Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Радикальное изменение социально-экономических и социально-политических отношений в российском обществе, произошедшее в течение последних двадцати лет вместе с демократическими ценностями и рыночной экономикой, принесло в России и неизменное сопутствующее реформированию зло – коррупцию, которая в кратчайшие сроки приняла та-кие размеры, что стала угрожать национальной безопасности государства и социальной стабильности в обществе.

Содержание

1.Введение. 2
2.Организация антикоррупционного мониторинга. 3
3.Понятие антикоррупционного мониторинга. 4
4.Основные задачи антикоррупционного мониторинга. 7
5.Заключение. 12
6. Список нормативно правовых актов. 14
7.Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

Гетман Антикоррупционный мониторинг.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Методологические  аспекты антикоррупционного мониторинга давно наработаны криминологической наукой. Концептуально они отличаются от исследовательских подходов ТИ тем, что нацелены не на выявление уровня восприятия коррупции населением, выраженного в пресловутых индексах, а направлены на поиск и разрешение проблем противодействия коррупции, и уже в последнюю очередь - на оценку результативности деятельности разных субъектов противодействия коррупции, прежде всего правоохранительных органов.

Первичный интерес  могут представлять основы криминологического механизма мониторинга, которые раскрываются и основываются на анализе уголовной и судебной статистики, материалов правоприменительной практики, анкетировании сотрудников правоохранительных органов и населения, и предусматривает оценку результативной деятельности правоохранительных и судебных органов в сфере противодействия коррупции. Основными компонентами оценки являются: количество и удельный вес преступлений, раскрытых по оперативным данным, а также уголовных дел, направленных в суд и рассмотренных судом; динамика выявления лиц, совершивших коррупционные преступления; практика назначения уголовного наказания виновным; сумма возмещенного ущерба, возникшего в результате совершенного преступления.

Криминологический механизм мониторинга должен дополняться  использованием общественного мнения для выявления коррупционных технологий в правоприменительной практике. Специальное направление дополняет общее и основано на организованной деятельности государственных органов, занятых проведением следующих мероприятий:

1) анализ действующего законодательства на предмет выявления недостатков, способствующих коррупционным технологиям;

2) сбор и анализ  обращений граждан и юридических  лиц, поступающих в указанные  органы;

3) анализ и  оценка информации о коррупционных  технологиях, которые становятся предметом расследования в рамках уголовных дел или рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Проведение  специального мониторинга подчиняется  решению следующих задач:

- выявление  конкретных видов коррупционных  технологий в правоприменительной практике органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- поиск эффективных  способов предупреждения и пресечения  выявленных коррупционных технологий (в том числе путем предложения  конкретных изменений в федеральное  законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты);

- разработка  и внедрение в правоприменительную  деятельность органов государственной  власти и органов местного  самоуправления методов контроля, способствующих превенции и пресечению коррупционных практик в их правоприменительной деятельности.

Таковы общие  и некоторые детальные аспекты  антикоррупционного мониторинга, результаты которого, безусловно, смогут укрепить организационные основы проводимой в современной России государственной политики противодействия коррупции.

 

 

Заключение.

"Коррупция" - особое социальное явление, сущность  которого заключается в использовании  должностными лицами доверенных  им прав и властных возможностей  в целях личного обогащения. Нормативно в российском законодательстве - это "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами", а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений.

Победить коррупцию  трудно, но можно, по крайней мере, в наших силах снизить уровень до определенного минимума. Действовать следует общими усилиями власти, бизнеса и общества, причем одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность (принуждение), совершенствуя управление (предотвращение коррупции), повышая правовую и нравственную культуру граждан (просвещение). Только тогда, как говорил Конфуций, в обществе начнет господствовать добродетель и строгость, "народ будет почтителен, предан и воодушевлен".

Отмечается, что  содержательные аспекты антикоррупционного мониторинга для профилактики коррупционных проявлений, находящихся в криминологически  значимой взаимосвязи с преступными деяниями, должны включать информацию об исполнении обязательств по декларированию доходов, имущества и обязательства имущественного характера государственными служащими (лицами, претендующими на замещение должностей государственной службы) и членами их семей. Также обосновывается важность и других отдельных направлений профилактики коррупционных проявлений, требующих постоянного сопровождения средствами антикоррупционного мониторинга: предупреждение конфликта интересов на государственной службе и контроль за соблюдением ограничений по трудоустройству бывших государственных служащих.

 

 

 

 

Список нормативно правовых актов.

 

Модельный закон  «Основы  законодательства об антикоррупционной  политике» Принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 22-15 от 15 ноября 2003 года)

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. - 2008. - № 52

Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 "О мерах по противодействию  коррупции" // СЗ РФ. - 2008. - №21.

Национальный план противодействия  коррупции (утв. Президентом РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568).

 

Список литературы.

 

1. Астанин В.В. Научно-практический  комментарий к федеральному закону  от 25 декабря 2008 г. «О противодействии  коррупции». — СПб., 2009.

2. Астанин В.В. Антикоррупционная  политика: криминологические аспекты: Автореф. д-ра  юрид. наук. — М., 2009.

   * 3. Бурлаков А.В.  Состояние и тенденции должностной  преступности в Российской Федерации  // Современное право. - 2005. - №11

4. Скобликов, П.А. Актуальные  проблемы борьбы с коррупцией  и организованной преступностью в современной России [Текст] / П.А. Скобликов. – М.: Норма, 2008. – 272 с.

5. Куракин  А.В. Международные,  европейские и национальные аспекты  борьбы с коррупцией в системе  государственной службы Российской  Федерации  Государство и право. – 2007.

6. Куракин А.В. Государственная  служба и коррупция. — М., 2009.


Информация о работе Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание