Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:20, курсовая работа
Эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации. Инструментарий объективного исследования состояния системы управления персоналом.
2.
Инструментарий аудита
персонала
Независимо от выбранного подхода аудиторам необходимо собрать данные относительно деятельности службы управления персоналом организации. Практически это достаточно трудная задача. Частично причина этого находится в том, что очень трудно определить эффективность этой службы. Многие из доступных показателей субъективны по своей природе и организационно зависимы. Кроме того, эффективность управления персоналом на организационном уровне может весьма отличаться от эффективности службы управления персоналом непосредственно.
Каждый инструмент исследования обеспечивает частичные понимание действий управления персоналом фирмы. Если эти инструменты используются умело, команда может соткать из них ясную картину действий управления персоналом организации. Это:
• интервью;
• анкетные опросы и обзоры;
• анализ официальных документов;
• внешняя информация;
• эксперименты
в области управления персоналом.
2.1 Интервью
В аудите персонала интервью — наиболее применимый инструмент сбора информации, применяемый для получения информации для анализа рабочего процесса, выяснения суждений работников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет или опровергает предыдущие, раскрывает побочные факты и неожиданные взаимосвязи, влияния или ограничения. В области управления персоналом получаемые комментарии позволяют аудиторам определить сферы, требующие оптимизации. Критицизм работников может свидетельствовать о низком уровне удовлетворения их потребностей и о необходимости повернуть работу службы управления персоналом в эту область.
Разновидность интервью — такой полезный
источник информации как "выходное"
интервью. Интервью с увольняющимися работниками
проводятся, чтобы изучить их представления
об организации. Анализ данных такого
интервью позволяет выявлять и осуществлять
меры по предотвращению текучести, которые
могут носить как априорный характер (более
тщательный отбор сотрудников с учетом
предотвращения еще на этой стадии, наиболее
часто встречающихся причин увольнений
работников), так и апостериорные (целенаправленную
работу по удержанию на предприятии кадровых
работников). Интервью проводится службой
управления персоналом до аудита, и комментарии
работников фиксируются. Позже, в процессе
аудита, эти ответы учитываются для нахождения
причины неудовлетворенности служащих
и других проблем управления персоналом.
2.2 Анкетные опросы и
обзор отношений
Известно, что влияние отношения к работе на трудовое поведение работника очень велико. Оценивая удовлетворенность работников трудом, можно определить их отношение к рабочему процессу, руководству, взаимоотношениям в коллективе и специфике организации труда. На базе такой информации можно производить организационные изменения, которые повысят у работников удовлетворенность трудом. Один из наиболее объективных и экономичных подходов — это проведение опросов об отношении работников к работе. Использование анкет позволяет получить большое количество фактов от большого числа людей. Такие опросы представляют, как правило, собой самостоятельное заполнение респондентом вопросников или анкет. Эти инструменты используются довольно часто, потому что интервью дорогостоящая процедура, и обычно используется только в отношении немногих работников. Опросы работников особенно результативны для оценки взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций. Кроме того, анкетные опросы обычно приводят к более искренним ответам, чем лицом к лицу с интервьюером.
Один из видов опросов в современной практике управления персоналом — "обзор отношений". Это многостраничное "бумага и карандаш" (paper-and-pencil) исследование используется, чтобы узнать, как служащие рассматривают своего менеджера, свою работу и службу управления персоналом. Иногда задают до нескольких сотен вопросов по критическим проблемам. Ответы группируются и анализируются с целью выяснения факторов риска в системе взаимоотношений в коллективе.
Анализ может выявить проблемы с определенными
руководителями, рабочими местами или
льготами. Рассмотрим фрагмент такого
вопросника.
МНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
• Есть ли у некоторых руководителей подчиненные, которые исключительно удовлетворены или не удовлетворены работой?
• Нуждаются ли определенные руководители в обучении навыкам контроля и регулирования человеческих взаимоотношений?
• Улучшились ли отношения, начиная с последнего (прошлого) отчета?
МНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ИХ РАБОЧИХ МЕСТ
• Что является общими элементами для рабочих мест, которые порождают отрицательные отношения? Положительные отношения?
• Можно ли скорректировать те рабочие места, которые показали недостаточное удовлетворение?
• Можно для ли рабочих мест, по которым выявлено недостаточное удовлетворение, ввести альтернативные режимы работы (например, укороченная рабочая неделя или гибкий график)?
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТНИКОВ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
• Считают ли работники, что они работают у хорошего работодателя? Или плохого?
• Считают ли работники, что они "делают карьеру" или просто выполняют работу?
• Чувствуют ли работники, что у них есть некоторое место, куда можно обратиться для решения их проблем, кроме их непосредственного начальника?
