Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:49, курсовая работа
Политика помощи конкуренции и антимонопольное регулирование рынка (либо какого-либо экономического процесса) входит в число приоритетных направлений развития страны. Без конкуренции рыночная экономика не может называться рыночной, и ее дальнейшее развитие невозможно, если общество не осведомлено о ее преимуществах и выгодах.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ 5
1. Понятие и сущность монополии. 5
2. Классификация монополий. 7
3. Становление монополии в России 13
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ С 1991 ПО 2008 Г.Г. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. 16
1. Понятие антимонопольной политики в Российской Федерации 16
2. Задачи и цели Антимонопольной политики. 17
3. Принципы и методы реализации антимонопольной политики. 19
4. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации. 19
5. Антимонопольные органы России, их функции. 22
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С ИСКУССТВЕННЫМИ И ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ. 25
1. Взаимодействие государства с естественными монополиями. 25
2. Взаимодействие государства с искусственными монополиями. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Возникновение
протекционистских монополий
Протекционистские
монополии при малоэффективной
деятельности могут добиваться успешных
экономических результатов за счет
манипулирования ценами при низком
качестве и невысокой
По
форме собственности можно
Частная
монополия реализует в ходе экономической
и хозяйственной деятельности цели,
вытекающие из частнопредпринимательских
интересов агентов рынка, обладающих
правами частной собственности
и механизмами защиты этих прав.
Данные цели связаны с достижением
конкурентных преимуществ и укреплением
положения монополии на рынке, повышением
эффективности
Особенность
государственной монополии
Разновидностью
государственной монополии в
советской России была ведомственно-бюрократическая
монополия, возникшая на основе государственной
собственности. Процесс сращивания
интересов партийно-
По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий: экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).
В
основе данной классификации лежат
географические границы рынка, на котором
осуществляет свою деятельность монополия.
Соответственно масштабы деятельности,
стратегические интересы, активы компании,
сфера экономических
Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России это крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», «АвтоВАЗ» и др.
Региональные
монополии действуют в границах
одного или нескольких административно-
Местные
(локальные) монополии существуют в
границах района, города и других локальных
территориальных образований. В
подавляющем большинстве
По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.
Организационная
монополия возникает путем
В экономической теории различают следующие виды монополистических объединений:
Типичными современными концернами считаются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы.
Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникальных продуктов, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды потребностей рынка и появления товара-заменителя.
Экономическая
монополия возникает в
В формировании монополий в России с середины ХIХ в. до наших дней можно выделить семь этапов, в том числе связанных с развитием экономике страны в разных эпохах и трансформации институтов, и властно-хозяйственных и экономических отношений.
Первый этап – Конец ХIХв. – 1917 г. В этот период происходит бурное развитие отраслей тяжелой промышленности, в основном это было связано со строительством железных дорог и сопутствующих этому производств. Соответственно преобладание монополий в тяжелой промышленности.
Второй
этап. 1917 – 1929 г.г. Новая экономическая
политика. Активизация мелкой промышленности,
производственных кооперативов. создание
крупной национализированной
3 этап.
1929 – 1956 г.г. Тотальное доминирование
административной системы.
4 этап.
1957 – 1965 г.г. Для этого этапа
характерно децентрализация
5 этап. 1967 – 1987 г.г. Создание ведомственных корпоративных монополий, которые стали доминировать на своих локальных рынках при полном отсутствии конкурентов контроля со стороны общества. Ликвидация рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение инвестиций привели к формированию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных связей складывалось директивно, на безальтернативной основе и базировалось не на экономических, а на организационных и технологических принципах.
6 этап. 1987-1997 г.г. Перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур, демонополизация и развитие конкурентной среды.
7 этап
с 1998 года по настоящее время.
Волна горизонтальных слияний,
создание вертикально
Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил2.
В узком смысле антимонопольная политика это проводимые мероприятия антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий по осуществлению государственного контроля за соблюдение антимонопольного законодательства.
В
широком смысле государственная
антимонопольная политика охватывает
полный перечень решений, направленных
на развитие экономики, повышения
Государство
обязано выполнять важные экономические,
организационные, координирующие, информационные
функции для обеспечения
В качестве приоритетных задач антимонопольной (конкурентной) политики на 2004 – 2009 г.г. выделяют:
В связи с этим, основными экономическими целями антимонопольной политики являются:
Достижение
этих целей отражено на рис. 2.1.
рисунок 2.1 – экономические цели антимонопольной политики.