Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 00:54, реферат
Краткое описание
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми.
Слово "власть" часто
используют как синоним слова "авторитет".
Авторитет - это власть, возникающая на
формальной основе, данная кому-то и принимаемая
подчиненными как-то, с чем они согласны
и что считают правильным. В первом случае
власть дается "сверху", а во втором
она должна быть получена "снизу".
Авторитет как понятие не исчерпывает
всех вариантов проявления власти. Власть
должности проистекает не из самой должности,
а делегируется ее обладателю теми, кому
он подчинен. Объем власти зависит от уровня
доверия, которое обладатель должности
может получить у того, кто расположен
выше него в иерархии. При этом делегированная
власть может быть в любое время взята
обратно, "наверх". Это позволяет
сделать вывод, что не существует прямой
зависимости между уровнем должности
и объемом власти. Их соотношения зависят
от ситуации и индивидуальностей.
Личная власть - это уважительное,
хорошее и преданное отношение к ее обладателю
со стороны подчиненных. Она основывается
на близости целей. Личная власть может
быть отнята подчиненными у руководителя
в результате его неправильных действий.
Лучшая ситуация, когда руководитель обладает
и должностной, и личной властью. Однако
в большинстве случаев достичь этого очень
сложно.
Власть бывает формальной
и реальной.
Формальная власть - это власть
должности. Она обусловлена официальным
местом лица, ее занимающего, в структуре
управления организацией и измеряется
либо числом подчиненных, которые прямо
или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям,
либо объемом материальных ресурсов, которыми
данное лицо может без согласования с
другими распоряжаться.
Реальная власть - это власть
как по должности, так и по авторитету.
Она обусловлена местом человека не только
в официальной, но и в неофициальной системе
отношений и измеряется либо числом людей,
которые добровольно готовы подчиняться
данному лицу, либо степенью зависимости
его от окружающих.
Границы формальной и реальной
власти совпадают не всегда. Часто их обладатели
являются разными лицами, даже противостоящими
друг другу, что ослабляет взаимное стремление
к монополизации власти. Это положительный
момент, ибо, чем большая власть сосредоточена
в руках одного человека, тем выше цена
ошибок и злоупотреблений.
Специалисты разработали
несколько подходов к классификации источников
власти. Согласно одному из них выделяют
пять базовых источников: принуждение,
экспертная власть, закон или право принятия
решений, пример или харизма, вознаграждение.
Позже был добавлен шестой источник - информация,
а потом и седьмой - связь. В нашей классификации
- десять источников власти. При этом все
источники разделены на две большие группы.
К первой группе отнесены имеющие личностную
основу, ко второй - организационную, которую
называют также структурно-ситуационной.
4. Концепции
власти
Наиболее распространенными
концепциями власти являются субъективистски-психологические
или бихевиористские концепции. Согласно
этим концепциям, любому нормальному человеку
свойственна потребность власти, которая
складывается из следующих базовых потребностей
личности, преобладание каждой из которых
по отношению к власти формирует соответствующий
тип личности. Так, потребность в свободе
порождает отношение к власти как стремление
к независимости и самостоятельности,
что формирует тип личности нонконформиста;
гедонистические потребности, осмысленные
через отношение к власти как источнику
материального благополучия, порождают
тип личности конформиста; потребность
в самоутверждении порождает отношение
к власти как преобладанию, господству
над другими, источнику престижа, высокому
статусу, славе, что соответствует типу
личности диктатора; потребность в самовыражении
по отношению к власти как игре формирует
тип личности авантюриста; потребность
быть личностью, осмысленная через отношение
к власти как служению людям, обществу,
формирует тип личности демократа. Естественно,
что потребность власти у человека не
есть механическая сумма перечисленных
преобладающих потребностей. Она индивидуализирована
и имеет содержание лишь по мере преобладания
одной из доминирующих потребностей.
Широко распространен в трактовке
власти функциональный подход. Здесь власть
рассматривается не как определенное
качество или свойство, а как отношение
между субъектами, как функциональная
связь между ними, то есть она предстает
в виде полномочий и способностей осуществлять
управляющие, регулирующие действия, важные
для всей политической системы. Согласно
такому подходу, существует две стороны
"властной медали" - руководителя
и подчиненного, ведущего и ведомого, господина
и подданного. Если нет двух субъектов,
то нет и власти. В данном случае сущностью
власти являются отношения руководства
и управления, господства и подчинения.