• Чувствуют ли работники себя информированными относительно достижений компании?
• Знают ли работники то, что ожидается от них на их рабочих местах?
• Удовлетворены ли работники количеством и типом обратной связи, которую они получают относительно выполнения ими своих обязанностей?
• Удовлетворены
ли работники своей зарплатой? Льготами
и вознаграждениями?
Не все проблемы можно увидеть из обзоров отношений. Иногда проблемы могут быть вскрыты только после изучения отчетов фирмы. Изучение отчетов помогает определить соответствие деятельности в области управления персоналом требованиям законодательства и положениям кадровой политики организации, а также выявить проблемные области. Обычно в ходе аудита персонала используются следующие отчеты:
ОТЧЕТ О БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ.
Определяет различия до и после реализации программ управления персоналом, нацеленных на снижение уровня текучести и абсентеизма. Показывает нарушения Трудового Кодекса и норм здоровья.
ЖАЛОБЫ.
Изучает сущность и причины недовольства, отсутствие ясности в области деятельности по управлению персоналом. Ищет ответа на вопросы:
• Относится ли причина недовольства к определенным пунктам контракта или к работе менеджеров?
• Имеются ли в трудовом соглашении пункты, неясные профсоюзу или должностным лицам управления?
Аудиторская команда может раскрыть модель недовольства. Недовольства могут порождаться рабочими местами, менеджерами, представителями профсоюза, возрастными группами или неточностями контракта. Если модель обнаружена, специалисты в области управления персоналом уточняют основные причины и предпринимают корректирующее действие. Интервью с менеджерами и представителями профсоюза могут указать на основные причины недовольства. И если представители профсоюза участвуют в обнаружении моделей недовольства, то они могут поддержать предложенные изменения в управлении.
ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ
• Соответствует ли уровень заработной платы условиям рынка труда?
• Понятен ли работникам принцип дополнительных выплат и льгот?
• Соответствует ли система премий и пакет дополнительных льгот местным условиям и конкурентам?
Аудиторская команда тщательно рассматривает методы компенсации, используемые службой управления персоналом и, прежде всего уровень заработной платы, льгот и услуг. В случае должного представления рабочих мест, например, с помощью разряда тарифной сетки, и уровни зарплаты будут справедливыми. Система дополнительных льгот также изучается с целью выяснения ее конкурентоспособности и согласованности с правительственными нормами.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
• Соответствует ли управление фирмой требованиям законодательства?
• Имеется ли план корректирующих действий в случае несоответствия требованиям законодательства?
• Есть ли прогресс в области приближения к требованиям законодательства?
Аудиторы уделяют особое внимание найму, расстановке и вознаграждениям представителей меньшинств и других уязвимых категорий (женщины, инвалиды, ранее судимые).
ИЗУЧЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ
• Достигает ли каждая программа заявленных целей?
• Следуют ли программам и кадровой политике специалисты службы управления персоналом и линейные руководители?
Аудиторы оценивают согласованность программ в области управления персоналом друг с другом и их интегрированность в общефирменное управление, а также их выполнение.
УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ
• Сократилось ли число конфликтных ситуаций, благодаря обучению, премированию или другим социальным программам?
ТЕКУЧЕСТЬ/АБСЕНТЕИЗМ
• Есть ли в этом вопросе явные причины или тенденции? Связанные с возрастом? Полом?
• Как эти данные сопоставимы с таковыми у других работодателей?
Аудитор определяет изменения в показателях текучести и абсентеизма до и после реализации программ по управлению персоналом.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
• Улучшают ли ориентация или программы обучения выполнение работы?
ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ
• Какой процент рабочих мест заполнен с внутреннего рынка труда?
• Насколько хорошо исполняется программа внутреннего продвижения?
• Показывают ли результаты продвижения действительно эффективный результат?
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА
• Зависит ли качество работы новичков от источника вербовки?
• Являются ли затраты на вербовку и отбор персонала сопоставимыми с таковыми других фирм?
УЧЕТ РАБОТНИКОВ
• Содержатся ли картотека работников в должном порядке?
• Содержат ли отчеты кадровой службы точную, современную и полезную информацию?
• Разумен ли карьерный рост для данного работника?
• Является ли данный работник источником нарушения дисциплины или межличностных проблем?
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
• Достигают
ли специальные программы в области управления
персоналом желаемых результатов?
Другой инструмент контрольной бригады — внешняя информация. Исследование, ограниченное только изучением внутренних отношений в организации и отчетов, может раскрыть неблагоприятные тенденции. А внешние сопоставления дают контрольной бригаде перспективу, с позиций которой фирмы могут быть оценены действия фирмы.