Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 20:28, контрольная работа
Краткое описание
Проблема конфликтов в межличностных отношениях остается острой и значимой для людей всех возрастов и профессий. Считается, что причина внешних конфликтов определенным образом связана с внутренним конфликтом. Эти конфликты сопровождают нас на протяжении всей жизни. Ориентация в прошлом на "бесконфликтное" развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4 Глава 1. Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов……………………………………………………………………...5-6 Глава 2. Общая характеристика внутриличностных конфликтов………….7-11 Глава 3. Разрешение внутриличностных конфликтов……………………12-13 Заключение……………………………………………………………………….14 Список использованной литературы…………………………………………...15
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
ФГБОУ ВТО
Государственный Аграрный Университет
Северного Зауралья
Институт экономики и финансов
Контрольная работа
По дисциплине: «Конфликтология»
На тему: «Внутриличностные конфликты.
Выполнила: студентка
группы БМПМ зс -12.
Гретченко С.В.
Проверила: Юдакова .О.В.
Тюмень, 2015г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Исторические подходы
к изучению внутриличностных конфликтов……………………………………………………………………...5-6
Глава 2. Общая характеристика
внутриличностных конфликтов………….7-11
Глава 3. Разрешение внутриличностных
конфликтов……………………12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Введение.
Проблема конфликтов в межличностных
отношениях остается острой и значимой
для людей всех возрастов и профессий.
Считается, что причина внешних конфликтов
определенным образом связана с внутренним
конфликтом. Эти конфликты сопровождают
нас на протяжении всей жизни. Ориентация в
прошлом на "бесконфликтное" развитие
общества делала проблематику конфликтов
неперспективной. Это привело не только
к ее фактическому исключению из области
научного исследования, но и к тому, что
в обществе не сформировались механизмы
работы с конфликтами. Проблема конфликта
проходит через разные области психологического
знания. С помощью психологических конфликтов
многими теоретиками объясняются модели
личности. Огромную роль играют конфликты
в социальной жизни человека, его интерперсональных
отношениях, межгрупповом взаимодействии. Вся практическая
психология с ее разнообразными формами
работы связана с проблемами психологических
трудностей человека, в том числе переживаемых
и в виде конфликтов. Изучением конфликтов,
способами их разрешения, практической
работой с ними занимается « Конфликтология».
В качестве одной из отправных точек в
процессе научного и организационного
становления современной конфликтологии,
называют заседание Социологической ассоциации
при ЮНЕСКО по проблемам конфликтов в
1957 году. Содержанием современной конфликтологии,
является разработка решений в области
управления конфликтами и их разрешения.
Фундаментальная идея современного подхода
к управлению конфликтами в различных
формулировках сводится к тому, что конфликт,
может быть, управляем, причем управляем
таким образом, что его исход будет иметь
конструктивный характер. Негативное
отношение к явлениям конфликта и стремление
избежать их - считаются
неправомерными. Отдельные области
психологии, поделив между собой целостное
пространство психической жизни человека,
поделили между собой и человеческие конфликты.
Психологические конфликты внутреннего
мира человека, интрасубъектные конфликты,
как и другие внутриличностные явления,
традиционно относятся к общепсихологической
проблематике, к описанию психологии личности. Как уже отмечалось
выше, внутриличностные конфликты имеют
прямое отношение к конфликтам межличностным,
ситуациям общения, влияют на поведение
индивида, его самочувствие, его устремления
и прочее. Подходы к разрешению внутриличностных
конфликтов столь же разнообразны, как
и множество личностных теорий. Работающему
консультанту, естественно, приходится
придерживаться линии какой-либо одной
теории, но в плане помощи пациенту в разрешении
его проблем, возможно сочетание разных
методов и приемов (из разных техник). Единого
представления, единственно правильного
решения при разрешении конфликта не существует.
Разработка данного вопроса продолжается
постоянно и необходимость в выявлении
новых способов разрешения конфликта
обусловлена многогранностью человеческой
личности.
Глава 1. Исторические
подходы к изучению внутриличностных
конфликтов.
Проблема конфликтов является
фундаментальной для психологической
науки. Во многих теоретических подходах
психологические конфликты, их характер
и содержание становятся основой объяснительных
моделей личности. Противоречия, конфликты,
кризисы, переживаемые человеком, являются
источником развития личности, определяют
ее конструктивный или деструктивный
жизненный сценарий. В рамках психоаналитического
направления акцент делается на биопсихологической
трактовке внутриличностного конфликта.
У человека в состоянии конфликта происходит
столкновение желаний (З.Фрейд). Часть
личности отстаивает определенные желания,
другая отклоняет их. Постоянно спорят
друг с другом такие структуры психики
как Оно, Я и Сверх-я. Оно - это первичная,
врожденная инстанция, изначально иррациональная
и подчиненная принципу удовольствия.
Оно проявляется в неосознанных желаниях
и влечениях, которые реализуются в бессознательных
импульсах и реакциях. Я - разумная инстанция,
основанная на принципе реальности. Иррациональные,
бессознательные импульсы Оно, Я- приводит
в соответствие с требованиями реальной
действительности. Сверх-Я - "цензурная"
инстанция, основанная на принципе реальности
и представленная социальными нормами
и ценностями, требованиями, которые общество
предъявляет к личности. Основные внутриличностные
конфликты проистекают из-за расхождения
интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их
помогают механизмы сублимации, проекции,
рационализации, вытеснения, регрессии
и др. однако такие процессы протекают
не всегда успешно. В теории К.Г.Юнга внутриличностный
конфликт – это регресс в сферу бессознательного,
проигрывание так называемого "родительского
сценария". У К.Хорни внутриличностный
конфликт рассматривается с двух позиций
– как столкновение стремления к удовлетворению
желаний и к безопасности и как противоречие
"невротических потребностей", удовлетворение
которых влечет за собой фрустрацию других. В
рамках гуманистической психологии предлагается
другая теория внутриличностного конфликта.
