Виды принятия управленческого решения в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать характеристику понятию «управленческое решение»$
Определить основные этапы разработки управленческих решений и охарактеризовать процесс принятия управленческого решения;
Рассмотреть методы принятия управленческих решений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность управленческого решения 5
1.2. Основные этапы разработки управленческих решений 10
1.3. Виды принятия управленческих решений 13
2. ОЦЕНКА ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОАО «СПП «САЛЮТ» 16
2.1. Характеристика системы менеджмента ОАО «СПП «Салют» 16
2.2. Особенности разработки и принятия управленческих решений в ОАО «СПП «салют» 20
2.3. Законодательные требования к менеджменту ОАО «СПП «Салют» 26
3. МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ОАО «СПП «САЛЮТ» 32
3.1. Основные причины некачественных управленческих решений в ОАО «СПП «Салют» 32
3.2. Основные направления по повышению качества принятия управленческих решений в ОАО «СПП «Салют» 33
3.3. Основные факторы повышения эффективности управленческих решений в ОАО «СПП «Салют» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2013.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

3этап: сбор информации, построение информационной модели проблемной ситуации. Важно учитывать не только «свою» информацию, но и информацию «оппонентов», « конкурентов», хотя обычно значимость информации от «оппонентов» субъективно занижают, ей не верят, ее недооценивают или игнорируют, что совершенно неверно.

4этап: построение концептуальной модели проблемной ситуации, целостного понимания проблемы. Узкий профессиональный опыт, жесткие установки, когда новая информация запихивается в старые рамки или игнорируется, можно вновь исказить целостное, концептуальное понимание проблемы.

Ü 2 стадия — выработка идей. Есть разные методы выработки идей, но более эффективен метод «мозгового штурма», основные принципы которого следующие:

  • работает группа из 5-10 человек разных специальностей;
  • люди находятся в состоянии мышечной и психической расслабленности;
  • критика идей запрещена! Чужие идеи можно хвалить, развивать дальше или предлагать свою идею;
  • приветствуются необходимые, странные, «глупые» идеи;
  • любые идеи, какими бы странными и вроде бы неподходящими они ни казались, записываются, но не оцениваются во время «мозгового штурма»;
  • авторство идей не указывается;   
  • после окончания работы все идеи приводятся в логический порядок, и каждая обсуждается в группе экспертов.

Ü 3 стадия — оценка идей, альтернатив, отсев применимых идей. Вначале полезно проанализировать достоинства, преимущества каждой идеи, а затем оценить ее эффективность, реалистичность, практичность, экономичность и Другие критерии, а также рассмотреть последствия 
идеи, вероятность неудачи, риск выбираемых альтернатив.

При оценке риска, к сожалению, часто играют большую роль мотивы личной безопасности, и руководитель оценивает личный престижный риск, вероятность конфликта с кем-либо, риск неопределенности, непредвиденности поворота событий, а не идею как таковую.

Затем наступает этап принятия окончательного решения и  оформления его в форме приказов, распоряжений, что обусловливает  следующую

Ü   4 стадию — планирование нововведения, выполнение решения, когда четко определяется, что, какие работы, к какому сроку и кто должен выполнить. Члены рабочих групп должны четко представлять себе общий план и конкретные практические шаги, которые должны быть ими предприняты.

Ü 5 стадия включает в себя шаги: 1) практическая реализация действий, плана, управленческого решения; 2) контроль и анализ действий, результатов для их улучшения; 3) в случае необходимости коррекция управленческого решения, возврат на стадию изучения проблемы или выработки идей или другие промежуточные этапы.

1.3. Виды принятия управленческих решений

Виды принятия управленческого решения подразделяются на традиционно-стереотипные и инновационные.

