ВТО и ее влияние на развитие экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 15:08, контрольная работа

Краткое описание

Изменения, которые происходят в мире в последнее время, характеризуются высоким динамизмом. Меняется значимость отдельных стран в мировой экономике, усиливаются интеграционные вопросы, растет взаимозависимость государств и отдельных регионов; соответственно обостряется конкуренция за мировые рынки, за формы организации мирового порядка и пути будущего развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.История создания ВТО. Цели, принципы, задачи организации………………4
2.Цели и задачи присоединения России к ВТО…………………...…10
3.Экономические последствия вступления России в ВТО. Аргументы «за» и «против»……………………………………………………..….14
4.Перспективы развития. Прогнозируемые оценки дальнейшего развития экономики России в статусе страны участницы ВТО…22
Заключение………………………………………………………………….26
Литература…………………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО и ее влияние на развитие экономики страны.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Доступ. Обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности.

       Развитие. Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта.

    Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырём направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы  допустимых объёмов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходило в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры имели весьма сложный характер. Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите.

 

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жёсткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4. Переговоры по системным вопросам были посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств в качестве члена ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (далее Доклад) – ключевого документа, в котором изложены права и обязательства, которые Россия берет на себя по итогам всех переговоров.

Состоялось многостороннее обсуждение новой версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.

 

3. Экономические последствия вступления  России в ВТО. Аргументы «за»  и «против»

Аргументы «ЗА»

Теперь, когда Россия уже является участницей ВТО, стоит перечислить выгоды и преимущества, которые она получает в ходе всего этого процесса:

Интеграция в мировую экономику. Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.

Россия становится полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

Разрешение споров. В качестве члена ВТО Россия может использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления.

Создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.

Ослабление дискриминации России на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Наиболее известны – антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей – химическая, металлургическая; как следствие – морской, ЖД транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.

Статистика показывает, что ущерб российских экспортеров от антидемпинговых процедур и квотных ограничений на зарубежных рынках за последние годы составил более $2,5 млрд. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, "расчеты экспертов показывают, что после вступления РФ в ВТО через несколько лет выигрыш финансовых потоков составит до $18 млрд., в частности от снятия антидемпинговых барьеров".

Развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

Стимулирование экономики: повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.

Открывается доступ к рынкам. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что (а) эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и (б) некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:

    • Среднее и тяжелое машиностроение
    • Оборонная промышленность
    • Интеллектуальные технологии – высокие технологии, инновации

      Рост производства, в основном в конкурентных областях:

    • Энергетика
    • Сырьевые отрасли
    • Перерабатывающие отрасли
    • Рыбная промышленность
    • Сфера услуг
    • Туризм

Рост производства в наиболее сильных и конкурентных отраслях будет означать рост уровня жизни в стране:

    • Рост рабочих мест, занятости, зарплат
    • Повышение культуры производственных отношений
    • Рост демографии
    • Снижение преступности

Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

Повышение деловой активности, рост инвестиционной привлекательности России и привлечет дополнительные инвестиции.

Приход западных финансовых корпораций откроет источники получения дешевых и длинных кредитов.

Будет разработан механизм допуска  иностранного капитала в финансовую сферу. Вступление в ВТО – это возможность получить облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов.

Возможно улучшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.

Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.

Расширение возможностей для развития производственной кооперации: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п. Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

Снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных правил игры.3

Аргументы «Против»

Ну и конечно же, на пути России всплывает множество проблем, и вместе с тем множество вопросов, требующих объяснения.

 Наша экономика как неконкурентоспособная  рискует потерпеть поражение  в силу следующих причин:

Рост конкуренции. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P& G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.

Поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.

Закрытие предприятий и рост безработицы. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.

Рост цен. России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

Отток капиталов из России – имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидентов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.

Возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли:

Аграрный сектор– в первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор.

    • Металлургия – высокая энергоемкость производства
    • Обрабатывающая промышленность
    • Текстильная
    • Химическая промышленность
    • Машиностроение
    • Автостроительная промышленность
    • Авиастроительная промышленность
    • Электронная промышленность
    • Легкая промышленность
    • Транспорт
    • Фармацевтическая промышленность
    • Розничная торговля
    • Пищевая промышленность
    • Общественное питание

Автомобильная промышленность лишится защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок, в т.ч. б/у и запчастей к ним.

Финансовые услуги. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов наших. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Западные банки легко смогут поглотить нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их «капиталоемкости».

Информация о работе ВТО и ее влияние на развитие экономики страны