Содержание
Бизнес-инкубатор
Бизнес-инкубатор — это организация, занимающаяся поддержкой стартап-проектов
молодых предпринимателей на всех этапах
развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Более
половины всех программ бизнес-инкубаторов
являются «многофункциональными» проектами,
они работают с клиентами из различных
отраслей промышленности. Технологические
инкубаторы составляют 39 % от инкубационных
программ.
Во многих странах инкубационные программы
финансируются из региональных или национальных
бюджетов в рамках общей стратегии экономического
развития. В Соединённых Штатах большинство
инкубационных программ являются независимыми,
и финансируются на средства сообществ
и проектов. Управление экономического
развития США часто является источником
средств для открытия инкубационных программ,
но как только программа стартует и начинает
функционировать, то она, как правило,
перестаёт получать федеральное финансирование.
Арендная плата и/или взносы клиентов
составляют 59 % доходов инкубаторов, 18 %
приносит плата за услуги или гранты, и
15 % — субсидии на денежные операции
История
Первые прообразы бизнес-инкубаторов
появились в Великобритании в середине
XX века. Первый бизнес-инкубатор в современном
понимании этого слова был основан в 1959
году. Джозеф Манкусо купил склад при фабрике
в городе Батавия и основал первый инкубатор
в Америке — Batavia Industrial Center. Его целью было
создание новых рабочих мест в городе
с экономической депрессией.
В 1985 году в мире действовало около 70
бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось
470, в 1995—1100, объединённых в Национальную
ассоциацию инкубаторов бизнеса. Наибольшее
число бизнес-инкубаторов было создано
в США, чему способствовали необходимость
возрождения пришедших в упадок городских
центров и регионов, поощрение инновационной
деятельности и предпринимательской активности в
университетах, а также создание привлекательных
условий для частных инвесторов.
Бизнес-инкубаторы в России
В России бизнес-инкубаторы появились
в 1990 году.
По российскому законодательству, бизнес-инкубатор —
это «организация, решающая задачи, ограниченные проблемами
поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят,
но не имеют возможности начать своё дело,
связанные с оказанием им помощи в создании
жизнеспособных коммерчески выгодных
продуктов и эффективных производств
на базе их идей».
Под бизнес-инкубатором понимается организация,
созданная для поддержки предпринимателей
на ранней стадии их деятельности путём
предоставления в аренду помещений и оказания
консультационных, бухгалтерских и юридических
услуг. Общая площадь нежилых помещений
бизнес-инкубатора должна быть не менее
900 кв.м, при этом площадь, предназначенная
для размещения субъектов малого предпринимательства,
должна составлять не менее 85 % от полезной
площади бизнес-инкубатора. Площадь нежилых
помещений, предоставленных в аренду одному
субъекту малого предпринимательства,
не должна превышать 15 % от площади нежилых
помещений бизнес-инкубатора, предназначенной
для размещения субъектов малого предпринимательства.
Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание
следующих основных услуг:
предоставление
в аренду (субаренду) субъектам малого
предпринимательства нежилых помещений
бизнес-инкубатора;
осуществление
технической эксплуатации здания (части
здания) бизнес-инкубатора;
почтово-секретарские
услуги;
консультационные
услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского
учёта, кредитования, правовой защиты
и развития предприятия, бизнес-планирования,
повышения квалификации и обучения;
доступ к информационным
базам данных.
Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов
производственного и агропромышленного
назначений) должен соответствовать следующим
основным требованиям к техническому
оснащению:
наличие не
менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой
и мебелью;
наличие для
каждого рабочего места компьютера, принтера
(индивидуального или коллективного доступа)
и телефона с выходом на городскую линию
и междугородную связь;
наличие не
менее одной оборудованной (мебель, доска
и телефон) переговорной комнаты;
наличие не
менее одного оборудованного (мебель,
доска, проектор и телефон) зала для проведения
лекций, семинаров и других обучающих
занятий;
наличие интернет-канала
для не менее 80 % рабочих мест бизнес-инкубатора;
наличие оргтехники
для коллективного доступа: факс, копировальный
аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная
мини-АТС.
Технопарк
Технопарк — имущественный комплекс, в котором
объединены научно-исследовательские
институты, объекты индустрии, деловые
центры, выставочные площадки, учебные
заведения, а также обслуживающие объекты:
средства транспорта, подъездные пути,
жилой поселок, охрана. Смысл создания
технопарка в том, чтобы сконцентрировать
на единой территории специалистов общего
профиля деятельности. Учёные могут в
технопарке проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и
участвовать в процессе внедрения результатов
своих исследований. Управление технопарком
осуществляет внешняя управляющая компания.
Международная ассоциация технологических
парков дает свое определение объекту
инновационной инфраструктуры. По мнению
ассоциации, технопарк - это организация, управляемая специалистами,
главной целью которых является увеличение
благосостояния местного сообщества посредством
продвижения инновационной культуры,
а также состязательности инновационного бизнеса и
научных организаций. Для достижения этих
целей технопарк стимулирует и управляет
потоками знаний и технологий между университетами,
научно-исследовательскими институтами,
компаниями и рынками. Он упрощает создание
и рост инновационным компаниям с помощью
инкубационных процессов и процессов
выведения новых компаний из существующих.
