Внутренние и внешние факторы кризисного состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Внешние причины – это угроза извне, а так как социально-экономическая система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.
1. Социально-экономические факторы общего развития страны:
1) рост инфляции; нестабильность налоговой системы – изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;
2) нестабильность правительственной системы – глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Антикризисное управление.docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Внутренние и внешние факторы кризисного состояния предприятия.

 

Причины кризиса зависят  от его факторов, поэтому они также  подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины – это  угроза извне, а так как социально-экономическая  система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

1. Социально-экономические  факторы общего развития страны:

1) рост инфляции; нестабильность  налоговой системы – изменение  налоговой ставки или принятие  новых налогов особенно сильно  сказывается на предприятиях  в начальный период своего  развития;

2) нестабильность правительственной  системы – глубокие разногласия  в государственных органах, из-за  чего все другие трудности  остаются в тени;

3) разделение властей  на оппозиции, что влечет за  собой беспорядочное принятие  решений;

4) снижение уровня доходов  населения – это является основанием  для роста социальной напряженности  и, как следствие, появления  социального кризиса. Как правило,  правительство вынуждено идти  на такие меры из-за экономических  и финансовых кризисов в стране  и важнейших отраслях, поскольку  требуются большие средства для  преодоления кризисных ситуаций;

5) рост безработицы –  результат экономических и промышленных  кризисов и причина социальных  кризисов.

2. Рыночные факторы:

1) нестабильность валютного  рынка;

2) усиление монополизма;

3) сокращение сферы рынка.

3. Прочие внешние факторы:

1) политическая нестабильность;

2) рост криминальных структур  – эта проблема остается актуальной  на протяжении уже долго времени,  несмотря на многочисленные меры  правительства. От криминальных  действий страдают как малые  и крупные предприятия, так  и отрасли в целом. Наибольшая  опасность кроется в возглавлении крупных отраслей и предприятий людьми с низкими профессиональными навыками и отсутствием опыта, что обычно приводит к кризисной ситуации, причем довольно тяжелой;

3) природно-климатические  причины – кроются в стихийных  бедствиях, наносящих большой  урон всему сектору деятельности  и государству в целом;

4) стихийные бедствия  опасны тем, что могут вызвать  сразу несколько кризисов –  экономический, социальный, экологический. В такой ситуации очень трудно сориентироваться и определить первоочередность задач. Как правило, ощущается нехватка средств, для чего приходится использовать резервные фонды.

Внутренние причины возникновения  кризиса.

1. Управленческие причины:

1) разногласия между участниками  управленческой структуры – если  это легкие разногласия, то  обычно все решается путем  переговоров. Но бывают сложные  ситуации, сочетающие в себе психологические  факторы, личные интересы участников, несогласованность действий –  это может привести к серьезным  последствиям, таким как кризис;

2) отсутствие динамики  в управлении – с течением  времени предприятие или отрасль  развиваются и приобретают все  большие масштабы и формы, для  чего требуется более разветвленная  и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит  к «неуспеваемости» хода управления  за развитием;

3) высокий уровень коммерческого  риска – если предприятие или  бизнес создавались в рискованных  условиях, то управление может  некоторое время сдерживать темпы развития, боясь потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию» дела;

4) недостаточное знание  конъюнктуры рынка – при образовании  предприятия следует провести  внимательный анализ ситуации  на рынке, исследование тенденций  спроса и предложения и реальное  оценивание своих возможностей  в связи с этим. В процессе  деятельности нужно также постоянно  следить за этими процессами  для внесения изменений в организационную  и производственную структуры  для сохранения конкурентоспособности  на рынке;

5) сложности с учетными  системами – для своевременного  обнаружения кризиса необходимо  проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется  через различные отчетные документы,  отражающие прибыль, расходы,  издержки, баланс и т. д. Предоставление  этих документов должно проходить  в точно установленные сроки,  в противном случае можно пропустить  первые признаки наступления  кризиса;

6) затруднения маркетинговых  служб. Хорошо организованный  маркетинг – половина успеха, так считают большинство специалистов. Он помогает в повышении конкурентоспособности  и раскрутке. Однако при недостаточной  организации он может иметь противоположный эффект.