При этом следует заметить,
что не только повелеваемый зависит от
повелителя, но и повелитель зависит от
повелеваемых. Ведь подчиняться можно
по-разному. Например, формально вроде
бы принимать приказы, но по сути - уклоняться
от их действительного выполнения. Так
возникает то явление, которое называют
"силой слабых" и бессилием власти.
Итак, с точки зрения функционального
подхода власть рождается не "до",
а "в ходе" отношения между субъектами.
Такой подход при анализе власти акцентирует
внимание на роли и статусе индивида, поэтому
первовласть уходит в глубину веков. Из
равенства соплеменников выделяются наиболее
сильные, умные, хитрые и способные влиять
на других. Затем власть и ее институты
начинают передаваться по наследству.
На этапе появления частной собственности
рождается экономическая власть, складывается
государство и так далее. В обществе устанавливаются
и функционируют отношения управления
и подчинения, которые основываются на
разных принципах легитимности. Таким
образом, власть - это форма социальных
отношений, характеризующаяся способностью
и возможностью влиять на характер и направление
деятельности и поведения людей, социальных
групп и классов посредством экономических,
идеологических, культурных и организационно-правовых
механизмов.
Третья группа концепций
власти связана с попытками найти некое
обобщающее понимание природы, содержание
власти. Власть понимается как созидательное
начало, как создание смысла в процессе
взаимодействия, общения людей. Здесь
власть выступает как всякая деятельность,
которая содействует приведению системы
в оптимальное состояние, поддержанию,
повышению уровня ее организованности.
Важная роль при этом принадлежит знанию.
Без знания власть дика, необузданна, импульсивна.
Знание наделяет власть осмотрительностью,
предсказуемостью. В плоскости "знание"
актуализируются сознательный расчет
действий, их последствий в заданных обстоятельствах,
учреждается рациональность. С этой точки
зрения главное в сущности власти - ее
роль в целесообразной организации отношений
в обществе. Власть - это целесообразность,
хотя чаще всего она лишь маскируется
идеями порядка, гармонии, организации,
разумности и тому подобного, а на деле
может выражать интересы меньшинства.
Но в идеале политическая власть - это
функция политической целесообразности,
правильности. В обществе, как и в природе,
действуют законы целесообразности, организации,
упорядочения. В политике без власти нет
упорядоченности.
Все рассмотренные подходы
к анализу такого общественного феномена
как власть, противостоят тоталитаристским
теориям о гегемонии класса или нации
по отношению к личности. Они отстаивают
ценности индивидуальной человеческой
воли, обосновывают возможности индивида
противостоять воле вождя и даже всей
системе. Ни одно определение власти не
является универсальным.
5. Легитимность
власти: политический опыт России
Исторически характерными
чертами политической власти в России
являлись этатизм и патернализм, которые
сама власть воспроизводила в российском
менталитете, пытаясь создать соответствующие
структуры, оправдывающие ее деятельность.
Эти черты являются в известной степени
универсальными в массовом сознании российского
народа.
Характер российского общества
в отличие от западноевропейского определяется
не столько соглашением подданных и государственной
власти об обоюдном соблюдении законов,
сколько молчаливым сговором об обоюдной
безнаказанности при их нарушении. Вследствие
этого в России государство выступало
не примиряющим, а усмиряющим началом,
а подданные - безмолвствующим большинством
или бунтарями.
Патернализм берет начало
со времен Петра I, когда в России складывается
особый тип государства, символом которого
стало "отеческое", бюрократическое
попечительство государя и государственной
власти о благе народа, общественной и
личной пользе своих подданных.
Государственная власть играла
в истории России двойственную роль. С
одной стороны, она превратила Россию
в великую державу, при этом перманентно
прибегая к антигуманным средствам управления,
зачастую от имени народа уничтожая многие
тысячи и даже миллионы людей.
С другой стороны, в России
сама государственная власть становилась
непосредственной причиной кризиса государственности
и даже развала государства. За четыре
столетия российская цивилизация пережила
три национально-государственные катастрофы:
в ходе первой смуты 1605-1613 гг. прекратили
существование и династия Рюриковичей,
и российская государственность; вторая
смута 1917-1921 гг. покончила с монархическим
государством и династией Романовых; результатом
третьей смуты 1990-х гг. стал развал СССР.
Для того, чтобы политическая
власть была успешной, она должна быть
легитимной. Власть легитимна в том случае,
если "управляемые" признают за ней
право управлять. Юридически правовая
законность свидетельствует о легальности
власти.
