Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Познакомить студентов с понятием внешней среды организации. Изучить основные факторы среды прямого и косвенного влияния и степень их воздействия на организации в условиях рыночной экономики.

Содержание

Значение внешней среды и её основные характеристики.
Среда косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя среда организации.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Внешняя среда организации

 

Цель: Познакомить студентов с понятием внешней среды организации. Изучить основные факторы среды прямого и косвенного влияния и степень их воздействия на организации в условиях рыночной экономики.

 

План

  1. Значение внешней среды и её основные характеристики.
  2. Среда косвенного воздействия.
  3. Среда прямого воздействия.

 

Литература.

  1. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000. - (с. 115-135)
  2. Виханский О. С. Стратегическое управление. М. 2000 (с. 45-55)
  3. Организационное управление / Под ред. Н.И. Архиповой М. 2002 (с. 29-32)
  4. Основы менеджмента /Под ред. А.А. Радугина. М.2001 (с. 84-106)
  5. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. Менеджмент, 2000 (с. 242-258)

 

1. Понятие внешней среды организации

Любая организация  находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённых промежутках времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  её внутреннего потенциала на должном  уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях её развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении Выделяют ряд характеристик внешней среды:

1. Взаимосвязанность  факторов внешней среды - это  уровень силы с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

2. Сложность  внешней среды - это число и  разнообразие факторов на которые организация обязана реагировать.

3. Подвижность  среды - скорость с которой  происходят изменения в окружении организации.

4. Неопределённость  среды - определяется количеством информации о факторах внешней среды и достоверностью данной информации. Если информации много или есть основания сомневаться в её достоверности, среда становится неопределённой, чем когда имеется информация в необходимом объёме.

Внешние факторы - это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на процессы в организации.

Внешние факторы подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия (макро- и микро- среду). Среда косвенного воздействия - это факторы которые могут не оказывать прямого воздействия на организацию, но тем не менее сказываются на её деятельности.

Среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

 

2. Среда косвенного воздействия

К факторам косвенного воздействия  относятся:

1. Экономические факторы. Их изучение  позволяет  руководству  оценить как скажется на функционировании организации изменения состояния экономики. При рассмотрении экономических факторов необходимо обращать внимание на такие  показатели  как общий уровень экономического развития, добываемые ресурсы, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

2. Правовые факторы. Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, даёт организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы  отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие  аспекты правовой  среды, как действие правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная 
сторона практической реализации законодательства.

3. Политические факторы. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться  в  первую  очередь  для того,  чтобы  иметь  ясное  представление  о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение   политических факторов должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные политические структуры, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом  важно уяснить такие  базовые характеристики  политической подсистемы, как то, какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить   свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы используя это недовольство, захватить власть.

4. Социально - культурные факторы. Изучение социальных факторов макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей у работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей к перемене места жительства и т.п. Значение социально - культурных факторов очень важно, т.к. они являются всепроникающими и влияющими как на другие факторы макроокружения так и внутреннюю среду организации. Социальные же процессы изменяются относительно медленно. Однако, если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьёзно отслеживать возможные социальные изменения.

5. Технологические  факторы. Их анализ позволяет  своевременно увидеть те возможности, какие открывает развитие науки и техники для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Процесс науки и техники несёт в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, т.к. технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

Отслеживание  процесса развития технологий важно  не только с той точки зрения, что организация должна суметь вовремя начать использовать новые технологические достижения, но также и с той точки зрения, что организация должна предвидеть и спрогнозировать также и момент отказа от технологии. То есть процесс изучения технологических факторов макроокружения должен способствовать выбору таких решений, которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления и не задержаться слишком долго с использованием когда — то новой технологии и с производством когда — то нового передового продукта.

 

3. Среда прямого воздействия

Микросреда  или среда прямого воздействия (непосредственное окружение) включает факторы которые непосредственно влияют на операции организации. К этой группе факторов относятся:

  • поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала;
  • потребители;
  • конкуренты;
  • профсоюзы;
  • акционеры и т.д.

Рассмотрим  влияние основных из этих факторов более подробно.

1. Поставщики. В некоторых случаях все организации определённого региона ведут дела с одним или практически одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Хороший пример – обеспечение энергией. Все организации получают энергию по ценам, установленным государством, и редко могут найти альтернативного поставщика. Такие изменения, как повышение цен поставщиком, подействуют на организацию в той мере в какой она расходует энергию.

а) Поставщики материалов. Некоторые организации зависят от непрерываемого притока материалов. Например, машиностроительные фирмы, магазины розничной торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах может создать большие трудности для таких организаций.

б) Поставщики капитала. Для  роста и процветания фирм нужны не  только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных   инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компаний или покупающие их облигации. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше и возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях.

в) Поставщики трудовых ресурсов. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификаций необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов.

  1. Потребители. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам её деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.
  2. Конкуренты. Это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют какого рода результаты деятельности можно реализовать и какую цену можно запросить.

Выводы:

1. Руководитель должен учитывать влияние всех факторов окружения в целом, поскольку организация является открытой системой;

2. Значение влияния факторов меняется от организации   к организации, от подразделения к подразделению в одной и той же организации;

3. Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимаются число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать.


Информация о работе Внешняя среда организации