Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:28, курсовая работа
В данной работе рассматривается тема "Маркетинговая стратегия антикризисного управления".
Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. В современных условиях можно говорить только об увеличении актуальности стратегического управления, и, соответственно, актуальности темы данной работы.
Условия возникновения конфликтов |
Кадры умеют работать в новых условиях |
Кадры не умеют работать в новых условиях |
Кадры желают работать в новых условиях |
Ситуация 1. Конфликты носят ценностный характер |
Ситуация 2. Конфликты носят функционально-ролевый характер |
Кадры не желают работать в новых условиях |
Ситуация 3. Конфликты носят ориентационный характер |
Ситуация 4. Конфликты носят коммуникативный характер |
В первой ситуации работники
хотят работать в новых условиях,
и они хорошо к этому подготовлены.
Здесь в наибольшей степени характерны
ценностные конфликты. Наблюдается
обостренное отношение к
Во второй ситуации работники
предприятия желают изменений, но недостаточно
подготовлены к ним. Для нее характерны
функционально-ролевые
В третьей ситуации работники не хотят работать в новых условиях, хотя профессионально подготовлены хорошо. Здесь на первый план выходят ориентационные конфликты. Управляющий, оказавшийся в подобной ситуации, должен стремиться повысить уровень мотивации работников. Для этого с помощью конфликтов можно провоцировать смену ценностных ориентации. Управляющему остается или убедить работников в правильности предлагаемой им стратегической ориентации и тем самым наладить контакт с подчиненными, или, если это не удается, избавляться от противостоящих работников. Здесь возможен вариант сознательного дистанцирования от подчиненных или интеграции.
В четвертой ситуации работники
предприятия не хотят и не могут
работать в новых условиях. Поэтому
на первый план выступают коммуникативные
конфликты. Коллектив, как правило,
пытается всю вину взвалить на управляющего.
Целесообразно применять
С точки зрения взаимного восприятия трудового коллектива и антикризисного управляющего, ситуации, в которых приходится действовать последнему, различаются. Во-первых, ориентируется ли в своих действиях руководитель на интеграцию с коллективом или стремится отделиться от него. Во-вторых, принимает коллектив нового руководителя, как своего или рассматривает его, как чужого. В зависимости от этого и должны строиться отношения руководителя с коллективом.
Организационная культура предприятия
слагается из совокупности ценностей,
разделяемых работниками, и системы
норм и правил, принимаемых ими. С
этой точки зрения является важным,
насколько работники
Таблица 2
Соотношение ценностного и нормативного в организационной культуре предприятия
Характеристика системы ценностей |
Характеристика нормативной системы | ||
Адаптивность |
Консерватизм |
Нормы одни для всех |
много норм для различных групп |
Сильная, сильный |
Политический конфликт |
Политический конфликт |
Сильная адаптивная организационная культура |
Умеренная |
Умеренный |
Организационная культура, пригодная для одной стратегии |
Стратегический конфликт |
Слабая |
Слабый |
Предприятие на грани распада |
Предприятие существует как набор автономных групп |
Сильная |
Слабый |
Организационный конфликт |
Адаптивная организационная культура |
Слабая |
Сильный |
Сильная рганизационная культура |
Конфликт вакуума власти |
3.2. Кадровая политика
Суть кадровой политики состоит
в работе с персоналом в соответствии
с концепцией развития предприятия.
Целью кадровой политики является обеспечение
оптимального баланса обновления и
сохранения кадров в соответствии с
потребностями предприятия
В кадровой политике предприятия должны быть реализованы следующие этапы:
– разработка принципов, определение приоритетов и целей;
– планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, создание резерва, перемещения;
– создание и поддержание системы движения кадровой информации;
– создание эффективной
системы мотивации и
– реализация программы развития, профориентации и адаптации сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров;
– анализ соответствия кадровой политики стратегии развития предприятия.
Различают пассивный, реактивный, превентивный и активный типы кадровой политики. При пассивном типе у руководства предприятия отсутствует выраженная программа действий в отношении персонала, в условиях кризиса работа сводится, в лучшем случае, к ликвидации негативных последствий. Кадровая служба не имеет прогноза и не располагает средствами оценки персонала. В отношении финансового оздоровления кадровый вопрос, по сути, не рассматривается. Реактивный тип предполагает осуществление руководством предприятия контроля за развитием ситуации. Кадровые службы владеют средствами диагностики персонала. С целью финансового оздоровления, кадровые вопросы выделяются и рассматриваются отдельно. При превентивном типе руководство имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для управления ею. Кадровая служба располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозированием кадровой ситуации на среднесрочный период. Для финансового оздоровления имеются краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах. При активном типе руководство предприятия располагает обоснованным прогнозом развития ситуации. Кадровая служба располагает средствами диагностики персонала, прогнозирования ситуации в среднесрочном и долгосрочном периоде. В плане финансового оздоровления имеется краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогнозы потребности в кадрах, программа кадровой работы с вариантами ее реализации. Кадровая политика зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: особенности законодательного регулирования трудовых отношений, ситуация на рынке труда, профессиональные и общественные объединения. К внутренним факторам относятся: цели предприятия, стиль управления, условия труда, качественные характеристики трудового коллектива.
