Введение в менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:12, практическая работа

Краткое описание

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление — это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как слова-синонимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в менеджмент.docx

— 96.88 Кб (Скачать файл)

Главной же задачей людей, занятых  управлением, является эффективное  использование и координация  всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.

Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако продуктивность их деятельности различна. Это отличие определяется качеством  управления.

Продуктивность фирмы означает тот баланс между факторами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными и пр.), который  дает наибольший выпуск при наименьших усилиях. Поэтому повышение продуктивности — одна из главных задач менеджеров.

5. Управление идентифицируется  с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

В рамках иерархической структуры  аппарата управления реализуются функции  управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути структура управления — это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

 

Виды менеджмента. Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и  функциональный менеджмент.

Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельности организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный, или специальный, менеджмент заключается в управлении определёнными сферами деятельности организации или звеньев.

Объекты и субъекты менеджмента. В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает, имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.

Субъекты менеджмента  — менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в  области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на:

• руководителей линейного менеджмента: директоров, руководителей производственных подразделений среднего и нижнего  звена управления;

• руководителей функционального  менеджмента: заместителей директора, руководителей функциональных подразделений  и их частей (бюро, лабораторий, секторов);

• организаторов определенных видов  работ.

Объекты менеджмента  — весь состав взаимосвязанных структурных  подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории  и т. п.).

Объект и субъект менеджмента  находятся во взаимной связи и  зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и  субъект менеджмента. Это не прямо  пропорциональная зависимость, поскольку  на размер субъекта менеджмента будут  действовать и другие факторы, такие  как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ  и др. Подобное деление системы  менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь  между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем  и нижнем.

Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством  информации.

Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую  подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем  передаются в управляемую подсистему для исполнения, как это показано на рис. 1.3.

 

Внешняя среда



Управляющая подсистема


(субъект)

Управляемая подсистема

(объект)


 

 

Информация 


о состоянии

объекта


Управляющие воздействия



 

 


 

Возмущающие воздействия



 

 

 

Рис. 1.3. Система управления

На информационные входы управляющей  подсистемы воздействуют факторы внешней  среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.

Кроме того, на информационные входы  управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая  по каналам обратной связи от управляемой  подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы для низовых структурных  подразделений и команды управления или управляющие воздействия, а  также отчетная информация и сведения.

Функции менеджмента. Категория функций менеджмента является одной из фундаментальных в теории менеджмента.

Функция менеджмента  — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого  труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.

Каждая функция менеджмента  характеризуется однородностью  содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями  любого процесса управления вне зависимости  от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той  или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.

В теории и практике менеджмента  существуют различные подходы к  классификации функций. В отечественной  теории управления различают функции  основные (общие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство  авторов в состав общих функций включают: прогнозирование и планирование; организацию работы; координацию и регулирование; активизацию и стимулирование; контроль (учет и анализ).

Все основные (общие) функции управления выполняются в каждом подразделении  на любом уровне управления любой  социально-экономической системы.

Конкретные функции  управления — функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.

Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие  характеристики: они обе требуют  принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти  характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.

Иерархия менеджмента. Менеджмент организации — понятие иерархическое, то есть относящееся к вполне определенному уровню менеджмента.

Иерархия менеджмента  — это служебная лестница, ряд  должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от нижних уровней  к высшим и наоборот.

В течение многих десятилетий организации  создавали так называемые иерархические  структуры менеджмента. Для них  характерно следующее принципиальное положение — иерархичность менеджмента, при которой нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется вышестоящим. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний. Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Одна из форм разделения управленческого  труда носит горизонтальный характер — расстановка конкретных руководителей  во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная таким  образом управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация  могла добиваться успеха в своей деятельности. Руководителям высшего звена приходится затрачивать время на координирование работы руководителей среднего звена, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей нижнего звена, а те работу неуправленческого персонала, то есть людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате и образует уровни иерархии менеджмента.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Иерархические уровни менеджмента

 

Организационная структура  и схема управления. Организационная структура — строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.

Физическое воплощение организационная  структура находит в схеме  управления. Назначение схем управления, как и всякого чертежа,— дать ясное представление о существующей или предполагаемой организационной  структуре той или иной конкретной организации.

Схема структуры управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связей между ними.

Между частями структуры устанавливаются  устойчивые связи, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи обеспечивают согласованность действий между элементами структуры и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость их возникает при наличии нескольких уровней управления.

Департаментализация, или разделение на отделы. Это еще одна фундаментальная характеристика организационной структуры. Является базисом для группировки отдельных должностей в отделы и отделов в организацию в целом. Менеджеры должны принять решение о том, как командная цепочка объединит сотрудников для выполнения поставленных перед ними рабочих задач. В соответствии с различным использованием командной цепочки в процессе формирования отделов выделяют пять основных подходов к разработке структуры организации: функциональной, дивизиональной, матричной, командной и сетевой.


Информация о работе Введение в менеджмент