Виды кодексов наилучшей практики корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 01:11, реферат

Краткое описание

Кодексы наилучшей практики корпоративного управления представляют собой своды рекомендаций для добровольного исполнения нацеленные на улучшение практики корпоративного управления компаниями в контексте специфической правовой среды внутри страны и с учетом особенностей ведения бизнеса. Обычно такие кодексы основаны на общих принципах и принимают во внимание национальные особенности соответствующей страны. Такие кодексы могут различаться по масштабу, акцентам и степени детализации. Их целью является восстановление доверия инвесторов и поддержка инвестиционного климата. Такие кодексы были приняты в большом числе стран в качестве средства внедрения международных стандартов и их адаптации к местным условиям .

Вложенные файлы: 1 файл

Корпор упр в ЮАР.docx

— 26.89 Кб (Скачать файл)

Виды кодексов наилучшей практики корпоративного  управления 

Кодексы наилучшей практики корпоративного управления  представляют собой своды рекомендаций для добровольного  исполнения нацеленные на улучшение практики корпоративного  управления компаниями в контексте специфической правовой  среды внутри страны и с учетом особенностей ведения бизнеса.  Обычно такие кодексы основаны на общих принципах и принимают  во внимание национальные особенности соответствующей  страны. Такие кодексы могут различаться по масштабу, акцентам  и степени детализации. Их целью является восстановление  доверия инвесторов и поддержка инвестиционного климата. Такие  кодексы были приняты в большом числе стран в качестве средства  внедрения международных стандартов и их адаптации к местным  условиям .  

 

Кодексы наилучшей  практики корпоративного управления  деловой активности в целом.  

Очень небольшое число  таких кодексов предназначено для   применения ко всем видам делового предпринимательства.  Национальные кодексы, как правило, ориентированы прежде  всего на компании, акции которых прошли листинг на биржах  (листингованые компании). В странах с небольшим числом  таких компаний встает вопрос – надо ли создавать кодекс,  ориентированный на листингованые компании или же создать  кодекс более общего характера. При этом надо иметь в виду, что  создание кодекса, ориентированного на листингованые компании,  дает возможность привлечь больше капитала и тем самым  увеличить число таких компаний. Но с общеэкономической точки  зрения возможно более уместным является создание кодекса более  общего характера, включающего, среди прочего, и рекомендации  для листингованые компаний.  

Очень небольшое число  таких кодексов предназначено для   применения ко всем видам делового предпринимательства.  Национальные кодексы, как правило, ориентированы прежде  всего на компании, акции которых прошли листинг на биржах  (листингованые компании). В странах с небольшим числом  таких компаний встает вопрос – надо ли создавать кодекс ориентированный на листингованые компании или же создать  кодекс более общего характера. При этом надо иметь в виду, что  создание кодекса, ориентированного на листингованые компании,  дает возможность привлечь больше капитала и тем самым  увеличить число таких компаний. Но с общеэкономической точки  зрения возможно более уместным является создание кодекса более  общего характера, включающего, среди прочего, и рекомендации  для листингованые компаний.   
  

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС:  ЮАР  Реформа корпоративного управления в Южной Африке  (ЮАР) была инициирована созданием Комитета  по корпоративному управлению в 1992, под эгидой  Института директоров ЮАР. Председателем Комиссии  стал Мервин Кинг, бывший судья и видный бизнесмен,  поэтому комиссия получила название «Комиссия  Кинга». В 1994 году комиссия выпустила «Отчет о  корпоративном управлении».  Отчет, в свою очередь, основывался на принципах  «Отчета комиссии Кэдбери», созданного в  Великобритании в 1992 году, но в то же время  «учитывал существующую в ЮАР специфику, в  частности, вхождение в бизнес ранее подавлявшихся  представителей небелого большинства» и ситуацию  политического перехода к полной демократии  (от режима правления белого меньшинства. –  Ред.). Отчет делал основной акцент на вопросы  формирования состава советов директоров, их роли,  процессов функционирования, принятия решений и  предоставления информации.

 

 

 

 

 

 

Эволюция корпоративного управления компаниями в ЮАР

Корпоративное управление обычно включает в себя систему управления компанией и контроль ее деятельности. Механизмами управления являются методы разделения собственности и использования капитала, определение полномочий высшего менеджмента, выбор функций и направлений развития, формы исполнительного контроля, наблюдения и отчетности и др. Корпоративное управление охватывает набор устоявшихся (порой письменно зафиксированных, имеющих законную силу) правил и принципов, сложившихся на основе лучших практик управления. Часто многие из этих практик детерминированы требованиями рынка. В то же время корпоративное управление должно учитывать векторы стратегического развития среды бизнеса и соответствовать социально-экономическим ориентирам развития экономической системы и общества, то есть быть политически направленным.  

