Влияние системы ценностей руководителя, стиля его управления, владения искусством нахождения компромисса в процессе организации приняти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 08:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - определить влияние стилей руководства на принятие решения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть сущность управления и руководства;
Изучить понятие стиль как составную часть эффективности руководства;
Дать личностные оценки руководителя

Содержание

Введение 4
1.Факторы системы ценностей в процессе разработки управленческого решения 6
1.1 Требования к личности руководителя 6
1.2 Стиль как составная часть эффективности руководства 8
1.3 Система ценностей 11
2. Личностные оценки руководителя и искусство нахождения компромисса 19
2.1 Личностные оценки 19
2.2 Поведенческие ограничения 20
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

Следовательно, в стиле руководства  выделяют, с одной стороны, его  общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций.

Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности.

Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

Выделим основные факторы, характеризующие  стиль руководства:

  • Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
  • Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
  • Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
  • Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных. Стиль - осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей [4, 45].

 

1.3 Система ценностей

 

Характер требований. Чтобы руководитель мог успешно управлять трудовым коллективом, он должен удовлетворять некоторым требованиям к его личности. Эти требования довольно многогранны и жестки [18].

Существует много соображений  относительно методологии и практики определения требований к качествам руководящих работников. Попытаемся привести общий перечень качеств, присущих современному руководителю.

Хороший руководитель – это человек:

  • открытый, экстравертивный (обращенный вовне);
  • любознательный, восприимчивый;
  • решительный, ориентированный на результат;
  • опытный, критически настроенный, терпеливо относящийся к ошибкам;
  • обаятельный, спокойный, внушающий доверие;
  • внимательный и добросердечный, готовый выслушать других;
  • смелый, невозмутимый, гибкий, свободный от предрассудков;
  • готовый способствовать развитию других.

Все многообразие требований к руководителям может быть сведено  в три группы: мировоззренческие, деловые, нравственно-психологические.

Но ведь важно не только правильно установить объективные  требования профессиональной пригодности руководителя. Не менее важно разработать методы их распознавания у людей, овладеть обоснованной технологией оценки и отбора кадров.

Система ценностей. Система ценностей – это мировоззрение человека, которое определяется его знаниями, логикой мышления и поведения, должным образом ориентированной волей, вынуждающей действовать по внутреннему убеждению, так как повелевает долг и совесть [12].

Ценности – это то, что для человека является важным, значимым, стоящим. Они определяют его отношение к различным атрибутам (значащим признакам) жизни: общественным, материальным, духовным. Еще в древности знали, что у человека есть духовная сила, верность своим убеждениям и уверенность в своей правоте, придающая мужество преодолеть многие трудности.

По Аристотелю, такой человек находится на верхней ступени духовного величия и мужества. Оно заключается в том, чтобы одинаково открыто высказывать любовь и ненависть, чтобы судить и говорить о чем бы то ни было с полнейшей искренностью и чтобы, ценя истину превыше всего, не обращать внимания на одобрения и порицания, исходящие от других.

Ценности человека – это его точка зрения, которой он готов твердо придерживаться, за нее бороться и ее совершенствовать. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они ускользают от понимания. Их можно распознать только изучая реакции и подходы, лежащие в основе поведения человека. Ценности можно определить, рассматривая отношение человека к следующим атрибутам жизни:

  • к власти (с уважением, подвергая сомнениям...);
  • к результату работы;
  • к риску;
  • к помощи другим;
  • к жизни и работе;
  • к поощрению и наказанию;
  • к удовольствиям и т.д.

Некоторые ценности могут  разделяться всеми членами общества, другие не разделяются. Может быть полная поддержка взглядов, согласие со взглядами, способность мириться или полное несогласие. Выработка ценностных установок человека происходит довольно сложным путем воспитания, наблюдений, жизненного опыта. По мере накопления опыта характер ценностей для человека может меняться. При выборе руководителя важно знать, какими нравственными и духовными правилами человек руководствуется в жизни, работе, общении; каковы его идеалы, ценностные ориентиры [7].

Под мировоззренческими качествами руководителя понимаются его идейные убеждения и взгляды, его преданность делу, его жизненная позиция (жизненная философия), которая образует систему ценностей и идеалов.

В решении многих вопросов, с которыми встречается руководитель, обычно имеется несколько альтернативных вариантов решений. Ему предоставляется определенная свобода выбора, что и как делать. Выбор того или иного варианта зависит от того, что руководитель считает ценным, то есть важным и правильным. Решения, принятые руководителем, оказывают большое влияние на его жизнь, на то, как он относится к окружающим, каким человеком он становится. Решения, принятые в прошлом, определяют поведение в настоящем, они становятся основой ценностей. Руководителю целесообразно проанализировать свои ценности и занять определенные позиции.

Деловые качества. Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:

  • способности находить кратчайший путь к достижению цели;
  • способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
  • способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;
  • способности вести здоровый образ жизни.

В чем же конкретно  обнаруживаются деловые качества? Обладающий деловыми качествами руководитель должен:

  • Уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;
  • Точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;
  • Разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;
  • Своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;
  • Ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;
  • Проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;
  • Оставаться самокритичным в оценке итогов деятельности.

Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение способов и средств достижения намеченных целей.

Руководитель не может  в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых  он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.

Некомпетентный, не разбирающийся  в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения. Он вынужден оценивать обстановку по подсказкам своих подчиненных или вышестоящих начальников. Он, как правило, затрудняется высказывать весомые суждения, предпринимать активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам. Он нередко вынужден имитировать полезную деятельность, ибо неспособен к реальным и ответственным действиям. Он обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремится окружить себя столь же некомпетентными людьми и отдалить способных работников [13].

Организаторские способности руководителя выражаются в следующем:

  • в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;
  • в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;
  • в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;
  • в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;
  • в умении постоянно и успешно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.

Хороший организатор, как  правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих решений он претворяет в жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела. При этом он может пойти на определенный риск, действуя в условиях неопределенности смело и решительно, не дожидаясь указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий. Зачастую такой организатор не лишен также «пробивных» способностей, которые помогают ему находить наиболее результативные в данной ситуации ходы и верные средства решения проблем. Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности.

Организаторская работа немыслима без твердой дисциплины и порядка, иначе большие и  хорошо продуманные усилия по улучшению  организации деятельности могут быть сведены на нет. Соблюдение дисциплины и порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны руководителя. Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в процессе учебы и работы.

Таким образом, чтобы  стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и решать возникающие проблемы. Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений.

Нравственно-психологические качества.

Нравственно-психологические  качества являются необходимыми любому руководителю как нравственные ориентиры  его деятельности. Без них он просто неспособен руководить коллективом [3].

В трудовом коллективе все, что связано с нравственными  качествами руководителя, воспринимается особенно остро. Качества эти необходимы для создания в коллективе морального климата, благоприятствующего развитию здоровых межличностных отношений, сознательной трудовой дисциплины, закрепления у людей чувства удовлетворенности работой. Нравственные качества отличаются большим разнообразием, поскольку сложна психологическая структура самой личности. Рассмотрим некоторые из них.

Три вида нравственных качеств  представляются наиболее характерными с точки зрения рассматриваемого вопроса – это порядочность, способность привлекать к себе людей, умение воздействовать на подчиненных. Эти качества характеризуют особенность личности руководителя, как она воспринимается коллективом и как она способна воздействовать на членов коллектива.

Информация о работе Влияние системы ценностей руководителя, стиля его управления, владения искусством нахождения компромисса в процессе организации приняти