Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Содержание

Антикризисное управление: принципы и технологии…………………..2
Список литературы………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

Содержание 

  1. Антикризисное управление: принципы и технологии…………………..2
  2. Список литературы………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антикризисное управление: принципы и технологии.

         Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал: "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер". 
 
Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисного управления.  
 
По моему мнению, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный менеджмент": "Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы". 
 
Рассмотрим, на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:  
 
• Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.  
• Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.  
• Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).  
• Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.  
 
      Вышеперечисленные принципы являются основой организации    антикризисного управления предприятием.  
 
Теперь коснемся вопроса, какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном управлении. Практически все вышеперечисленные авторы сходятся во мнении, что финансовый менеджмент является основным элементом антикризисного управления. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния предприятия. Анализируя финансовое состояние предприятия, возможно, установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства.  
 
Итак, можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.  
 
    Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 
 
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:  
 
1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);  
2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).  
 
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:  
 
1. Социально-экономические факторы общего развития страны  
o Рост инфляции;  
o Нестабильность налоговой системы;  
o Нестабильность регулирующего законодательства;  
o Снижение уровня реальных доходов населения;  
o Рост безработицы.  
2. Рыночные факторы  
o Снижение емкости внутреннего рынка;  
o Усиление монополизма на рынке;  
o Нестабильность валютного рынка;  
o Рост предложения товаров-субститутов.  
3. Прочие внешние факторы  
o Политическая нестабильность  
o Стихийные бедствия  
o Ухудшение криминогенной ситуации 
 
Внутренние факторы возникновения кризиса:  
 
1. Управленческие  
o высокий уровень коммерческого риска;  
o недостаточное знание конъюнктуры рынка;  
o неэффективный финансовый менеджмент;  
o плохое управление издержками производства;  
o отсутствие гибкости в управлении;  
o недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности;  
2. Производственные;  
o Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;  
o Устаревшие и изношенные основные фонды;  
o Низкая производительность труда;  
o Высокие энергозатраты;  
o Перегруженность объектами социальной сферы.  
3. Рыночные;  
o Низкая конкурентоспособность продукции;  
o Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.  
 
      Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:  
 
• Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;  
• Низкая квалификация и неопытность менеджеров;  
• Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.  
 
        Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов. Итак, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии. В большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

 

 

Антикризисное управление предприятием

     Понятие «антикризисного управления предприятием» возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий – это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей «бороться» с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис. Например, если говорить о развитых странах мира, то, например, в Японии каждый месяц около трех тысяч различных коммерческих предприятий – как малых, так и средних – просто прекращают свою деятельность. 
 
      Что касается России, то здесь ситуация намного сложнее, потому что примерно четыре пятых всех предприятий, действующих на территории Российской Федерации, уже сейчас можно считать банкротами. И доказательством тому служит большое количество дел о банкротстве, и их число растет с неимоверной скоростью. Таким образом, можно смело сделать вывод, что мировой финансовый кризис застал большинство российских предприятий врасплох и многие предприятия были абсолютно к нему не подготовлены. За последнее время в стране стало выпускаться много книг и различных публикаций в СМИ, посвященных именно антикризисному управлению. Авторы этих литературных работ по-разному смотрят на проблему кризиса и ситуацию банкротства в целом, поэтому их мнения различаются. Например, одни рассматривают антикризисное управление с точки зрения существующих проблем финансового характера на микроуровне, другие же рассматривают проблемы, которые связаны не только с кризисом какого-то одного предприятия, отдельно взятого, но и с кризисом в государственных финансах и экономике страны в целом.  
 
      Современная деловая жизнь России – это та ниша, в которой термин «антикризисное управление» наряду со всеми остальными (финансовый кризис и, например, ипотека, кредит) является очень популярным. В некоторых случаях под термином «антикризисное управление» понимают управление предприятием в условиях общего экономического кризиса. Иногда под этим термином понимают то управление предприятием, которое направлено на то, чтобы избежать предстоящего банкротства. Многие специалисты полагают, что антикризисные меры следует предпринимать только тогда, когда финансовое положение предприятия на рынке очень плохо.  
 