 

Корпоративное управление.  

Экономика Южно-Африканской  Республики (ЮАР) является самой большой  по масштабам, диверсификации и региональному влиянию в Африке. Шаги, которые предпринимает руководство Республики для реализации своей экономической политики, часто оказывают влияние на страны всего африканского континента.  

Экономическая ситуация в  ЮАР кардинально изменились с  тех пор, как ее экономика стала  открытой. После падения режима апартеида  и первых демократических выборов  в 1994 году правительство, отдавая приоритеты производителям товаров, стало привлекать в страну иностранных инвесторов. Конец 90-х годов характеризовался возникновением неолиберальной экономики, высокой концентрацией акций в руках ограниченного числа акционеров и относительной макроэкономической стабильностью.

 В начале 2000-х годов  экономика страны была подвержена  разным влияниям на систему  корпоративного управления. Так,  некоторые крупные компании, используя  связь Йоханнесбургской (ЮАР) и  Лондонской (Великобритания) фондовых бирж, стремились получить двойной листинг в Йоханнесбурге и Лондоне. Таким компаниям необходимо было действовать в соответствии с международными практиками по корпоративному управлению и финансовой отчетности. Всемирная торговая организация и Международный валютный фонд также требовали от экономики ЮАР западной системы учета. В то же время одной из важных задач правительства страны оставалось развитие своей самобытности, возвращение к национальным корням (в состав Института директоров ЮАР одно время входил африканский колдун — вуду). 

 

Кодекс корпоративного управления 

В конце XX — начале XXI века многие южноафриканские компании начали переходить к системе управления, основанной на модели «лучших практик». В помощь им был создан Комитет по корпоративному управлению, который возглавил Мервин Кинг, бывший судья и видный бизнесмен. Комитет разработал Кодекс корпоративного управления — комплекс нормативных документов и рекомендаций, выдержавший к настоящему времени три редакции. В 1994 году вышел первый Отчет Комитета по корпоративному управлению (получивший название «Кинг I»), в 2002 году — второй Отчет Комитета по корпоративному управлению (Кинг II). 1 марта 2010 года обнародована последняя версия Кодекса — «Кинг III», в которой сделана попытка найти баланс между западными (в первую очередь американской и западноевропейской) моделями управления и африканскими особенностями развития бизнеса, основанными на принципах национальной этики. 

В ЮАР, как и во многих других странах, попытки совместить неолиберальную экономическую политику и социальную ответственность в области корпоративного управления часто оказывались неудачными. Согласно Кодексу «Кинг III» компании являются активной частью более крупной системы (среды бизнеса) и они обязаны вести  деятельность по устойчивому, эффективному, экономически безопасному  пути в соответствии с целями, установленными государственной программой  социально-экономического развития  коренного африканского на селения  (Black Economic Empowerment).  

Кодекс «Кинг III» включает три  основных принципа: корпоративная  ответственность, лидерство и устойчивое развитие.  

Разработчики документа  отметили  важность не только финансовой эффективности ведения бизнеса, но и влияния компании (позитивного или негативного) на экономическую жизнь  общества, в котором она действовала  в течение года. Согласно Кодексу любая компания обязана ежегодно сообщать о том, как она «намеревается увеличить позитивные и уменьшить или  устранить негативные аспекты своей  деятельности в течение следующего  года».  

Стремление к лидерству, по мнению создателей Кодекса, может стать  ключом к эффективному управлению  и способствовать сохранению и развитию этических ценностей: ответственности, честности, открытости.  

В африканской культуре эффективное лидерство основано на моральных обязанностях, в первую очередь  на принципе убунту. Однако о реализации этих ценностей в практической  работе южноафриканских корпораций  к настоящему времени почти ничего  не известно. (Один из возможных путей, на наш взгляд, — принятие решений на основе консенсуса, обсуждение  вопросов со всеми заинтересованными  лицами.) 

Устойчивое развитие, считают разработчики «Кинга III», — основной  моральный и экономический императив XXI века. Речь идет о соединении  природы, общества и бизнеса, о необходимости фундаментального изменения  корпоративного управления. 