Главная задача использования  традиционно-стереотипных видов — выработка оптимального управленческого решения при помощи уже апробированных вариантов. 9

  • Метод собраний-совещаний является общепринятой формой обсуждения производственных вопросов и проблем, требующих коллективного решения. Главная цель — описание ожидаемого результата. Участниками собрания-совещания являются те специалисты и руководители, кому придется исполнять принимаемое решение. Основные типы собраний-совещаний: по планированию, по мотивации труда, по вопросам контроля за деятельностью, по вопросам внутриорганизационной структуризации, по специфическим вопросам.
  • Метод деловых переговоров ориентирован на обсуждение конкретного вопроса с варьированием ясно осмысливаемых целей, интуитивных резонов и бессознательных мотивов. Цель — выработка усредненного решения. Обмен репликами, вопросами и ответами, мнениями и оценками зависит только от возможностей участников.
  • Метод телефонных переговоров ориентирован на максимально оперативное и простое обсуждение конкретного вопроса; используется чрезвычайно широко, однако очень отчетливо показывает неумение участников аргументировать, рационально мыслить, в должной степени уважать собеседника. Его особенностью является возможность любой из сторон моментально прервать переговорный процесс.
  • Метод дискуссий предполагает обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех ее участников. Массовая дискуссия предполагает равенство всех участвующих, специальных докладчиков нет. Групповая дискуссия предполагает обсуждение вопроса специально подготовленной группой перед коллективом.
  • Метод симпозиума предполагает ряд кратких выступлений группы специалистов для расширения кругозора участников и оказания на них воздействия. Результатом симпозиума становится резюме.

Главная задача использования  инновационных методов — выработка максимально большого количества творческих идей при полном отсутствии критики (чтобы ничто не угрожало человеку показаться в глазах коллег смешным и ничто не мешало рождению неожиданных идей) 10:

  • Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентированна коллективную выработку творческих идей; первая группа участников — «генераторы» — создает идеи; вторая — «аналитики» — оценивает выдвинутые идеи.
  • Метод синектики ориентирован на выработку творческих идей 
    при помощи аналогий; задействуется четыре типа аналогий: прямые, 
    фантастические, символические, личные.
  • Метод свободных ассоциаций имеет наибольший уровень оригинальности, так как ориентирован на выработку творческих идей при помощи ассоциаций, случайно выбранных понятий, метафор (метафор-противоречий, бинарных метафор-аналогов, метафор-загадок).
  • Метод ключевых вопросов ориентирован на выработку творческих идей при помощи наводящих вопросов (что? где? куда?), что позволяет ведущему упорядочить процесс рассмотрения проблемы, управлять направленностью творческого поиска, детализируя и упрощая этот процесс.
  • Метод инверсии ориентирован на выработку творческих идей в самых неожиданных направлениях, без объяснения привязки к существу рассматриваемой проблемы.
  • Метод эмпатии ориентирован на выработку творческих идей путем постановки автора идеи на место проблемы и выработку идей уже с этой позиции.
  • Метод многомерных матриц ориентирован на выработку творческих идей при помощи нового комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих.
  • Метод записной книжки ориентирован на длительную выработку творческих идей с их занесением в записные книжки участников. В дальнейшем происходит сведение всех накопившихся вариантов в общий список (без указания авторства), устраняются идентичные и проводится коллективная экспертиза при помощи заранее 
    определенной совокупности критериев оценки.

 

 

 

2. ОЦЕНКА ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ  И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОАО  «СПП «САЛЮТ»

2.1. Характеристика  системы менеджмента ОАО «СПП  «Салют»

ОАО «СПП «Салют» –  современное российское предприятие. Оно внесено в список 100 лучших предприятий России, отмечено многими наградами России.

Открытое акционерное  общество «Строительно-производственное предприятие «Салют» создано  в процессе приватизации малого государственного предприятия «Салют», зарегистрированного Администрацией города Йошкар-Ола 09.06. 1993г.

Краткие сведения о предприятии  представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Краткие сведения об ОАО  «СПП «Салют»

Полное  наименование предприятия

Открытое акционерное  общество «Строительно-производственное предприятие «Салют»

Сокращенное наименование предприятия

ОАО «СПП «Салют»

Организационно-правовая форма предприятия

Открытое акционерное  общество

Дата  регистрации предприятия

09.06.1993

Юридический адрес предприятия указанием  индекса)

424006, Республика Марий  Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 95.

Фактический адрес предприятия указанием  индекса)

424006, Республика Марий  Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 95.

Телефон / факс

(8362) 63-01-62


 

Высшим органом ОАО  «СПП «Салют» является Общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью предприятия осуществляется Советом директоров, который подотчетен Общему собранию акционеров.

Исполнительный орган  Общества - Генеральный директор (единоличный  исполнительный   орган)   -   осуществлял   руководство   текущей деятельностью в пределах своей компетенции, подотчетен Общему собранию акционеров и Совету директоров.

