Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 00:08, контрольная работа
Бизнес-инкубаторы (БИ) – организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
1. Понятие бизнес-инкубатора 3
2. Бизнес-инкубаторы: какова их результативность? 9
Список литературы 14
Халилова Светлана Каримовна УП-08С
Содержание
1. Понятие бизнес-инкубатора
2. Бизнес-инкубаторы: какова их результативность?
Список литературы
Бизнес-инкубаторы (БИ) – организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Приведем еще несколько определений данного понятия, взятых из разных источников.
Бизнес-инкубатор (БИ)
– благоприятная среда, внешняя оболочка, защищающая новичков, начинающих менеджеров, не имеющих исходной материальной базы для организации бизнеса. (Словарь маркетинга)
− субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса (Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации)
− организация, которая создает наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий. БИ предоставляют им комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение предприятий площадями на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот (Национальное содружество бизнес-инкубаторов)
− организация, которая предоставляет производственные и офисные площади малым предприятиям на льготных условиях, а также обеспечивает их разделенным офисным сервисом и услугами по развитию бизнеса (В.С. Мартеллер, директор Калининградского регионального БИ).
Бизнес-инкубатор в ряде случаев может оказывать помощь при получении оборудования в лизинг, получении кредита на развитие дела или выходу предприятия на местный или региональный рынок. Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче - начать выпуск конкурентоспособной продукции или услуги, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес-инкубатора. Она помогает приобрести предпринимателю «вес» в местном бизнес-сообществе, представляет его интересы во внешней среде и создает положительный имидж.
Цели и задачи бизнес-инкубатора
Принципиальным при определении бизнес-инкубатора является тот факт, что основной целью его деятельности является оказание на определенном этапе поддержки зарождающимся предприятиям при организации первоначальной деятельности и выходе на рынок. Типичной является ситуация, при которой начинающая фирма имеет в своем активе идею ведения хозяйственной деятельности, небольшой штат (нередко, 1-2 человека), незначительные финансовые средства, и плохо приспособлена к конкурентной среде своего региона.
Стремительное развитие БИ во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения этой и целого ряда других сопутствующих задач, среди которых можно выделить следующие:
рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности и расширение налогооблагаемой базы;
наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;
повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау;
создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных связей, способствующих укреплению экономических систем;
рост занятости и уровня жизни населения;
превращение новых технологий, разработанных университетами, лабораториями или исследовательскими институтами, в источник прибыли и их капитализация;
Типы бизнес-инкубаторов
Отмечается принципиальное отличие бизнес-инкубатора от технопарка, состоящее в том, что технопарк объединяет компании разного уровня развития, а бизнес-инкубатор – только начального этапа. Важным является также наличие фиксированного срока пребывания начинающего предприятия в бизнес-инкубаторе, по истечении которого фирма начинает самостоятельную деятельность на рынке.
Предоставляемые услуги
Создание бизнес-инкубатора всегда предполагает наличие необходимого набора материальных активов и оказание целого спектра услуг. К основным фондам, помимо прочего, всегда относится помещение, оборудованное мебелью и компьютерной техникой или специальным оснащением, в зависимости от профиля компаний.
В спектр предоставляемых бизнес-инкубатором услуг обязательно входят консультации в правовой и бухгалтерской сферах.
Кроме этого, бизнес-инкубаторы могут оказывать самые разнообразные услуги:
- подготовка пакета учредительных документов и оформление государственной регистрации юридического лица;
- подбор и обучение персонала (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;
- проведение тренингов по различным темам;
- составление бизнес-плана, проведение маркетинговых исследований;
- проведение выставок, PR-акций, и др. мероприятий с целью помочь начинающим компаниям наладить контакты и развить новый бизнес;
- поддержка в налаживании связей с крупными компаниями для организации сотрудничества и привлечение потенциальных инвесторов;
- организация офисной инфраструктуры (помещение, мебель, офисная техника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-залы и т.п.);
- обеспечение доступа к специализированному оборудованию как на территории БИ, так и в лабораториях университетов, научных организаций или в других местах;
- ознакомление сотрудников компаний-клиентов со справочной литературой и базами данных по разным вопросам;
- обеспечение специализированным программным обеспечением.
Таким образом, пользуясь содействием бизнес-инкубатора, предприниматель сосредотачивается на одной задаче – начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, в решении остальных проблем ему содействует команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты).
Бизнес-инкубаторы должны играть роль гибкого и мобильного хозяйственного организма для быстрой реализации предпринимательских проектов различного уровня сложности. В команде БИ могут быть задействованы: инженеры-изобретатели; инвесторы; эксперты, оценивающие риски; менеджеры, отвечающие за техническую организацию работы; менеджеры по кадрам; менеджеры по сбыту и т.д.
Анализ, существующих и создаваемых бизнес-инкубаторов, проведенный Национальным содружеством бизнес-инкубаторов показал, что ключевыми проблема развития БИ, даже при условия наличия необходимых средств и помещений, являются:
Недостаточная квалификация управляющей компании;
Отсутствие понимания сути бизнес-инкубирования и как следствие отсутствие правильной поддержки со стороны администрации;
Недостаток перспективных проектов среди малых предприятий;
Низкий уровень использования современных технологий в информационно-коммуникационной сфере;
Слабое межрегиональные связи;
Отсутствие выхода на крупные промышленные предприятия в масштабах страны.
