ВТО и ее влияние на развитие экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Изменения, которые происходят в мире в последнее время, характеризуются высоким динамизмом. Меняется значимость отдельных стран в мировой экономике, усиливаются интеграционные вопросы, растет взаимозависимость государств и отдельных регионов; соответственно обостряется конкуренция за мировые рынки, за формы организации мирового порядка и пути будущего развития. Изменяется и состав игроков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.История создания ВТО. Цели, принципы, задачи организации………………4
2.Цели и задачи присоединения России к ВТО…………………...…10
3.Экономические последствия вступления России в ВТО. Аргументы «за» и «против»……………………………………………………..….14
4.Перспективы развития. Прогнозируемые оценки дальнейшего развития экономики России в статусе страны участницы ВТО…22
Заключение………………………………………………………………….26
Литература…………………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО и ее влияние на развитие экономики страны.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

1.История создания ВТО. Цели, принципы, задачи организации………………4

 

  2.Цели и задачи присоединения России к ВТО…………………...…10

 

3.Экономические последствия вступления России в ВТО. Аргументы   «за» и «против»……………………………………………………..….14

 

4.Перспективы  развития. Прогнозируемые оценки  дальнейшего развития экономики  России в статусе страны участницы  ВТО…22

 

Заключение………………………………………………………………….26

 

Литература…………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Изменения, которые происходят в мире в последнее время, характеризуются высоким динамизмом. Меняется значимость отдельных стран в мировой экономике, усиливаются интеграционные вопросы, растет взаимозависимость государств и отдельных регионов; соответственно обостряется конкуренция за мировые рынки, за формы организации мирового порядка и пути будущего развития. Изменяется и состав игроков. Растет также число различных региональных союзов, которые тоже выступают в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. Все эти изменения необходимо учитывать для того, чтобы отстаивать национальные интересы страны, в том числе и торгово-экономические, чтобы соответствовать сложившейся мировой экономической обстановке. Экономический и политический вес страны становятся важными составляющими ее дальнейшего развития и успешного взаимодействия с другими странами. Одним из инструментов, неким «ключом» к дальнейшему развитию России как раз является членство в ВТО. Однако, так как это событие произошло совсем недавно, перед государством стоит множество вопросов, как же правильно и максимально выгодно, без ущерба для собственной экономики извлечь пользу из этого мирового экономического союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История создания ВТО. Цели, принципы, задачи организации.

Краткие сведения:

Место расположения: Женева, Швейцария.

Основана: 1 января 1995 г.

Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94).

Членство: 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.).

Бюджет: 169 млн. швейцарских франков на 2005 г. (примерно 130 млн. долл. США).

Штат Секретариата: 500 сотрудников.

Глава: генеральный директор- Паскаль Лами.

 

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ),  которое было заключено сразу после Второй мировой войны в 1947 году.

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и  другие нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привёл к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив её на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли.

        Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.1

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

В основе деятельности ВТО лежат три международных соглашения, подписанные

 большинством государств, активно  участвующих в мирохозяйственных  отношениях: Генеральное соглашение  о торговле товарами (GATT), Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS) и Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (TRIMS). Главная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, которые занимаются экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, зачастую, приносит не только долгосрочные выгоды для стран, но и экстренные трудности. К примеру, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам – членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а постепенно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств, в случае как с Россией.

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В будущем, по мере увеличения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

Основные функции ВТО:

        Всемирная торговая организация выполняет следующий ряд функций:

– контроль над выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами–участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль над политикой государств– членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

Из за того, что тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают несогласие и споры. Очень часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать разрешению споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Для этого в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5– 7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп  происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны– соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами– членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на её рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение её дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объёме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

    • Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна– соискатель примет на себя по итогам переговоров;
    • Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
    • Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
    • Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на нескольких уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны–кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна–кандидат получает статус члена ВТО. 2

 

2. Цели и задачи присоединения России к ВТО.

     В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (GATT), который формально унаследовала от бывшего СССР.

Процесс присоединения России к GATT в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором GATT, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к GATT в качестве полноправного участника.

Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

        Конечно же, вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации – достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости.

Обеспечение независимости экономики достижимо при условии резкого роста (удвоения) ВВП в ближайшие годы. И в первую очередь за сч

ет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей.

Однако, опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО.

Так как в силу структуры нашей экономики мы особо ничего не теряем (не считая упущенной выгоды, которую еще надо сопоставить с будущими потерями), то и торопиться, идти на какие-то неоправданные жертвы нам не обязательно. Поэтому Россия желает получения наиболее выгодных условий, включающих в себя:

Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи.

Защита. Исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО.

Информация о работе ВТО и ее влияние на развитие экономики страны