Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:55, реферат
Вопрос лидерства вызывал интерес с давних времён. Однако систематически целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только с Ф. Тейлора. Было проведено множество исследований, однако пока нет полного согласия по поводу того , что такое лидерство и как его следует изучать. Зачем? Почему? Что значит быть лидером? Ответы на все эти вопросы дают ряд наук: таких как философия, социальная психология, экономика, педагогика. В классическом менеджменте лидерство-это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
1.Введение.
2 Сущность и значение власти.
3. Источники и виды власти.
4. Сущность лидерства.
5. Виды лидерства.
6. различие между лидерством и властью.
7. Заключение.
Список литературы.
2) Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера - внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
3) Пассивный. Такого лидера
характеризует отсутствие
Многие исследователи
не выделяют этот стиль как особый,
ограничиваясь
По характеру деятельности различают:
- универсальный тип, т.
е. Постоянно проявляющий
- ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие виды лидеров:
1) "один из нас". Лидер
этого типа особо не
2) "лучший из нас".
Лидер, принадлежащий к
3) "хороший человек".
Лидер такого типа
4) "служитель". Такой
лидер всегда стремится
Виды восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как "одного из нас", другие же воспринимают его одновременно и как "лучшего из нас", и как "служителя" и т.п.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
- конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
- деструктивное (
- нейтральное, т.е. не
влияющее непосредственно на
эффективность
Конечно, в реальной жизни грани между этими видами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Конструктивное лидерство -- один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.
6. различие между
лидерством и властью
Важное различие относится
к совместимости целей. Для существования
власти не обязательно требуется
совместимость целей. С другой стороны,
лидерство, чтобы реализоваться, требует
определенного соответствия между
целями лидера и целями тех, кто за
ним следует.
Как было отмечено ранее, лидерство предполагает
использование власти. Сама власть может
строиться на личностных качествах или
на занимаемой позиции в организации.
Кроме того, власть - это двусторонние
отношения - между лидером и подчиненными
и между лидером и его начальником. Поскольку
эффективность лидерства зависит от объема
и типа власти, которые лидер использует
в отношении, как подчиненных, так и своего
начальника, то важным является вопрос:
какие источники власти и как необходимо
использовать, чтобы добиться большей
эффективности?
Проведенные в этом направлении исследования
в организациях свидетельствуют о следующем.
Рабочие в отношении бригадира признали,
что право на власть является наиболее
веской причиной для подчинения. Однако,
несмотря на то, что право на власть было
признано наиболее сильно влияющим источником
власти, оно тем не менее не связано с результатами
работы бригады.
По М.Веберу выделяются три вида авторитета,
отождествляемого с формой власти: легальный,
традиционный и харизматический авторитеты.
Большее влияние на результаты работы
оказывают экспертная власть и власть
примера, которые качественно отличны
от права на власть, власти вознаграждения
и принуждения.
Экспертная власть и власть примера зависят
от личностных качеств и, таким образом,
очень индивидуальны, в то время как право
на власть, власть вознаграждения и принуждения
организационно устанавливаются равными
для равных иерархических уровней.
Исследования часто показывают, что подчиненные
более удовлетворены руководителем, который
использует не только источники власти,
основанные на его позиции, занимаемой
в организации. Интересно, что в группах,
где уровень власти вознаграждения высок,
результаты работы были ниже, а неудовлетворенность
выше.
Право на власть и власть принуждения
больше ассоциируются с неудовлетворенностью,
но они мало связаны с результатами работы.
Назначение на руководящую должность
подразумевает, естественно, и передачу
руководителю всей полноты власти. Кажется,
что разумного применения статуса руководителя,
имеющейся у него власти и влияния вполне
достаточно для эффективного управления.
Но в жизни все сложнее, ведь руководитель
предприятия должен быть не только компетентным
специалистом, но и опытным дипломатом,
и воспитателем, и авторитетным судьей
словом, он должен быть лидером. В условиях
современной России лидерство является
обязательным качеством преуспевающего
менеджера, хотя лидером нельзя стать
по назначению вышестоящей организации.
Часто лидерами становятся благодаря
своим личным качествам, независимо от
должности в служебной иерархии.
Интересно проследить путь руководителя,
к лидерству начиная с момента его назначения
на руководящую должность, так как слияние
роли руководителя и лидера в одном лице
наиболее желательно и перспективно. В
первые, после своего назначения, дни новый
руководитель попадает в весьма сложную,
даже деликатную ситуацию: проявить осторожность
и выжидать, изучая доставшееся ему наследство?