ОАО «СПП «Салют» является юридическим лицом. Права и обязанности  юридического лица общество приобретает  с момента его государственной регистрации.

ОАО «СПП «Салют» имеет  в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе.

ОАО «СПП «Салют» вправе в установленном порядке открывать  банковские  счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

ОАО «СПП «Салют» имеет   круглую   печать,   содержащую   его   полное   фирменное  наименование на русском языке и  указание на место его нахождения. ОАО «СПП «Салют» вправе иметь  круглые печати с грифом: «для документов»  и «отдел кадров», штампы и бланки со своим    наименованием,    собственную    эмблему,    а    также    зарегистрированный    в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Акционерное общество— «коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров)  
по отношению к обществу» (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ).  

В ОАО «СПП «Салют» допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ, ст. 99 ГК РФ и другими нормативными актами Российской Федерации. Уставный капитал открытого акционерного общества должен быть не менее 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество предполагает публичное ведение дел и систематическую публикацию в прессе отчета о состоянии имущества и финансов — баланса общества.

Учредителями ОАО «СПП «Салют» являются работники трудового  коллектива.

ОАО «СПП «Салют» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. ОАО «СПП «Салют» не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Если    несостоятельность    (банкротство)    ОАО «СПП «Салют» вызвана    действиями (бездействием) его акционеров или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

С точки зрения организации  управления наиболее значимы следующие  три группы участников корпоративных  отношений в ОАО «СПП «Салют»: акционеры, менеджеры и директора (члены совета директоров). Они же и определяют трехзвенную структуру управления предприятием в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208 «Об акционерных обществах»:

  1. акционеры — общее собрание акционеров;
  2. совет директоров (наблюдательный совет);
  3. менеджеры — исполнительный орган (единоличный — директор, генеральный директор, управляющий; коллегиальный — правление, дирекция, управляющая организация).

Виды деятельности ОАО  «СПП «Салют»:

  • жилищное, гражданское и промышленное строительство;
  • производство столярных изделий;
  • проектно-конструкторские работы;
  • производство товаров народного потребления;
  • оптово-розничная торговля и др. виды деятельности.

Сейчас основные виды деятельности ОАО «СПП «Салют»– строительство жилых зданий, производство двухкамерных стеклопакетных евроокон из деревянного бруса (деревянные евроокна), производство филенчатых дверей, производство большого ассортимента погонажных изделий (евровагонка, блок-хаус, половая рейка, плинтус, наличник, клеёный брус).

В состав предприятия  входят: деревообрабатывающий завод, отдел  капитального строительства, отдел  оборудования, строительное управление.

Во главе всего предприятия  с самого его основания в 1993 году стоит генеральный директор - Меримский Яков Цезаревич, человек заслуженно уважаемый всеми, кто его знает. За заслуги в развитии производства в 2000 г. Международная ассоциация ADM BUSINESS CONSULTING присвоила ему звание почетного доктора управления и наградила медалью BUSINESS LEADER 2000. В 2001 г. Международная академия реальной экономики присвоила ему звание академик. В 2001 г. предприятие награждено главной премией для предприятий России - «Российский Национальный Олимп» в номинации «Выдающееся предприятие среднего и малого бизнеса». 2003 г. на 8-й выставке-ярмарке «Регионы России – 2003» продукция предприятия отмечена двумя золотыми медалями ВДЭНХ-экспо за окна по «финскому» варианту и стеклопакеты, как победитель конкурса «Лучший отечественный товар».

Финансовое положение  предприятия более десяти лет  стабильно, поэтому, нам нет нужды  «накручивать цену»: нас устраивает тот уровень цен, который не под  силу большинству наших конкурентов. Например: минимальная цена квадратного метра окна начинается от 90 евро, а максимальная (на самые сложные конструкции окна) - 150 евро. В Европе диапазон цен на такие окна лежит в диапазоне 400-600 евро. В России конкурентов по соотношению цена-качество у ОАО «СПП «Салют» нет.

В 2005 году продукция ОАО  «СПП «Салют» (деревянные евроокна, клееный  брус, погонажные изделия) отмечена золотой  медалью «Европейское качество»  и дипломом на VI Международном конкурсе «Золотая медаль «Европейское качество»  в г. Санкт-Петербург.

Информация о работе Виды принятия управленческого решения в организациях