Аттестация сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 17:51, реферат

Краткое описание

Аттестация – это процедура определения соответствия сотрудников своей должности. На Западе такого понятия как «аттестация» не существует, а есть понятие оценки.
Оценка персонала – это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Очевидно, что оценка – это более широкое понятие, чем аттестация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
1. 1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………………………...5
1.2 МЕТОДЫ АТТЕСТАЦИИ…………………………………………………………...9
1.3 ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ……………………………………………………...10
2.3.1 ЭТАПЫ АТТЕСТАЦИИ…………………………………………………………..10
2.3.2 ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ…………………………………………………11
2.3.3 ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ…………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
2.1 ПОНЯТИЯ И ЦЕЛИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА…………………………………….15
2.2 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..……24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

Поведенческое интервью содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой. Эти критерии выявляются в процессе анализа, предметом рассмотрения которого были работа и поведение успешных сотрудников. Основное преимущество поведенческого подхода состоит в том, что он имеет дело с навыками, важными для работы. С другой стороны, подобное интервью может занимать много времени, так как в ходе него необходимо обсудить все важные аспекты работы. Кроме того, в связи с тем, что интервью сосредоточено на процессе осуществления определенной работы, легко упустить из виду немаловажные вопросы, касающиеся общей профессиональной подготовки кандидата/сотрудника.

Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации. В процессе оценки сотрудник старается дать социально желательные ответы, то есть те, которые он считает социально верными. В ходе интервью появляется возможность оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую выполняет сотрудник.

Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен переносить свой жизненный опыт и установки на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п. В ходе проективного интервью сотрудник с меньшей вероятностью будет давать социально желательные ответы. Однако процесс проведения проективного интервью весьма длителен, полученные данные достаточно сложно обработать. Кроме того, значительное влияние на результат будут оказывать профессиональные и личностные качества интервьюера.

Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный анализ документов. Считается, что документы являются или могут являться надежными свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Во многом это относится к официальным документам, но может относиться и к неофициальным. Проведение анализа документов означает преобразование первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в необходимую для специалиста по оценке персонала форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. В процессе анализа документов могут исследоваться резюме, рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании (дипломы, сертификаты, квалификационные свидетельства), научно-исследовательские и публицистические работы и др.

На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке персонала стремятся создать комплексные системы оценки персонала предприятия, включающие достаточно большое количество методик с целью минимизации ошибок в процессе оценки. Однако прежде всего важно не просто собрать вместе несколько методик, но адаптировать их к условиям, существующим в организации, а зачастую - когда речь идет о зарубежных методиках - и к условиям российской действительности. Огромное значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста, руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи, помимо соответствующих личных качеств, требует знаний и компетенций в области психологии и понимания бизнес-процессов, целей и специфики деятельности компании.8

Принятие решения по выбору метода должно основываться на определении цели аттестации, структуре компании, сформированности и прозрачности внутренних коммуникаций и т.д.

Приведем пример.

Для использования метода 360 градусов необходимы следующие условия:

- Зрелый менеджмент и персонал, готовый к обратной связи.

- Хорошо налаженные коммуникации.

- Высокая степень доверия (открытый  диалог на совещаниях, конфликты  решаются без участия менеджмента, минимум сплетен, сотрудники открыто  дают оценку, команда работает  эффективно).

- Сотрудники сами заинтересованы  в оценке, т.е. считают, что она  является главным элементом для  их развития.

Таким образом, прежде чем выбрать метод, руководству организации необходимо провести детальный анализ всех необходимых для проведения оценки показателей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Регулярная оценка компетенции сотрудника - базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования персонала компании. В условиях кризиса особо актуально обратить внимание на человеческий капитал. Для этого может быть использована аттестация персонала или обычная оценка.

Типичной ошибкой в подходах к оценке персонала является отсутствие понимания различий между собственно оценкой и аттестацией персонала, хотя различия между двумя этими процедурами довольно существенные. Подводя итоги вышесказанного в первую очередь следует отметить, не совпадение нормативных баз: оценка регулируется локальными нормативными актами предприятия, а аттестация - федеральными нормативными актами и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Немаловажным фактором является и то, что с юридической точки зрения сотруднику не может быть сокращен оклад, он не может быть понижен в должности или уволен на основании результатов, полученных в ходе оценки персонала, это может произойти только по результатам аттестации. Иначе в случае обращения в суд работника, недовольного управленческими решениями, принятыми по результатам оценки персонала, у предприятия неизбежно возникнут проблемы.

Немаловажным является и то, что цели оценки персонала значительно шире целей аттестации. Аттестация направлена исключительно на выявление соответствия специалиста занимаемой должности, причем учитываются только профессиональные знания, умения и навыки работника (без учета личностных характеристик, которые, тем не менее, тоже влияют на эффективность работы) и только на текущий момент, т.е. отсутствует оценка способностей, потенциала работника.

Оценка персонала выявляет не только соответствие работника занимаемой им должности, но также направлена и на оценку потенциала сотрудника, планирование его карьерного роста, получение обратной связи и др.

В условиях минимизации расходов оценка персонала может быть более важна. Она проще в применении, а ее процедура гибче относительно конкретных задач. При этом на основе оценки можно определить потенциальные возможности сотрудника и таким образом гарантировать правильное расширение его функционала.

Какой бы выбор компания ни сделала, для того чтобы найти "сильные и слабые звенья", следует учитывать, что кризис пройдет, а имидж компании, заработанный за это время, останется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.БАЗАРОВ Т.Ю., УПРАВЛЕНИЕ  ПЕРСОНАЛОМ. – М., 2008.

2.КУДРЯВЦЕВА Е. И. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. УЧЕБНОЕ  ПОСОБИЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.— СПБ.: МЕЖОТРАСЛЕВОЙ  ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ., 2007

3.МАЛИНОВСКИЙ П., МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА. – М. 2007

4.ТРОФИМОВ Н.С. СОВРЕМЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ. – СПБ.: КАНДИ, 2008.

5.ГАВРИЛОВА О. Г. ОБЗОР СИСТЕМ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК  ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА "КАДРОВАЯ СЛУЖБА  И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ", 2009, N 6

6. ГАВРИЛОВА О. Г. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА И ЕЁ ОТЛИЧИЕ ОТ АТТЕСТАЦИИ. "ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" ЭКСПО, 2009, № 2 МАРТ-АПРЕЛЬ

7. ЮЩИН В.П. АТТЕСТАЦИЯ  ПЕРСОНАЛА: ЧТО И КАК? "ОТДЕЛ  КАДРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ", 2009, N 11

8. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ, ИНСТРУКЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ. — М., 1982. — С. 138.

9. ТРОФИМОВ Н.С. СОВРЕМЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ. – СПБ.: КАНДИ, 2008.

10. СОРОКА В.А. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА. WWW.HRM

11. ЮЩИН В.П. АТТЕСТАЦИЯ  ПЕРСОНАЛА: ЧТО И КАК? "ОТДЕЛ  КАДРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ", 2009, N 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аттестация сотрудников