      Но бытует и иное определение, которое звучит так: антикризисное управление предприятием – это особенная система управления предприятием, которая отличается комплексным характером, который направлен на то, чтобы устранять те явления, которые неблагоприятно влияют на бизнес. И воздействие производится посредством использования всего потенциала современного менеджмента, а также и посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы. Эта программа отличается стратегическим характером, который обладает способностью полностью устранять временные затруднения, зафиксированные в работе предприятия.  
 
        Важно отметить: в антикризисном управлении финансовый менеджмент играет очень важную роль. Финансовый менеджмент представляет собой основной тактический элемент финансового обеспечения бизнеса, при помощи которого можно управлять не только денежными потоками, но и находить лучшие решения разнообразных проблем.  
 
        Так, можно с уверенностью сказать, что антикризисное управление отличается от обычного, и отличают их именно те принципы, на которых и основывается антикризисное управление.  
 
        Можно сделать вывод, что не существует такого специального рецепта, согласно которому любое предприятие может вывести себя из состояния кризиса, из тяжелой финансово-экономической ситуации. Следует также рассмотреть основные принципы, на которых основывается система антикризисного управления. Так, к основным принципам можно отнести раннюю диагностику кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия, срочность реагирования на различные кризисные явления, адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому благополучию, а также полную реализацию внутреннего потенциала для выхода из кризиса.  
 
        Что касается первого принципа, то он действительно является одним из важных, ведь избежать кризиса или хотя бы встретить его в «полном вооружении» можно при диагностировании возможности его появления. И диагностирование необходимо проводить именно на ранних стадиях, и это нужно для того, чтобы в борьбе с ним можно было использовать особые методы.  
         Важно, чтобы антикризисные механизмы, среди которых может быть даже и увольнение (сокращение штатов), хотя это и одна из крайних мер, были применены как можно раньше, насколько это возможно. И чем раньше эти самые механизмы будут использованы, тем больше шансов будет у того или иного предприятия в минимальные временные сроки выйти из кризисного состояния.  
Что касается борьбы предприятия с банкротством, то здесь нужно рассчитывать только на внутренние финансовые возможности.  
 
Если же затронуть тему причин, по которым на предприятиях может наступить кризисная обстановка, то в первую очередь нужно будет отметить, что кризис на любом предприятии наступает тогда, когда его финансово-хозяйственные параметры не соответствуют параметрам окружающей среды. Если же углубиться в этот вопрос, то выяснится, что на это могут повлиять многочисленные и разнообразные факторы. Так, факторы можно разделить на внешние и внутренние. Первые факторы, то есть внешние, не имеют никакого отношения к деятельности предприятия, а вторые как раз и являются теми, которые зависят от этого. Внешние факторы это: социально-экономические факторы общего развития государства, различные рыночные факторы. Внутренние факторы – это управленческие, производственные и рыночные.  
 
Все эти факторы могут быть основными причинами возникновения кризисной ситуации на предприятии, но все-таки самое большое влияние на общее состояние предприятия оказывают именно факторы управленческого характера.

Антикризисное финансовое управление

Одной из главных особенностей управления предприятием в условиях конкуренции, рыночной неопределенности и высоких рисков является антикризисное  управление финансами фирмы.  
 
Суть антикризисного управления финансами состоит в постоянном отслеживании проявлений ее возможного банкротства и принятии комплекса адекватных финансовому положению мер. Целями антикризисной стратегии являются обеспечение ликвидности предприятия, сохранение платежеспособности на всех этапах его функционирования и развития.  
 
Антикризисное управление финансами должно являться составным элементом финансовой стратегии любого предприятия. Это предполагает постоянный мониторинг рынка и положения предприятия на нем, анализ степени его финансовой устойчивости, положения дел у контрагентов. Особый контроль рекомендуется уделять управлению оборотными средствами, движению наличности. Нужна также политика снижения рентабельности.  
 
Каждое предприятие выбирает ту стратегию антикризисного управления финансами, которая соответствует его общей финансовой стратегии, положению на рынке, стратегии развития и др. Кризисные явления в финансах предприятия может также спровоцировать рост дебиторской задолженности, характерный для многих российских предприятий, поэтому необходимо постоянно контролировать значение коэффициента ликвидности активов, которое не должно опускаться ниже норматива, установленного предприятием.  
 