Технопарк помимо высококачественных
площадей обеспечивает другие услуги.
История
Технопарки впервые появились в США. После Второй мировой
войны количество студентов в Стэнфордском
университете резко увеличилось и возникли проблемы
с финансированием учебного заведения.
Университет владел большим участком
земли (около 32 км²), но не имел права продавать
его. Учитывая ограничения декан инженерного
факультета, профессор Фредерик Терман предложил руководству
учебного заведения сдавать землю в долговременную аренду для использования
в качестве офисного парка. Тем самым,
учебное заведение стало получать доход,
а компании могли воспользоваться лизинговыми инструментами.
Арендаторами могли выступать только высокотехнологичные компании, что
позволило обеспечить работой выпускников
университета, а также решить проблему
дефицита высококвалифицированных специалистов.
Идея Термана и ее реализация на территории
Стэнфордского университета стали началом Кремниевой
(Силиконовой) долины.
Первые европейские научные парки начали
появляться в 70-х годах прошлого века и
создавались по аналогии с технопарками
США. Они имели одного учредителя, а основная
деятельность заключалась в сдаче земли
в аренду собственникам наукоемких фирм.
Однако темпы развития европейских технопарков
были слишком низкими. Для исправления
ситуации в научных парках стали возникать
инкубаторы технологического бизнеса
— здания для размещения начинающих инновационных
компаний. Инкубаторы предоставляли
производственные помещения, обеспечивали
набором необходимых услуг, а также способствовали
поиску инвесторов и позволяли наладить контакт с местным
университетом или научным центром.
В России создана ассоциация «Технопарк». Технопарками,
в опредёленном смысле, можно назвать
академгородки.
В Белоруссии в 2005 году был основан Белорусский
парк высоких технологий.
В России
Первым технопарком России считается
Томский научно-технологический парк,
открытый в 1990 году на базе Томского государственного
университета систем управления и радиоэлектроники. После этого
технопарки начали расти как грибы: в начале
90-х годов они открывались чуть ли не во
всех университетских городах страны.
В 1991 был открыт технопарк МИЭТ при Московском
институте электронной техники в городе Зеленограде. В 1992 году -
Научный парк Московского государственного
университета, в 1993 – «Технопарк в Москворечье»
при МИФИ, в 1998 – технопарк на базе Курчатовского
института и так далее.
Сейчас на территории России технопарки
открываются не только при университетах,
но и в крупных научных центрах, наукоградах, а также в «закрытых городах».
Один из самых успешных – Технопарк Новосибирского
академгородка, чьи резиденты вошли в TOP-30 наиболее
быстроразвивающихся инновационных и
высокотехнологичных предприятий России.
В России с 2006 года реализуется комплексная
программа "Создание в Российской Федерации
технопарков в сфере высоких технологий",
утверждённая 10 марта 2006 года Правительством.
Координатором программы является Министерство
связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации.
В 2006 году координатором программы от
лица Мининформсвязи был назначен Илья Пономарев. Позже по линии
Минкомсвязи программу курировал земеститель
Министра связи и массовых коммуникаций
Илья Массух и Департамента государственной
политики в области информационных технологий
и координации информатизации Денис Солодовников.
В настоящее время развитием программы
занимается заместитель Министра связи
и массовых коммуникаций Марк Шмулевич.
В программе принимают участие следующие субъекты Российской
Федерации:
Нижегородская
область — "ИТ-парк Анкудиновка";
Республика
Мордовия — "Технопарк Мордовия";
Самарская область — "Жигулёвская
долина";
Калужская область — "Технопарк
Обнинск";
Пензенская
область — "Технопарк высоких технологий";
Тюменская область — Западно-Сибирский
инновационный центр;
Кемеровская
область — Кузбасский
Технопарк;
Новосибирская
область — Центр технологического
обеспечения инновационных разработок ;
Республика
Татарстан — "Технополис Химград" и ИТ-парк.
С целью поддержки технопарков Министерством
связи были подписаны соглашения о сотрудничестве
и поддержке в реализации проектов компаний-резидентов
с инновационным центром «Сколково» (в июле 2011 года)
и с ОАО «РВК» (в октябре 2011
года). Кроме того, было создано Некоммерческое
партнерство «Ассоциация технопарков
в сфере высоких технологий».
Строительство
технопарка "Жигулевская долина"
в Тольятти. 1 мая 2012 г.
В инфраструктуру технопарков по итогам
2011 года было вложено 7 млрд. руб. федеральных
средств, 8,5 млрд. руб. региональных средств
и 4 млрд. руб. средств частных инвесторов.
Эффективность создания технопарков как
социально-значимого проекта доказывает
создание 9 000 рабочих мест. По данным, полученным
от уполномоченных органов субъектов
Российской Федерации, выручка компаний-резидентов
технопарков с 2009 года превысила 39 млрд.
руб. (за 2011 год около 17 млрд. руб.). Таким
образом, возврат налогов в бюджеты всех
уровней составил 5,6 млрд. руб.