Виды и формы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:10, контрольная работа

Краткое описание

В экономической литературе всё, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия. В соответствии со ст. 132 части первой Гражданского кодекса “предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Правовое регулирование управления имуществом предприятия………………………………………………………………...5
Задачи и общие принципы управления государственным имуществом………………………………………………………………...7
Классификация объектов государственного имущества…………………………………………………………………..9
Доверительное управление имуществом……………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы ..…………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Виды и формы управления предприятием.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

      Все объекты государственного имущества  можно разделить на две основные группы:

  • Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);

      - Объекты, с возможностью коммерческого  использования (предприятие, действующее  на открытом конкурентном рынке).

      Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.

      По  отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно  в государственной собственности  государство выполняет функции  старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий. В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства - менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

      По  отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной  собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства - инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

      Объекты - исключительно государственной  собственности.

      К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

      - Оборонные предприятия; 

  • Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;
  • Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;
  • Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находиться, как в государственной, так и в частной собственности);
  • Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

      Как уже отмечалось ранее, важнейшим  отличием предприятий, относящихся  к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

  1. Экспертиза плана деятельности предприятия;
  2. Определение значений основных финансово-экономических показателей;
  3. Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;
  4. Регулярный текущий контроль исполнения плана;
  5. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

      Планирование  на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:

  • Номенклатуру продукции или услуг;
  • Объемы и условия поставки;
  • Закупочные цены;
  • Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия;
  • Источники и условия финансирования.

      Объекты с возможностью коммерческого использования.

      Управляя  коммерческими объектами государство  как собственник руководствуется  принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке. Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие. При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

      При этом, учитывая, что многие объекты  собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т.п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.

    1. Доверительное управление имуществом.

      Доверительное управление является способом осуществления  собственником принадлежащих ему  правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но не установлением  нового права собственности на данное имущество.

      По  договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в  доверительное управление, а доверительный  управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в верительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.(ст. 1012 ГК)

      Доверительное управление по данному договору необходимо отличать от "внутреннего" управления обществом, товариществом, унитарным предприятием их директором, а также иными уставными органами. Директор (правление общества и т.п.) хотя и имеет право распоряжения (в той или иной степени) имуществом таких организаций, но действует при этом от их имени, никогда не принимает имущество, которым распоряжается, на свой отдельный баланс, а если и несет гражданско-правовую ответственность перед обществом (товариществом, предприятием), то только в случаях, предусмотренных законом или договором (п.3 ст.53 ГК).

      Передача  имущества в доверительное управление есть форма реализации собственником  своих правомочий, предоставленных  ему п.4 ст.209 ГК. Именно собственник  определяет цель учреждаемого доверительного управления, объем передаваемых правомочий, а также лицо, в интересах которого доверительный управляющий должен действовать. В качестве такового собственник может назвать самого себя, а также, за определенными исключениями, любое другое лицо. В последнем случае договор доверительного управления имуществом становится разновидностью договора в пользу третьего лица (ст.430 ГК).

      Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого  имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя и (или) выгодоприобретателя.

      Объектом  доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные  комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

      Говоря  о доверительном управлении предприятием, следует иметь в виду, что речь идет о передаче его в управление как объекта права (ст.132 ГК). Сохранение предприятия в качестве самостоятельного юридического лица невозможно практически, т.к. передаваемое в управление имущество должно отражаться у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет, для расчетов открывается отдельный банковский счет (см. ст.1018 ГК).

      В доверительное управление может  быть передано и государственное, и  муниципальное, и частное имущество.

      Имущество, находящееся в хозяйственном  ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законодательством основаниям.

      По  общему правилу, передача имущества в доверительное управление - это передача его в руки профессионала. Таковым в хозяйственном обороте является предприниматель. Именно он (индивидуальный предприниматель - ст.23 ГК или одна из коммерческих организаций, перечисленных в п.2 ст.50 ГК) вправе выступить в роли доверительного управляющего чужим имуществом.

      Имущество не подлежит передаче в доверительное  управление государственному органу или  органу местного управления и самоуправления.(ст. 1015 ГК)

      Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа (ст.550 ГК).

      Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в  форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

      Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества  вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

      В соответствии с п.4 ст.209 и п.1 ст.1012 ГК доверительный управляющий не приобретает право собственности на переданное имущество. Однако в пределах, предоставленных ему законом и договором, управляющий может владеть, пользоваться, распоряжаться этим имуществом, в т.ч. передавать его в собственность других лиц, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

      Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном  управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя  или вверителя, возмещает выгодоприобретателю  упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а вверителю - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества с учетом его естественного износа, в том числе упущенную выгоду.

      Доверительный управляющий несет ответственность  за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или вверителя.

      Обязательства по сделке, совершенной доверительным  управляющим с превышением предоставленных  ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи. Вверитель может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.

      Долги по обязательствам, возникшим в связи  с доверительным управлением  имуществом, погашаются за счет этого  имущества. В случае недостаточности  этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества - на имущество вверителя, не переданное в доверительное управление.

 

      Заключение.

      На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

      1. Правовое регулирование управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе определяется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Информация о работе Виды и формы управления предприятием