Или начать с критики недостатков и предпринять
активный штурм по их устранению? Часто
бывший руководитель бывает передвинут
на более высокую должность, и теперь является
прямым начальником новичка, и коренное
преобразование организации может быть
воспринято как критика эффективности
работы шефа. Ситуация действительно деликатная,
и многие молодые руководители какое-то
время мечутся в поисках оптимального
решения, топчутся на одном месте, не рискуя
наметить и реализовать разумный план
действий, хотя очевидно, что принятия
решения не избежать.
Теория управления рекомендует новому
руководителю не терять зря времени и
в процессе адаптации к своему новому
положению в коллективе определить важнейшие
проблемы, решение которых обеспечит наибольшую
эффективность работы. Нужно, чтобы намеченные
к реализации задачи были в рамках компетенции
руководителя, не требовали дополнительных
ресурсов, принесли ощутимые результаты
в короткие сроки и выполнялись по четкому
рабочему плану. Жесткий контроль выполнения
плана может вызвать недовольство исполнителей,
но если деятельность руководителя начнет
приносить ощутимые результаты, а тем
более и выплату премий, то коллектив поддержит
эти инициативы. Стратегия проведения
реформ на фоне конкретных дел позволит
руководителю бесконфликтно установить
деловые и доверительные отношения с коллективом,
подтвердить свою квалификацию и сделать
первый шаг на пути к истинному лидерству.
В повседневной, будничной деятельности
руководителю предстоит постепенно, настойчиво
завоевывать авторитет, доказывать на
деле свое владение принципами и искусством
управления. Добиваясь желаемых изменений
позиций других лиц, новый администратор
должен в первое время чаще подкреплять
свои предложения ссылками на авторитетный
источник, широко привлекать к разработке
программ, постановке задач возможно более
широкий круг специалистов, поскольку
общая позиция группы оказывает решающее
влияние на формирование индивидуальных
мнений ее членов. И, конечно, чаще привлекать
внимание к своим нововведениям непосредственного
начальника и равных по должности коллег.
Необходимо выработать свой стиль работы
и постоянно его совершенствовать.
Таким образом, видно, что проблемы, которые
стоят перед руководителем организации
в плане соотношения лидерства и власти
действительно сложны и неоднозначны.
В завершении изложения взаимосвязи влияния
власти на лидера можно сделать следующий
общий вывод о том, что в целом результаты
исследований показывают, что лидеры используют
по-разному разные источники власти в
зависимости от ситуации.
6. Заключение
Лидерство это ключевой фактор успеха во многих профессиях. Тяжело представить успешного продавца без умения привлеч внимание потенциальных покупателей к товару. Ну или менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчинённого. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства. За последние несколько десятков лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из ключевых. Любой менеджер должен стремиться стать лидером .
В мире неоднократно получались невероятные военные победы, создавались могущественные корпарации , и всё это благодаря дальновидности и руководству немногих лиц. –лидеров. Хотя и справедливое мнение что не все лидеры становятся менеджерами , всё же трудно представить успешного менеджера, который бы не был бы лидером… ведь лидерство-это смысл руководства.
Список используемой литературы:
Интернет сайт: http://otherreferats.allbest.
Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Издательское объединение "Юнити", 2003.
Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М., 2002.
Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 2000.
Интернет сайты: http://otherreferats.allbest.
http://www.grandars.ru/
http://www.bestreferat.ru/
http://www.coolreferat.com
1. Какой из источников власти относится к организационной основе (структурно-ситуационной)?
а) Власть над ресурсами; б) Власть информации; в) Право на власть;
2. К какому из основных видов власти относится определение «Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность»?
а) Харизматическая; б) Экспертная; в) Законная;
3. Какое(ие) из утверждений верно(ы)?
a. проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
b. уход лидера не снижает качество управления.
а) а. б) b. в) а и b.
4. К какому из подходов лидерства относится определение «наличие ситуационных факторов обусловливает различное поведение в различных ситуациях. Возможно переформировывать группы для психологической совместимости»?
а) Адаптивное руководство; б) Ситуационный подход; в) Поведенческий подход;
5. По характеру деятельности различают тип лидера:
а) ситуативный; б) Авторитарный; в) Демократический;
6. В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
а) Авторитарное, демократическое;
б) конструктивное, деструктивное, нейтральное;
в) Эмоциональное, Ситуативное, Деловое;
7. Лидерство, не влияющее, непосредственно на эффективность производственной деятельности называется:
а) деструктивным; б) нейтральным; в) конструктивным;
8. Как называется лидерство, которое возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения?
а) Ситуативное; б) Эмоциональное; в) Деловое;
9. Ситуативный тип лидера:
а) Постоянно проявляющий качества лидера; б) не проявляющий качества лидера;
в) проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации;
10. К какому из видов власти относится определение «исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы»?
а) Законная власть; б) Власть, основанная на принуждении; в) Власть, основанная на вознаграждении;