Составными элементами антикризисного управления финансами являются диагностирование финансового состояния; выяснение факторов, ухудшающих финансовое состояние предприятия; выработка мероприятий по его финансовой санации; определение внутренних и внешних источников оздоровления финансов.  

 

 

Основные  принципы антикризисного финансового  оздоровления 
Цели:  
• Восстановление платежеспособности 
• Выход на уровень безубыточности  
• Увеличение чистых денежных потоков 
 
Методы и приемы:  
 
• Закрытие убыточных (не перспективных) Бизнес - Единиц, отделов, направлений 
• Сокращение ассортиментного портфеля.  
• Сокращение издержек 
 
Политика финансового оздоровления:  
 
• Меры оперативной реструктуризации;  
• Меры стратегической реструктуризации.  
 
Принципы:  
 
Оперативной реструктуризации:  
 
• Ликвидация нерентабельных Бизнес - Единиц, на основе проведения финансового анализа.  
• Выбор оптимальной номенклатуры (товарного портфеля), исходя из существующих оборотных средств.  
• Улучшение системы планирования за счет внедрения бюджетирования.  
• Управление затратами, разработка программы снижения себестоимости.  
• Сокращение избыточного персонала (на основе рыночных показателей производительности и нормировании труда).  
• Создание эффективной системы управления дебиторской задолженностью.  
• Реструктуризация кредиторской задолженности и кредитного портфеля.  
• Реструктуризация системы управления.  
• Внедрение элементов оперативного контроллинга.  
 
Стратегической реструктуризации:  
 
Основой стратегической реструктуризации являются ответы на вопросы:  
 
• какой вид деятельности наиболее перспективен;  
• следует ли расширять данный вид бизнеса или уйти из него;  
• имеет ли смысл заниматься инновациями в рамках имеющегося бизнеса или следует войти в новый бизнес?  
 
На основе ответов формируется стратегия будущей деятельности для финансового оздоровления:  
 
• все направления деятельности фирмы остаются прежними;  
• фирма диверсифицирует деятельность, частично меняется управление;  
• деятельность фирмы меняется полностью.

Особенности антикризисного управления

Антикризисное управление имеет  предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы  кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать  черты антикризисного и задействовать  антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации.  
 
Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.  
 
В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.  
 
Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.  
 
Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции.  
 
1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.  
 
2. Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.  
 
3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.  
 
Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацией ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Этапы антикризисного управления

• 1. Диагностика финансового  состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала. Дается 4 года.  
• 2. Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия.  
• 3. Регулирование процесса ФО.  
• 4. Оценка глубины финансово-экономического кризиса предприятия и эффективности мероприятий по ФО.  
• 5. Выбор и реализация антикризисных процедур.  
 
В общем виде антикризисные процедуры делят:  
 
• 1. Досудебная санация.  
• 2. Судебная санация.  
 
Досудебная санация – предоставление должника финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и обязательств платежей и восстановление его платежеспособности. Практика показывает низкую эффективность досудебной санации, так как для получения инвестиций предприятие должно быть инвестиционно привлекательно.  
 
Черты привлекательности:  
 
• 1. Наличие конкурентной позиции.  
• 2. Наличие эффективных ОФ.  
• 3. Наличие эффективной инженерной и транспортной инфраструктуры.  
• 4. Наличие эффективного менеджмента.  
• 5. Владение механизмами применения современных финансовых инструментов.  
• 6. Проведение оптимальной маркетинговой политики.  
 
Для проведения реформирования предприятия необходимо соблюдение условий:  
 
• 1. Желание собственника осуществлять реформирование.  
• 2. Желание и наличие соответствующей квалификации у руководства предприятия.  
• 3. Наличие или хотя бы отсутствие противодействия со стороны органов власти

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003
  2. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М,2000.
  3. Ермаков В.В. Менеджмент организации в условиях кризиса.- М.,2000.
  4. Ряховская.А.Н. Антикризисное управление предприятиями.-М.,2000.
  5. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. – М.,1999.

 


Информация о работе Антикризисное управление