Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа
Тема власти и лидерства была проработана многими научными работниками, в основном над этим трудились зарубежные специалисты, такие как : Р. Танненбаум, И. Вешлер и Ф. Масарик, П. Друкер, Ф. Фидлер, В. Врум, Ф. Йеттон, М. Мескон, П. Херси и К. Бланшард. Они создали модели и выдвинули теории, которые получили мировое признание, и некоторые из них являются актуальными и по сей день. Так же не малый вклад в изучение понятия и принципов лидерства внесли украинские и русские ученые: Ф. Хмель, В. Лозница, Д. Виханский. Цель данной работы - создать портрет эффективного современного менеджера, сочетающего в себе различные управленческие и лидерские качества.
Менеджеру, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собою подчиненных. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, менеджер прежде всего проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах действия профессиональной деятельности руководителя любого ранга.
Итак, тема курсовой - «Власть и лидерство в современном менеджменте». Актуальность данной темы заключается в том, что для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство. Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других людей. Побуждать или мотивировать людей можно, только воздействуя на них определенным образом, влияя на них. В настоящее время не все компании придают большое значение роли лидера и понятию лидерства в целом. Это связано с несовершенством управленческой деятельности в организации и недостаточным уровнем осознанности роли лидера на предприятии. В связи с вышесказанным, тема курсовой работы представляет безусловный интерес, так как в последнее время организации начали уделят все больше внимания именно управленческой деятельности. Особенную актуальность имеют вопросы управления: теоретические и практические.
При написании данной курсовой работы были использованы материалы научных книг, таких как: В.Р. Веснин «Менеджмент»; А.К. Семенов и В.И Набоков «Основы менеджмента»; Е.П. Гусева «Менеджмент. Учебно-методическое пособие» и базы данных статей сети Интернет.
Для достижения поставленной цели, необходимо сформулировать задачи. Задачи заключаются в следующем:
Объект исследования – значение лидерства в современной организации.
Определяя, что такое эффективное лидерство, важно провести различия между лидером, лидерством и ведением.
Позиция лидера - это роль в определённой системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить.
Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным лидером.
Ведение - это результат сочетания соответствующей
роли и способности к лидерству, то есть
умения каким-то образом влиять на других
людей.
В самом широком смысле лидерство можно
определить, как способность влиять на
других в направлении достижения определённой
цели. Таким образом, лидер
ведет сотрудника или группу сотрудников
к определенной цели. В деловой сфере и
в организациях лидерство часто противопоставляется
менеджменту. Менеджмент обычно определяют,
как «умение выполнить задачу посредствам
других людей». Лидерство же определяют,
как «умение сделать так, чтобы другие
люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство
тесно связано с созданием мотивации и
влиянием на других людей.
Можно сказать, что лидер- это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Большая часть путаницы, возникшей в исследованиях лидерства, произошла потому, что существуют три принципиально различных вида лидерства: мета-, макро- и микролидерство.
Металидерство - это
создание «движений» в широком смысле
этого слова (например, движение за гражданские
права и гласность). Металидерство связывает
индивидов, через виденье лидера, с окружением.
Делая это, оно создает последователей-энтузиастов.
В макролидерстве роль лидера в создании
успешной организации реализуется двумя
путями: нахождением пути и создание культуры. Нахождение пути можно коротко определить
как нахождение дороги к успешному будущему.
Создание культуры можно рассматривать
как объединение людей в организацию,
имеющую цель, то есть такую, которая способна
двигаться по намеченному пути или полностью
использовать имеющиеся возможности. Макролидерство - это влияние на людей
путем объединения их в общность, независимо
от того, идет ли речь о целой организации,
подразделении, отделе или группе. Лидер
влияет на людей, давая подчинённым ответы
на следующие вопросы: Что собой представляет
организация в целом? Где в ней мое место?
Как меня оценивают? Что от меня ожидают?
Почему я должен быть ей предан? В этом
процессе лидер создает преданных членов
организации.
В противоположность
1.1 Стили управления
Стиль управления – это не только характеристика деятельности менеджера, это общая характеристика управления как такового. Стиль – это и лидерство, и методы управления, и организация деятельности, и отношение сотрудников и персонала к целям управления. Стиль управления – это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиций менеджера относительно целей, средств и возможностей их достижения, отношений к персоналу, системы ценностей и деловой активности.
Хорошим стилем управления является такой стиль управления, при котором каждый работник чувствует свою необходимость и ценность, имеет возможность для реализации своих способностей и достижения своих интересов. Но хороший стиль еще не означает идеальный. Существует множество хороших стилей и все они различны. Да к тому же само понятие хорошего стиля весьма относительно, в одних условиях это может быть стиль хорошим, в других – плохим. Например, стиль управления, приемлемый и успешный в условиях антикризисного управления, может быть малоуспешным в условиях стабильного управления и наоборот.
Стили управления могут быть различными, поэтому необходима их классификация, которая способствует их оценке, пониманию и сознательному формированию наиболее эффективного стиля управления.
В традиционных классификациях выделяют три вида стиля управления: автократический, либеральный и демократический.
Автократический стиль характеризуется
использованием в качестве средств
воздействия потребностей и интересов
низкого уровня, повышенным вниманием
к личности руководителя или менеджера,
достаточно высокой концентрацией,
полномочий в его руках, формальным
отношением к человеку и апелляцией
к низменным потребностям, исполнительством
как требованием менеджера, повышенным
контролем деятельности и усилением ответственности,
культивированием личности менеджера.
Преимущества стиля:
Недостатки:
Этот стиль подходит:
Демократическое управление определяется пониманием менеджером того, что человек способен трудиться весьма производительно, если знает во имя чего он трудится, каких целей желает достигнуть менеджер, если участвует в формулировании и определении этих целей, если имеет возможность реализовать свою инициативу, свои способности, если имеет определенную самостоятельность в свой деятельности, если пользуется доверием и свободен от мелочного контроля.
Преимущества:
Недостатки:
Этот стиль подходит:
Либеральный стиль может быть эффективным в условиях высокой зрелости персонала, явной общности целей деятельности, полного взаимопонимания членов группы, атмосферы уверенности и доброжелательства, царящей в группе. Худшее проявление либерального стиля управления – это позиция менеджера, которую можно сформулировать тремя С, – «само собой сделается». Такой стиль управления часто называют попустительским стилем, который может привести к разрушению системы управления к дезорганизации деятельности. Есть условия, когда такой стиль становится опасным.
Преимущества:
Недостатки:
Информация о работе Власть и лидерство в современном менеджменте