2. Производственные причины:

1) устаревшая техническая  база – приводит к снижению  производительности и качества  выпускаемой продукции, а значит, и спроса на нее;

2) низкая производительность  труда – связана с отсутствием  стимулов упорной и эффективной  работы: подходящих условий труда  и оплаты труда, социальных  гарантий, карьерного роста, дополнительных  преимуществ;

3) высокие энергозатраты – это связано, как правило, с изнашиванием технической базы, где старое оборудование просто еще не было доведено до уровня экономии энергии.

3. Рыночные причины:

1) низкая конкурентоспособность  товара – связано с недостаточным  уровнем качества или плохо  проведенной маркетинговой кампанией;

2) зависимость от постоянного  ограниченного количества поставщиков  и клиентов.

Наличие хотя бы одного фактора  уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние  предприятия или отрасли оказывают  сложности в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному (и  эффективному) функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

Для выживания в условиях кризисных ситуаций требуется сплоченность всех структур – экономических, финансовых, управленческих.

В настоящее время разработано  множество программ по диагностированию и мониторингу кризисных ситуаций.

Но прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно  проанализировать структуру социально-экономической  системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию  и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда  каждой системы сугубо индивидуальна.

Вообще, во время всего  периода существования социально-экономической  системы необходимо наблюдать за внешними и внутренними факторами, потому что все процессы находятся в условии динамического развития.

Таким образом, всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы:

1) внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;

2) внутренние, возникающие  в результате деятельности самого  предприятия.

Причинами кризисного состояния  российских предприятий являются неблагоприятные  внешние условия: нарушение традиционных хозяйственных связей; спад спроса; резкие, трудно прогнозируемые изменения  экономической политики правительства; инфляция; разбалансированность рынка; политическая нестабильность.

 

Вопрос 2. Система банкротства и ее организационно-правовое обеспечение.

 

В странах с развитой рыночной экономикой предприятия, оказавшиеся  неспособными к экономической борьбе и эффективному хозяйствованию, законодательно объявляются банкротами.

В странах с развитой рыночной экономикой предприятия, оказавшиеся  неспособными к экономической борьбе и эффективному хозяйствованию, законодательно объявляются банкротами.

Сформирована система  управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

1) участников системы,  к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые  коллективы.

2) государственное регулирование,  включающее:

• правовое обеспечение;

• налоговое регулирование;

• реструктуризацию;

• приватизацию несостоятельных  предприятий;

• обучение административных и арбитражных управляющих;

• финансово-кредитную политику государства;

• коммерциализацию на основе контрактной системы;

• социальную защиту работников предприятия-банкрота.

3) принципы управления  банкротством.

4) меры, применяемые к  банкроту.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему  правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения  можно разделить на три группы:

- нормы ГК РФ, непосредственно  регулирующие несостоятельность  (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

- нормы ГК РФ, содержащие  специальные указания по применению  положений о несостоятельности  (банкротстве) – ст. ст. 64 (об очередности  удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности  лиц, которые имеют право давать  обязательные для должника –  юридического лица указания либо  иным образом определять его  действия, за доведение должника  до банкротства) и др.;

- нормы ГК РФ, непосредственно  не затрагивающие отношения несостоятельности  (банкротства), но имеющие определяющее  значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые  формы юридических лиц, вопросы  ответственности за нарушение  обязательств и т.д.).

Центральное место в системе  правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный  закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота  неплатежеспособных субъектов, а с  другой – предоставление возможности  добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь  финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему  законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др.

Вопросам несостоятельности  посвящены также и некоторые  судебные акты – информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Постановление  Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных  с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства  не может быть отнесен только  к одной отрасли права, поскольку  является комплексным институтом  права, сочетающим нормы различных  его отраслей. В рамках гражданско-правового  регулирования банкротство служит  лишь одним из оснований ликвидации  юридического лица, остальные же  отношения (например, судебный и  внесудебный порядок) урегулированы  нормами других отраслей права.

2) основной тенденцией  законодательства о несостоятельности  (банкротстве) является развитие  его по схеме: общий закон  – специальный закон – другие  нормативные акты.

Информация о работе Внутренние и внешние факторы кризисного состояния предприятия