Уже рекомендации Кодекса   «Кинг II» требовали, чтобы компании предоставляли ежегодные отчеты  по устойчивому развитию. Концепция  корпоративного гражданства рассматривала компанию как «человека»,  который должен работать «разумно  и ответственно». За основу был взят  «включенный» подход к корпоративному управлению. Не сосредоточиваясь на одних акционерах, «Кинг II»  требовал, чтобы оценивалась деятельность всех заинтересованных сторон. 

Положительные аспекты  и критика Кодекса Кинга

King III Кодекс принципов управления (Кодекс) и доклад Кинга по вопросам управления в Южной Африке (King III) были опубликованы 1 сентября 2009 года и Кодекс вступил в силу 1 марта 2010 года. Как первый и второй доклады, этот третий доклад направленый на развитие эффективного корпоративного управления в Южной Африке и был составлен Комитетом Kинга под председательством профессора Мервина E. King. Комитет Кинга получил местное и международное признание за его вклад в развитие корпоративного управления в ЮАР. В первых двух докладах Комитета Кинга не делал никаких усилий, чтобы объяснить актуальность для организаций создание гражданского общества. Комитет тогда был заметно больше направлен на управления коммерческими компаниями. Принципы Гражданского общества, их значимость и необходимость были оставлены без внимания в первых двух кодов.

Разработка кодексов Кинга началась в 1992 году, тогда быд создан комитет Кинга с конкретной целью - исследования и выработки рекомендаций в области корпоративного управления в Южной Африке. Первый доклад был опубликован в 1994 году. Кинг признал, что компании не действуют независимые от общества. По этой причине самые высокие стандарты корпоративного управления были поощрены на крупных предприятиях. Доклад был весьма привлекателен для инвесторов, он  относил к основополагающим принципам хорошие финансовые, социальные, этические и экологические работы.

Второй доклад Кинга (King II) был выпущен в 2002 году. Не отклоняясь от принципов своего предшественника, Кинг II был более сосредоточен на идее введения корпоративного гражданства и понятие триединства. Последнее включало осуществление корпоративной функции управления с учетом действия компании на население, планету, и прибыль. Некоторые из рекомендованных практик из второго доклада Кинга были включены в Закон о компаниях 2008 года и некоторые из них стали нормативными предписания для компаний, котирующихся на фондовой бирже Йоханнесбурга. 

В Кинг III указывается, что в "Эффективное управление является не то, что существует отдельно от права и нецелесообразно управлять отдельно от закона."   Кинг III далее утверждает, что: "Практика корпоративного управления, кодексов и руководящих принципов должна поднимать планку, что считается соответствующим стандартом поведения. Следовательно, любое невыполнение признанного стандарта управления, хотя и не законодательно, может сделать отдельные директора ответственный по закону ".

 Не Существует никаких сомнений, что некоторые из принципов, содержащихся в King III в конечном счете станет законом. Это поднимает вопрос о том Кинг III закладывает надлежащую основу, что может бы вдохновить законотворчество, которое будет регулировать гражданские и корпоративные отношения.   

Кинг III не законодательства. Тот факт, что король III предполагает, что организации должны 'применять или объяснить ", почему они не применяя его, создает иллюзию, что он имеет те же полномочия, законодательства. Учитывая то утверждение, что Кинг III применяется ко всем организациям, некоторые спонсоры могут рассматривать это как стандарт управления для всех организаций гражданского общества в Южной Африке. King III может по сути играет роль привратника донорской поддержки. 

Кинг III серьезный перекос, в языке и смысл, к коммерческому сектору, можно только сделать вывод, что это предположение является следствием пренебречь рассмотрение некоммерческого сектора. King III в значительной степени связан с Законом о компаниях.  Первое , не все ГО, учрежденные согласно Закону о компаниях и Кинг III, казалось бы, не осведомлены о десятках тысяч общественных объединений, которые работают в условиях общего права в Южной Африке. второй , повышенный ожидание высокий уровень сложности в настоящее время введенные Кингом III на небольших общинных организаций. Это, казалось бы академический подход выделил меньше внимания от местных условий. Авторы претензии короля III, что она была подготовлена ​​таким образом, чтобы «каждое предприятие может применять их и, тем самым, добиться хорошего управления». Вряд ли это видно из отчета. Ряд принципов, содержащихся в King III реально не может быть применен ко всем юридическим лицам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
   
 
 
 
    
 
 
 
 


Информация о работе Виды кодексов наилучшей практики корпоративного управления