Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:32, курсовая работа
Социальная реклама – это реклама не конкретного товара, а некоторого «отношения к миру». Оно может проявиться (или не проявиться) только в долгосрочной перспективе. Причем результат заранее неизвестен (О.Аронсон)1.
Социальная реклама – это проявление доброй воли общества, ее принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей. Это подвид жанра, отличный от любого другого только тем, что привлекает внимание к социальным проблемам2.
В процессе изучения проблемы возникает масса насущных вопросов. И необходимо принимать во внимание личностные особенности восприятия человека. Что сильнее — шоковая пропаганда или сложившиеся навыки общения? Как поступать в случае, если человек, ранее не употреблявший табак, закуривает, чтобы получить доступ к деловым обсуждениям в курительной комнате? Применима ли угрожающая и запугивающая социальная реклама в обществах с высоким уровнем тревожности и — увы, снова — экономической нестабильности? Если неприменима, то как создать эффективный рекламный образ без соблазнительно выглядящих сигарет и красиво выдыхающих дым моделей?
Измерение эффективности социальной рекламы может быть затруднено ввиду практически полного отсутствия опросов по тематике, а также того факта, что экспертные обсуждения проходят в рамках немногих специализированных семинаров. Также существует мнение, что измерение эффективности социальной рекламы возможно только в долгосрочной перспективе, так как социальная реклама направлена на постепенное изменение бытующих в обществе ценностей, на которые не так легко повлиять. Представляется целесообразным отметить необходимость более широкого общественного обсуждения запоминаемости и эффективности антитабачных роликов и плакатов в целях проверки выводов данной статьи и в целях повышения качества отечественной социальной рекламы.
3.3. Табачная война7
Если бы Колумбу когда-либо пришло в голову, что последствия его, казалось бы, невинного поступка, достигнут таких грандиозных масштабов, он скорей всего поостерегся бы ввозить в Европу табак. Однако дело сделано. Табак стал распространяться по миру со скоростью мысли, легко и быстро завоевывая чужие страны, города и рынки. Казалось, спасения от пагубной привычки выкурить сигаретку-другую нет. Однако к третьему тысячелетию нашли, как многие думают, единственный и правильный выход из сложившейся ситуации – начали запрещать курение на местах, предотвращать продажу табака подросткам до 18 лет, а также проводить крупномасштабные антитабачные кампании. И эта борьба продолжается до сих пор.
Излишки российской табачной промышленности пока находят сбыт на Украине, где после введения единого налога на табачные изделия цены выросли на 20-50%, но Киев, по всей видимости, вскоре найдет возможность защитить свой рынок от российских сигарет, после чего останется единственный способ повысить спрос - снизить цены. Западные компании проделывали это уже неоднократно. В сентябре 1999 г., например, существенно (с 7,5 до 6 центов) упали цены на «Приму» фабрики «Лигетт-Дукат». Специалисты также предрекают 15% снижение цены на самую популярную марку из недавно запущенных сигарет - «Петр I».
Подобное наращивание мощностей вызвано помимо многих экономических и прочих причин тем, что даже при введении новых законов люди не только не перестают курить, а, скорее, начинают. Это связано с беспомощностью практически всех антитабачных кампаний, которые проводятся в нашей стране.Для того, чтобы понять, каким образом табачный рынок разросся в России до таких размеров, необходимо обратиться к историческому периоду, предшествующему развалу СССР.
В конце 80-х для преодоления "табачного кризиса" Советское правительство обратилось с просьбой о поставках к крупнейшим мировым производителям: Phillip Morris, BAT, R.J.Reynolds. Это было началом крупномасштабного вхождения западных табачных кампаний на российский рынок. Львиную долю импорта табачных материалов тогда составляла готовая продукция. Но уже в то время руководители транснациональных корпораций "взяли курс" на создание в России собственных производств на основе бывших советских фабрик.
7Интернет-журнал BIZliga.net от 05.10.2009 «Табачные войны»
В течение 90-х годов
акции многих российских
Соответственно изменился и характер импорта табачных изделий и материалов - подавляющую его часть составляет сырье. После распада СССР Россия осталась практически без табачных плантаций. Кроме того, качество выращиваемого в Краснодарском крае табака не соответствует необходимым качественным параметрам для производства наиболее популярных марок сигарет данных кампаний. Наиболее привлекательным для иностранных кампаний оказался Северо-Запад России, где сейчас расположены крупнейшие фабрики, принадлежащие JTI - ОАО "Петро", BAT-Rotmans - ЗАО "Ротманс-Нево", Phillip Morris - ЗАО "Филип Моррис Ижора", TCLTC - ЗАО "Крес-Нева", а также хотя и небольшие, но успешно работающие российские предприятия, как, например, ЗАО "Нево-табак".
Естественно, что табачным корпорациям совершенно не выгодно сокращение производства, а также потеря в финансовом плане из-за снижения покупательской активности, однако любое государство, в котором прочное и далеко не последнее место на рынке занимают производители и распространители табака стремится вводить законы, ограничивающие население в правах на покупку табака. Делается это для того, чтобы поддержать здоровье нации, пропагандируя здоровый образ жизни и отказ от наркотиков, к которым причисляют и табак. Во имя такой пропаганды проводятся антитабачные рекламные кампании, призванные повлиять на умы людей и заставить их отказаться от курения.
В России ситуация достаточно сложная. С одной стороны, Государственная Дума РФ принимает ряд законов, не только запрещающих курение в учебных учреждениях на местах, но и пытается ввести полный запрет на рекламу табака и табачных изделий в печатных средствах массовой информации.
С другой – существует ряд моментов, опять-таки противоречивых, как и все, связанное с рынком табачной продукции, на которые стоит обратить внимание:
2) курительные изделия относятся к так называемым зрелым товарам, которые давно существуют на рынке.
Именно поэтому роль рекламы
в этом случае заключается, главным
образом, в том, чтобы помочь потенциальным
покупателям увидеть различия между
брэндами, выпускаемыми разными табачными
компаниями, по качеству, цене и другим
характеристикам. Реклама зрелых товаров
ставит своей целью стимулирование
не общего потребления, а прежде всего
покупки данной конкретной марки
товара. При этом возможность рекламировать
сигареты подстегивает производителя
к постоянному улучшению
3) согласно результатам российских и зарубежных исследований в области табакокурения, реклама табака не является побудительным мотивом к становлению этой привычки.
1
Паршенцева Н. Социальная реклама (http://polbu.ru/parshenceva_
2
Паршенцева Н. Социальная реклама (http://polbu.ru/parshenceva_
3 Уэллс У, Бернет Д, Мориарти С. Реклама: принципы и практика СПб, 1999.
4 Николайшвили Г.Г. Краткая история социальной рекламы // Тезисы межрегиональной лингвистической конференции. Екатеринбург, 2002.
5 Ценев В. Психология рекламы (реклама, НЛП и 25-й кадр). – М.: Бератор, 2003