Биография и основные
цели Эдварда Деминга.
Эдвард Деминг - американский
специалист в области математической
статистики и менеджмента. По словам журнала «Америка»
Э. Деминг является «революционером капитализма».
Э. Деминг – отец японского «чуда» в сфере
качества, который после второй мировой
войны реализовал свои идеи промышленности
Японии.
Программа Э. Деминга в сфере
качества базировалась на трех простых
и прагматических аксиомах:
- любая деятельность – технологический процесс, который можно улучшить;
- надо не просто решать конкретные проблемы, необходимы коренные изменения, чтобы производство как система функционировало стабильно;
- высшее руководство должно принимать ответственность за деятельность предприятия на себя.
На основе собственного богатого
опыта Э. Деминг в своей книге «Качество,
продуктивность, конкурентоспособность»,
которая вышла в США в 1982 году, сформулировал 14 постулатов качества.
- Улучшение качества должно быть постоянной целью предприятия. Жесткая конкуренция требует непрерывного улучшения качества. Нельзя эту работу проводить эпизодически.
- Философией предприятия должна быть абсолютная недопустимость несоответствий. Эта философия должна быть выражена в принятом на предприятии руководстве.
- Зависимость качества продукции от массового контроля должна быть исключена. Дефекты надо исключать до того, как они появятся.
- Прекратить покупки, руководясь низкой ценой. Без оценки качества товара, который закупается, объявленная цена не имеет смысла.
- Улучшать каждый процесс. Постоянно надо совершенствовать любую деятельность на предприятии (планирование, производство, обслуживание и т.д.). Нет второстепенных видов деятельности – все важны с точки зрения качества.
- Учить всех, в том числе администрацию. Надо использовать современные методы обучения. Работники должны знать статистические методы регулирования технологических процессов. Следует создать работникам все условия, чтобы они не отстали от всего нового, что появляется в производстве.
- Новые методы руководства (руководитель – учитель, а не судья). Людям и оборудованию надо помогать выполнять работу наилучшим образом.
- Изгонять страх (достоинство, мотивация к труду - главное). Между работниками и руководителями следует развивать и поощрять двухсторонние связи, исключающие возможность нагнетания какого-либо страха.
- Уничтожать барьеры между подразделениями. Руководители подразделений могут стремиться к тому, что называется «не выносить сор из избы», скрывать свои внутренние проблемы и возводить барьеры между подразделениями.
- Отбросить лозунг и призывы, неподкрепленные соответствующими действиями и средствами. Руководству следует глубоко анализировать собственные действия и систему производства в целом. Продуктивность и качество продукции не зависят от количества изданных приказов.
- Исключить количественные нормы для работников и количественные характеристики для администрации. Количественные оценки результатов работы удобны при анализе продуктивности
- Устранить барьеры, которые не позволяют людям гордиться своей квалификацией (люди должны чувствовать свой вклад в общее дело). Непреодолимые для работника преграды приводят к угасанию его творческих способностей.
- Поощрять образование и самосовершенствование. Людям надо создавать возможности для самосовершенствования и приобретения новых знаний в процессе работы.
- Четко устанавливать обязанности руководства высшего звена в сфере качества (нельзя качество перепоручать, но все подчиненные должны участвовать в его улучшении). Качество начинается в кабинетах высшего руководства. Руководитель любого рангу не может перепоручать вопросы постоянного улучшения качества своим подчиненным.
- Э. Деминг называл пять «смертельных болезней» американской администрации:
- ориентация на сегодняшний успех;
- ежегодное оценивание деловых качеств;
- частое изменение руководителями высшего звена места работы;
- ориентация компании исключительно на количественные показатели.
Э. Деминг также предложил схему
улучшения качества, которая получила
название «цепной реакции»:
Улучшение качества → Снижение издержек
→ Повышение продуктивности
→ Снижение цен
→ Расширение рынка
→ Удержание рынка
→ Обеспечение работой
и увеличение объемов → Возвращение капиталовложений
Э. Деминг пропагандировал цикл
управления, предложенный У. Шухартом
(рис. 1).
Планируй (Plan) → Делай (Do) → Проверяй (Check), либо изучай
(Study) → Воздействуй (Act)
при ее применении в самых
различных областях деятельности позволяет
эффективно управлять этой деятельностью
на системной основе.
- Планирование – идентификация и анализ проблемы; оценка возможностей и планирование необходимых изменений.
- Выполнение – поиск решения проблемы и осуществление запланированных мероприятий.
- Проверка (изучение) – оценка результатов и выводы в соответствии с поставленной задачей.
- Действия – принятие решения на основе полученных выводов; если изменение не решает поставленную задачу следует повторить цикл, внеся коррективы в план.