3.3. Управление
персоналом кризисного
Мобилизация коллектива кризисного предприятия включает следующие этапы:
– агитация, в ходе которой работникам показывается зависимость их личных судеб от выживания фирмы, формируется имидж надежного руководителя, устанавливаются каналы взаимодействия между руководителем, коллективом и работниками;
– профессиональный рост (создаются
условия для повышения
– интеграция (создаются
новые модели поведения, закрепляющие
новые отношения, выбираются проекты,
в которых реализуются
В работе с персоналом кризисного
предприятия существует два подхода
по повышению
– ликвидация имеющихся
недостатков в организации
– поиск уникальных черт предприятия, которые создают положительный образ у потребителей.
Реорганизация, связанная с сокращением персонала, может быть эффективной и неэффективной.
Неэффективная реорганизация может привести к следующим негативным результатам (табл. 5).
Таблица 5
Последствия неэффективной кадровой политики на кризисном предприятии
Мероприятия |
Результат |
Выполнение программ добровольного увольнения персонала, в том числе уход на пенсию по возрасту |
Риск потери квалифицированных кадров, из-за чего у предприятия могут быть значительные трудности |
Сокращение или временное освобождение от работы некоторой доли работников во всех структурных подразделениях |
Неравномерное распределение рабочей силы в структурных подразделениях предприятия |
Сокращение программ финансирования обучения и повышения квалификации работников предприятия |
Неподготовленность работников к работе на новых рабочих местах в условиях ограниченности ресурсов |
Чрезмерно резкое и значительное сокращение персонала |
Нарушение ритмичного технологического процесса, необходимость возвращения уволенных на рабочие места или найм других работников, что может создать конфликтные ситуации |
Расстановка на место уволенных оставшихся работников |
Кратковременный успех до тех пор, пока у оставшихся работников будет побудительный стимул к труду |
Введение жесткой |
Отчуждение коллектива от руководителя и, как результат, снижение стимулов к высокопроизводительному труду |
Поэтапное отправление работников в неоплачиваемый отпуск |
Ухудшение в коллективе морально-психологического климата и отношения к труду |
Внедрение системы стимулирования, которая не учитывает перспективы роста карьеры работников на предприятии |
Негативное отношение к предприятию отдельных групп работников, порождение стремления к сиюминутному успеху |
К положительному эффекту при реорганизации кризисного предприятия, как правило, приводят следующие мероприятия.
– сокращение уровней в структуре управления с сохранением рабочих мест при одновременном укреплении резерва для высшего звена управления предприятием;
– сокращение структуры управления с учетом взаимозависимости ее элементов и разработка мер по стабилизации новой структуры;
– периодическая переоценка кадровой политики с целью наибольшего соответствия сложившейся ситуации;
– выявление, поддержание и обучение работников, проявивших лидерские качества и склонность к управленческой деятельности;
– реализация образовательных программ, поддержание профессионального роста работников, особенно в приоритетных для предприятия областях;
– заблаговременная подготовка перспективных кандидатов на ключевые должности с учетом их умения выполнять свои функции в условиях кризиса;
– децентрализация структуры управления с делегированием необходимых полномочий ключевым фигурам в аппарате управления на стратегическом и оперативном уровне;
– создание команд единомышленников на уровне руководства и структурных подразделениях;
– отслеживание и сохранение кадрового потенциала.
Повышение уровня конкурентоспособности
предприятия во многом зависит от
его интеллектуального
– важность для краткосрочного выживания в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
– недоступность для конкурентов из-за трудности их заимствования;
– сочетание знаний и умений персонала, а не их воплощение в продукции и функциональных обязанностях;
– соединение в концентрированном
виде научно-технического, производственного,
организационно-
– принадлежность организационной системе предприятия в целом, а не отдельным работникам;
– долговременная основа для принятия стратегических решений;
– поддерживаются и воспринимаются предприятием в течение определенного временного периода;
– обеспечивают доминирующее положение на рынке.
Во взаимоотношениях с коллективом зачастую приходится преодолевать сопротивление со стороны персонала. Основным методом здесь является принудительный, который предусматривает использование силы для преодоления сопротивления. Принудительный метод в социальном плане нежелателен, но в условиях дефицита времени он дает преимущества. Однако, когда причина сопротивления работников ясна, открытого проявления силы не требуется. При применении силового метода встречаются следующие трудности: