Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение понятия внешней среды организации.
Задачи работы следующие:
- рассмотреть понятие внешней среды организации;
-рассмотреть значение внешней среды организации;
-изучить характеристики внешней среды организации;
-дать рекомендации по использованию результатов анализа внешней среды.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы внешней среды организации
1.1.Понятие и структура внешней среды организации
1.2.Характеристики внешней среды организации
2.Анализ внешней среды организации
2.1.Анализ макроуровня внешней среды организации
2.2.Анализ микроуровня внешней среды организации
3.Рекомендации по использованию результатов анализа внешней среды
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.КУРСОВАЯ - копия.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

3

1.Теоретические основы внешней среды организации

6

1.1.Понятие и структура внешней среды организации

6

1.2.Характеристики  внешней среды организации

10

2.Анализ внешней  среды организации

16

2.1.Анализ макроуровня внешней среды организации

16

2.2.Анализ микроуровня внешней среды организации

19

3.Рекомендации  по использованию результатов  анализа внешней среды

27

Заключение

38

Список литературы

40


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Успех организации  решающим образом зависит также  от сил, внешних по отношению к организации и действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных, которые и описываются в настоящей главе.

Исследователи первых школ управления уделяли мало внимания факторам, находящимся вне организации. Они акцентировали внимание в первую очередь на тех аспектах, которые должны были обеспечить успешное функционирование организации. Так, школа научного управления сосредоточилась, в основном, на задачах и технологии управления, школа административного управления - на создании структуры, обеспечивающей достижение целей организации, школа человеческих отношений - на людях в организации. В определенном смысле каждая школа поступала правильно, концентрируясь на внутренних вопросах, поскольку они были относительно важнее для эффективности и выживания организации. Однако современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя1.

Разработка  стратегии деятельности любой организации  — коммерческой, общественной, муниципальной  — начинается с анализа внешней  среды. От того, насколько правильно  он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

Внешняя — это  все те факторы, которые находятся  за пределами организации и могут  на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Среда существования организации делится на две части. Первая часть — «ближнее» окружение — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении2.

Вторая часть  — «дальнее» окружение — включает все те факторы, которые могут  оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах3.

Целью настоящей  курсовой работы является изучение понятия внешней среды организации.

Задачи работы следующие:

- рассмотреть  понятие внешней среды организации;

-рассмотреть  значение внешней среды организации;

-изучить характеристики внешней среды организации;

-дать рекомендации  по использованию результатов анализа внешней среды.

 

 

1.Теоретические  основы внешней среды организации

1.1.Понятие  и структура внешней среды  организации


 

 

В нacтoящee вpeмя мeнeджepaм нeoбxoдимo yчитывaть дeйcтвиe фaктopoв, нaxoдящиxcя внe opгaнизaций, пocкoлькy opгaнизaция кaк oткpытaя cиcтeмa зaвиcит oт внeшнeгo миpa в oтнoшeнии пocтaвoк pecypcoв, энepгии, кaдpoв, пoтpeбитeлeй. Мeнeджep дoлжeн yмeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe пoвлияют нa eгo opгaнизaцию, пoдбиpaть мeтoды и cпocoбы peaгиpoвaния нa внeшниe вoздeйcтвия. Оpгaнизaции вынyждeны пpиcпocaбливaтьcя к cpeдe, чтoбы выжить и coxpaнить эффeктивнocть4.

Выдeляют cлeдyющиe ocнoвныe xapaктepиcтики внeшнeй cpeды:

 взaимocвязaннocть фaктopoв  внeшнeй cpeды — ypoвeнь cилы, c кoтopoй  измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe кaкoгo-либo фaктopa oкpyжeния мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx;

cлoжнocть внeшнeй  cpeды — чиcлo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь  вapиaтивнocти кaждoгo фaктopa;

 пoдвижнocть cpeды — cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят  измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции.  Окpyжeниe coвpeмeнныx opгaнизaций измeняeтcя  c нapacтaющeй cкopocтью. Пoдвижнocть  внeшнeгo oкpyжeния мoжeт быть вышe  для oдниx пoдpaздeлeний opгaнизaции  и нижe для дpyгиx. В выcoкoпoдвижнoй cpeдe opгaнизaция или пoдpaздeлeниe дoлжны oпиpaтьcя нa бoлee paзнooбpaзнyю инфopмaцию, чтoбы пpинимaть эффeктивныe peшeния;

 нeoпpeдeлeннocть  внeшнeй cpeды — cooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм  инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт  opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee пpинимaть эффeктивныe peшeния.

Организации взаимодействует  с внешней средой, должна приспосабливаться  к изменениям в ней, чтобы нормально  функционировать, и в силу этого должна рассматриваться как "открытая система". Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Любая организация является открытой системой, так как всегда зависит от внешней среды.

 С точки зрения системного подхода, организация как открытая система - это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями). Основные разновидности ресурсов входа: материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой решение в любой ситуации определяется внешними и внутренними факторами и обстоятельствами. Таким образом, менеджер до принятия решения должен обязательно проанализировать все имеющиеся факторы, воздействующие на данную проблему, для успешного ее решения.

Внешние факторы  подразделяются на факторы прямого  воздействия и косвенного воздействия.

Среда прямого  воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков  капитала5.

 б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

 в) Законы  государства. Организации обязаны  выполнять не только федеральные,  но и региональные законы. Государственные  органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.

 г) Потребители.  Потребители решают, какие товары  и услуги для них желательны, то есть они определяют направления  и возможности роста организации.  В рыночной экономике действует  принцип: "Потребитель - король рынка".

 д) Конкуренты. Руководство предприятия должно  понимать, что неудовлетворенные  нужды потребителей создают свободные  ниши на рынке для конкурирующих  организаций. 

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние  экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный  рынок, должно учитывать экономическую  ситуацию в той стране, в которую  поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют6.

 б) Научно-технический  прогресс. Технические новшества  повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.

 в) Социокультурные  факторы. Это, прежде всего,  жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.

 г) Политические  факторы. К ним относятся: экономическая  политика административных органов  государства, т.е. система налогообложения,  льготные торговые пошлины, законодательство  о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.

 д) Отношения  с местным населением. Характер  отношений с местной общиной  является очень важным для  учета и планирования в любой  организации. Так, в каждой  общине существуют свои специфические  законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям7.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро. В других отраслях процессы изменения среды более замедленные.

Таким образом, любая организация находится  и функционирует во внешней среде, которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь  сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Внешние факторы  оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно  разделить на две группы: факторы  общего внешнего окружения (факторы  макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.

 

 

1.2.Характеристики  внешней среды организации

 

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так  как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В общем внешнюю  среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления8.

Поскольку факторы  внешней среды имеют различную  силу влияния на организацию, их разделяют  на прямые и косвенные факторы, а  всю внешнюю среду на среду  прямого и косвенного действия.

Потребители - это  те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

конечные потребители, или население;

промышленные  потребители, представители различных  отраслей хозяйства;

Информация о работе Внешняя среда организации