Организационная форма и финансовые ресурсы
В развитых странах бизнес-инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов самоуправления, университетов, промышленных корпораций, федеральных субсидий. Деятельность БИ базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды. При этом речь идет именно о долговременных рискованных вложениях. Таким образом, создание инновационных БИ могут позволить себе только достаточно стабильные в финансовом отношении структуры, причем реализация этого проекта будет носить некоммерческий характер. Поэтому обоснован выбор организационно правовой формы для бизнес-инкубатора как некоммерческой организации: учреждения (в т.ч. автономные), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Однако на практике, есть примеры довольно успешной работы бизнес-инкубаторов, ориентированных на самофинансирование, созданных в форме акционерных обществ.
Среди бизнес-инкубаторов различают субъекты двух типов:
o муниципальные и государственные;
o частные (финансируемые венчурным капиталом).
Муниципальные (государственные) бизнес-инкубаторы создаются и финансируются за счет бюджетов различных уровней.
Создание бизнес-инкубатора муниципальной администрацией способствует:
- усилению роли муниципалитета благодаря целенаправленной поддержке вновь образованных фирм, определение их специализации;
- вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых муниципальных площадей;
- созданию эффективной консалтинговой инфраструктуры для малого бизнеса;
- размещение специализированного муниципального заказа.
Бизнес-инкубатор, имеющий официальный муниципальный статус, придает значимость, гарантирует безопасность и создает благоприятный климат во взаимоотношениях с клиентами и потенциальными деловыми партнерами.
Частные бизнес-инкубаторы финансируются частными инвесторами.
В отличие от "бесприбыльных" муниципальных БИ данного типа преследуют цель получения финансовой выгоды. В обмен на оказываемый начинающим предприятиям комплекс услуг они получают 30-70% долю в бизнесе компании.
Все последние семь лет «новой эры поддержки предпринимательства» власти пытаются стимулировать экономическую активность мерами, реальный спрос на которые задавлен условиями внешней административной среды. История с бизнес-инкубаторами — один из наглядных примеров такой госполитики. Крупному бизнесу просто не требуется большого количества субконтракторов из числа предприятий малого бизнеса, а населению в основном нужны поставщики товаров и услуг, которые не особо нуждаются в бизнес-инкубировании, поскольку работают в «неформальных» сферах (что-то налаживают, ремонтируют, кого-то лечат и т.п.). Однако красивый «бантик» всегда можно показывать как пример больших достижений федеральных чиновников, отвечающих за поддержку малого и среднего предпринимательства.
Развивать и финансово поддерживать сеть бизнес-инкубаторов в стране пытаются примерно столько, сколько существует новая Россия. На родине концепции бизнес-инкубирования — в США — подобные центры стали создаваться по инициативе снизу, когда появился реальный спрос со стороны экономики; делалось это на средства частных компаний, а также с подачи университетов. В России все было ровно наоборот: инициатива шла исключительно сверху.
Первые российские бизнес-инкубаторы создавались в 1990-е годы на средства зарубежных донорских организаций — главным образом американского Агентства по международному развитию (USAID), то есть «удовольствие» оплачивали, по сути, иностранные налогоплательщики. Тогда в рамках так называемого Морозовского проекта российская Академия менеджмента и рынка открыла, по одним данным, 12, по другим — 13 бизнес-инкубаторов. Общественность забыла о них практически сразу, как только обмелели питавшие их из‑за рубежа финансовые потоки: большинство кануло в Лету, так и не проявив себя.
В новом тысячелетии бизнес-инкубаторы строили уже на деньги российского бюджета — и не только федерального. Систематизированной информации о масштабе участия региональных и муниципальных бюджетов нет, но они также приложили в разные годы свою руку к созданию инкубаторов в Курске, Пскове, Великих Луках, Твери и других городах.
С 2005 года в рамках федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) профильный департамент Минэкономразвития продвинул идею создания сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов. Разработанная департаментом «Проектная карта развития МСП» предполагала увеличение количества бизнес-инкубаторов с 70 в 2008 году до 160 в 2012-м. БOльшая часть из них должна была решить задачу №5 — «Обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов МСП». Остальные — задачу №8, а точнее, пункт 11 этой задачи — «Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства в высшей школе». На эти цели предполагалось выделить 338 млн рублей в 2010 году и 219 млн в 2011-м. Понять из документов Минэкономразвития, включались ли эти средства в общий бюджет на развитие сети бизнес-инкубаторов или шли отдельной строкой, сейчас невозможно. Важно другое: сегодня трудно найти кого-то, кто помнит об этой хорошо разрекламированной когда-то «Проектной карте». Даже сам «коллективный автор» в лице профильного департамента Минэкономразвития предпочитает о ней не вспоминать, поскольку фактическая картина оказалась далекой от действительности.
«Факт» по итогам 2010 года не дотянул до плана. С 2005 по 2010 годы фактически было открыто 93 инкубатора разных типов (инновационных, офисных, производственных, смешанных) общей площадью свыше 206 тысяч квадратных метров. В феврале 2009 года прежний директор профильного департамента Минэкономразвития Андрей Шаров предложил на заседании президиума ОПОРЫ РОССИИ «судить о бизнес-инкубаторах не сейчас, а через три года после начала их работы». Три года прошло, принципиально политика в отношении этой формы поддержки предпринимательства никак не поменялась. Что получилось?