство или связь, причем отношение количественное, поскольку при сравнении всегда говорят о большей или меньшей эффективности. В то же время эффективность – вид отношений, ибо не всякое отношение является эффективностью. (Например, соотношение длины и ширины объекта). Как конкретное отношение эффективность характеризуется определенной величиной. Однако следует иметь в виду, что величина эффективности может изменяться у одного и того же вида деятельности, возрастать или уменьшаться.
Специфические аспекты эффективности управления. Какие же признаки являются специфическими в эффективности? Это прежде всего виды затрат и результатов. В одной и той же деятельности можно выделить непосредственные и конечные результаты, в силу чего и эффективность выступает в двоякой форме. [10,с. 157].
К непосредственным результатам
деятельности следует отнести такие,
которые служат средством осуществления
другой деятельности. Конечными являются
изменения в деятельности других
людей. Так, применительно к
Государственное управление, в конечном счете, ориентировано на изменение поведения граждан или юридических лиц. Это изменение достигается либо предписанием посредством норм определенного поведения (которое без таких предписаний может и не иметь места), либо запретом каких-либо действий (которые без них будут осуществляться). Запрет на действия для управляемого субъекта означает воздержание от каких-либо действий, а это можно рассматривать как поступок.
Таким образом, как предписанные, так и запрещаемые действия являются в определенном смысле артефактами, они сознательно и намеренно провоцируются государством. Эти артефакты, как и всякие другие, требуют определенных затрат, складывающихся из расходов на содержание депутатов, служащих, обеспечивающих контроль за их выполнением, на технические средства и так далее. Поскольку действия исполнителей требуют затрат, не являются бесплатными, то они характеризуются эффективностью, а действия управляющих влияют на эту эффективность.
Однако в государственном
управлении имеет место и непосредственная
эффективность. Например, парламент
издает законы, выступающие результатом
деятельности этого органа, и эта
деятельность требует определенных
затрат. Из факта существования в
этой деятельности результатов и
затрат можно сделать вывод о
возможности применения понятия
«эффективность» к
Различие непосредственной и конечной эффективности наблюдается и применительно к деятельности частных организаций. Так, издержки на производство товара или услуги являются показателем непосредственной эффективности, а на создание и использование товара и услуги – показателем конечной эффективности. [11,с. 368].
Непосредственная
Внешняя и внутренняя эффективности
несопоставимы и относительно автономны.
Их количественные соотношения характеризуются
следующими ситуациями. Высокая внутренняя
(непосредственная) эффективность может
сопровождаться высокой внешней
эффективностью. Низкая внутренняя эффективность,
в свою очередь, исключает высокую
внешнюю. Это следует из того факта,
что внешняя эффективность
3.3 Специфика эффективности
и производительности
Сущность управления, его
функции и специфика
Основная цель управления
как такового – создание
Трудовая деятельность людей
в производстве как предмет управленческого
труда может опосредованно
Информация о работе Анализ эффективности управленческого труда