Легитимность власти может
основываться либо на принуждении и насилии,
либо на убеждении и влиянии. В первом
случае "управляющие" стремятся реализовать
принятые решения вопреки желанию "управляемых",
во втором, - опираясь на их добровольное
согласие или солидарность.
Легитимация политической
власти представляет собой взаимообусловленный
процесс, с одной стороны, "самооправдания"
и рационального обоснования собственной
власти со стороны "управляющих",
с другой - "оправдания" и признания
этой власти со стороны "управляемых".
В обществе всегда есть социальные
группы, не согласные с действующей властью,
поэтому легитимность государственной
власти не может носить всеобщего характера.
Легитимность политической
власти в СССР определялась рядом факторов,
которые сплачивали советский народ и
оправдывали действия власти. По мнению
Ж. -Л. Кермонна, легитимность советского
типа носила "онтологический" характер,
т.е. предполагала соответствие принципов
власти "объективному порядку вещей",
как он мыслился большинством граждан.
[6] Таким образом, легитимность выводилась
из-под контроля общества и становилась
трансцендентальной (не доступной познанию),
что способствовало тому, что власть становилась
тотальной и абсолютной.
С наступлением перестройки
легитимность партийно-государственной
власти в СССР усилилась, благодаря ожиданиям
советского народа перемен "сверху".
Поэтому решимость нового генсека М. Горбачева
приступить к обновлению страны встретила
поддержку со стороны населения.
Однако после того, как результаты
преобразований оказались не соответствующими
ожиданиям советских людей, начался кризис
легитимации курса перестройки. Апофеозом
этого процесса стали августовские события
1991 г., которые изменили страну: ушла в
прошлое перестройка как "революция
сверху" в рамках социалистического
выбора; перестала существовать КПСС как
правящая государственная структура власти;
распался Советский Союз; в России был
объявлен переход к рыночной экономике,
демократическому обществу и правовому
государству на путях проведения либеральных
реформ.
Кризис легитимности политической
власти в России с цивилизационной точки
зрения был вызван кризисом этатизма и
патернализма, как основных принципов
нормативно-ценностного порядка, сливающегося
в российской цивилизации с государственностью.
В социальном плане кризис легитимности
политической власти в России обусловлен,
с одной стороны, скептицизмом и недовольством
значительной части населения деятельностью
государственной власти, а также политических
партий, представляющих конкретные группы
интересов; с другой стороны, слабостью
самой власти, ее неспособностью эффективно
решать актуальные проблемы современной
российской действительности.
В большей мере легитимность
политической власти в современной России
приобретена благодаря легальному способу
формирования властных институтов. Таковыми
стали президентские выборы 1996, 2000, 2004
гг., парламентские выборы 1993, 1995, 1999, 2003,
2007 гг., в ходе которых в известной мере
произошло дистанциирование должности
от ее носителя, личного авторитета от
авторитета должности, ибо в сохранении
должности Президента многим россиянам
видится гарантия успешной реформации
России. Государственная власть, нашедшая
поддержку у населения страны, имеет шанс
быть эффективной в своей политической,
экономической и социальной деятельности,
поскольку она пользуется поддержкой,
авторитетом и не встречает противодействия
в своем функционировании.
Легитимность политической
власти в современной России базируется,
в первую очередь, на ожиданиях народа,
связанных с личностью президента, установлением
политической стабильности, демонстрацией
власти своих шагов, направленных на повышение
уровня жизни людей, постановке такой
проблемы Президентом России, ускорением
экономического развития страны, перераспределением
денежных средств от богатых к бедным
слоям населения, создание законодательной
базы, необходимой для проведения этих
преобразований в обществе, эффективной
работе законодательной и исполнительной
ветвей власти.
Такие шаги, подкрепленные
реальными результатами, являются необходимым
условием для признания со стороны граждан
России права власти руководить государством.
Для того, чтобы у граждан
не возникало чувства опасности за демократическое
будущее, с одной стороны, представляется
необходимым создание такой системы власти
и управления, которая не подавляла бы
многообразие существующих в обществе
интересов и потребностей, а способствовала
их реализации, возлагала на чиновников
реальную ответственность за осуществление
их функциональных обязанностей, расширяла
сферу гласности в деятельности государственных
органов власти. С другой стороны, характерными
чертами каждого человека должны стать
стремление к согласию и общественной
солидарности, а также потребность контроля
за властью.