Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:12, практическая работа
Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление — это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как слова-синонимы.
Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.
Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако продуктивность их деятельности различна. Это отличие определяется качеством управления.
Продуктивность фирмы означает
тот баланс между факторами производства
(материальными, финансовыми, человеческими,
информационными и пр.), который
дает наибольший выпуск при наименьших
усилиях. Поэтому повышение
5. Управление идентифицируется
с органом или аппаратом
Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.
В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути структура управления — это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Виды менеджмента. Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельности организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.
Функциональный, или специальный, менеджмент заключается в управлении определёнными сферами деятельности организации или звеньев.
Объекты и субъекты менеджмента. В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает, имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.
Субъекты менеджмента — менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
• руководителей линейного
• руководителей функционального менеджмента: заместителей директора, руководителей функциональных подразделений и их частей (бюро, лабораторий, секторов);
• организаторов определенных видов работ.
Объекты менеджмента — весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).
Объект и субъект менеджмента
находятся во взаимной связи и
зависимости. Чем больше по объему объект
менеджмента, тем больше будет и
субъект менеджмента. Это не прямо
пропорциональная зависимость, поскольку
на размер субъекта менеджмента будут
действовать и другие факторы, такие
как организованность объекта менеджмента,
уровень компьютеризации работ
и др. Подобное деление системы
менеджмента на субъект и объект
менеджмента и такая
Управляющая и управляемая подсистемы
между собой связаны
Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения, как это показано на рис. 1.3.
Внешняя среда
Управляющая подсистема
(субъект)
Управляемая подсистема
(объект)
Информация
о состоянии
объекта
Управляющие воздействия
Возмущающие воздействия
Рис. 1.3. Система управления
На информационные входы управляющей
подсистемы воздействуют факторы внешней
среды: поставщики, собственники фирмы,
законы и государственные органы,
а также международное
Кроме того, на информационные входы
управляющей подсистемы воздействует
производственная информация, поступающая
по каналам обратной связи от управляемой
подсистемы. Выходами управляющей подсистемы
являются планы для низовых структурных
подразделений и команды
Функции менеджмента. Категория функций менеджмента является одной из фундаментальных в теории менеджмента.
Функция менеджмента
— это вид деятельности, основанный
на разделении и кооперации управленческого
труда и характеризующийся
Каждая функция менеджмента характеризуется однородностью содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.
В теории и практике менеджмента существуют различные подходы к классификации функций. В отечественной теории управления различают функции основные (общие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство авторов в состав общих функций включают: прогнозирование и планирование; организацию работы; координацию и регулирование; активизацию и стимулирование; контроль (учет и анализ).
Все основные (общие) функции управления
выполняются в каждом подразделении
на любом уровне управления любой
социально-экономической
Конкретные функции управления — функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.
Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие характеристики: они обе требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.
Иерархия менеджмента. Менеджмент организации — понятие иерархическое, то есть относящееся к вполне определенному уровню менеджмента.
Иерархия менеджмента — это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от нижних уровней к высшим и наоборот.
В течение многих десятилетий организации
создавали так называемые иерархические
структуры менеджмента. Для них
характерно следующее принципиальное
положение — иерархичность
Одна из форм разделения управленческого
труда носит горизонтальный характер
— расстановка конкретных руководителей
во главе отдельных подразделений.
Горизонтально разделенная
Иерархические уровни менеджмента
Организационная структура и схема управления. Организационная структура — строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.
Физическое воплощение организационная
структура находит в схеме
управления. Назначение схем управления,
как и всякого чертежа,— дать
ясное представление о
Схема структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними.
Между частями структуры
Департаментализация, или разделение на отделы. Это еще одна фундаментальная характеристика организационной структуры. Является базисом для группировки отдельных должностей в отделы и отделов в организацию в целом. Менеджеры должны принять решение о том, как командная цепочка объединит сотрудников для выполнения поставленных перед ними рабочих задач. В соответствии с различным использованием командной цепочки в процессе формирования отделов выделяют пять основных подходов к разработке структуры организации: функциональной, дивизиональной, матричной, командной и сетевой.