Вклад Хаммурапи в эволюцию управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 05:39, доклад

Краткое описание

Свод законов Хаммурапи широко отражает экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития и дает представление о светско-административном деление общества на рабов и рабовладельцев, что признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКЛАД ХАММУРАПИ В ЭВОЛЮЦИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.ppt

— 72.50 Кб (Скачать файл)

ВКЛАД ХАММУРАПИ В ЭВОЛЮЦИЮ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

На территории древней Азии  образовались крупные очаги цивилизации, значительного развития достигло  рабовладение, возникли первые рабовладельческие  государства. Многочисленные исторические  памятники позволяют судить о  зарождении и развитии экономических  идей. Об этом даёт представление  история древней Вавилонии. О  начале формирования раннеклассового  общества свидетельствуют, например, законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). В них толковались хозяйственные  вопросы.

Наиболее значительным памятником  Вавилонского царства является  кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать  эффективную систему управления  своей огромной империей. Знаменитый  свод Хаммурапи, содержащий 285 законов  управления государством, является  определенным этапом в развитии  менеджмента.

   Свод законов Хаммурапи широко отражает экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития и дает представление о светско-административном  деление общества на рабов и рабовладельцев, что  признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

                       Законы Хаммурапи:

  • Забота об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство.
  • Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей.
  • В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.
  • Нововведением было и то, что Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей. Итак, впервые в период правления Хаммурапи появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отношений людей и зарождаются первые ростки лидерского стиля.
  • Статьи законов
  • 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «обвинитель его должен быть убит».
  • 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.
  • 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть.
  • 14: похищение детей. Наказание — смерть.
  • 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.
  • 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.
  • 22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
  • 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
  • 26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть.
  • 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.
  • 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.
  • 42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.
  • 47: преимущественное право арендатора возобновить аренду.
  • 48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
  • 49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.
  • 53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.
  • 57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.
  • 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.
  • 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
  • 67-70: не сохранились.
  • 71: статья, посвящённая свободной купле продаже земли, не являющейся условным держанием.
  • 73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.
  • 74-87: не сохранились.
  • 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
  • 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
  • 91-92: не сохранились.
  • 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
  • 97-98: не сохранились.
  • 99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.
  • 100—282: пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.

Информация о работе Вклад Хаммурапи в эволюцию управленческой мысли