По К.Роджерсу в основе конфликта лежит
противоречие, возникающее у личности
между осознанными, но ложными самооценками.
Которые человек приобретает в течение
жизни, и самооценкой на неосознаваемом
уровне. А.Маслоу , сущность внутриличностного
конфликта, рассматривает как нереализованную
потребность человека в самоактуализации. Основатель
логотерапии В.Франкл описывает сущность
внутриличностного конфликта как потерю
смысла жизни. Когнитивная психология
рассматривает конфликт как несовпадение
знания и поведения или несовпадение двух
знаний.
Интеракционизм понимает внутриличностный
конфликт как диссонанс ролей и т.д. Подведя
итог, внутриличностный конфликт можно
определить как острое негативное переживание,
вызванное затянувшейся борьбой структур
внутреннего мира личности, отражающее
противоречивые связи с социальной средой
и задерживающие принятие решения.
Глава 2. Общая характеристика
внутриличностных конфликтов.
Внутриличностный конфликт
- трудно разрешимое противоречие, вызванное
столкновением между примерно равными
по силе, но противоположно направленными
интересами, потребностями, влечениями
и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается
сильными эмоциональными переживаниями. Существуют
определенные показатели внутриличностного
конфликта: 1. Когнитивная
сфера: - снижение самооценки, - осознание
своего состояния как психологического
тупика, - задержка принятия решения, - глубокие
сомнения в истинности принципов, которыми
вы раньше руководствовались. 2. Эмоциональная
сфера: - психоэмоциональное напряжение, -
частые и значительные отрицательные
переживания. 3. Поведенческая
сфера: - снижение качества и интенсивности
деятельности, - снижение удовлетворенности
деятельностью, - негативный эмоциональный
фон общения. 4. Интегральные
показатели: - ухудшение механизма адаптации, -
усиление стресса.
Форма
проявления и Симптомы:
1. Неврастения - невыносимость к сильным раздражителям,
подавленное настроение, снижение
работоспособности, плохой сон, головные
боли; 2. Эйфория - показное
веселье, выражение радости неадекватно
ситуации, "смех сквозь слезы"; 3. Регрессия -
Обращение к примитивным формам поведения,
уход от ответственности; 4. Проекция - Приписывание
негативных качеств другому, критика
других, часто необоснованная; 5. Номадизм - частое
изменение места жительства, места работы,
семейного положения, партнеров, частые
разрывы отношений с друзьями, изменение
привычек, увлечений, обстановки; 6. Рационализм
- самооправдание своих поступков, действий,
даже неадекватных и социально неодобряемых. Существует
совершенно четкая классификация внутриличностных
конфликтов. В ее
основе - дифференциация структур
внутреннего мира человека, вступающих
в конфликт. Наш с вами внутренний мир
включает: мотивы, ценности, самооценку. -
мотивы - "хочу" (потребности, интересы,
желания);
- ценности - "надо"; - самооценка
- "могу".
Исходя из такого понимания
внутреннего мира человека, выделяются
следующие внутриличностные конфликты:
Классификация
внутриличностных конфликтов по К.Левину:
1. Эквивалентный
(приближение-приближение)- выбор двух или более, в равной
степени привлекательных и взаимоисключающих
объектов. Модель разрешения: Компромисс. 2. Витальный (избегание-избегание)
- выбор между двумя, в равной мере,
непривлекательными объектами. Модель
разрешения: Компромисс. 3. Амбивалентный
(приближение-избегание)- выбор объекта,
в котором одновременно присутствуют
привлекательная и непривлекательная
сторона. Модель разрешения: Примирение. Приведенная
выше таблица – это конструктивное описание
конфликтов-мотивов. К. Левин выводит
эти конфликты не из внутренних процессов
самой психики, а из анализа проблем, возникающих
в жизненной ситуации индивида. Его различение
трех основных типов внутриличностных
конфликтов считается классическим. Первый
тип конфликта – это когда человек
оказывается перед необходимостью выбора
между, в равной мере привлекательными,
но взаимоисключающими альтернативами
(приближение-приближение). Непременным
условием возникновения конфликта является
то, что мотивы несовместимых действий
актуализируются одновременно и имеют
равную силу, в противном случае конфликта
не было бы, так как мы просто выбирали
бы более значимое для нас или реализовали
бы свои желания последовательно. Классической
иллюстрацией такого типа конфликта считается
случай Буриданова осла, в конце - концов
умершего от голода, потому что он так
и не смог выбрать между двумя равными
по величине охапками сена. Эта ситуация,
когда "хочется и того, и другого",
может, однако, приобретать достаточно
драматический характер невозможности
выбора между чем-то или кем-то в равной
мере важным или дорогим для человека. Второй
тип конфликта - близок по своей природе
первому типу, но предполагает выбор между
двумя в равной мере непривлекательными
возможностями (избегание-избегание). Как
и в первом описанном типе конфликта, выбор
"из двух зол меньшего" затруднен
равенством интенсивности мотивов избегания.
Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает
мужчину мучительно решать – или поддерживать
несложившиеся и тяжелые семейные отношения
или расстаться с ребенком, постоянное
общение с которым в случае развода с женой
станет невозможным. Наконец, третий
тип конфликта, по К. Левину, – это
когда одна и та же цель (возможность, выбор)
в равной мере и привлекательна, и непривлекательна,
имеет "и плюсы, и минусы", как об этом
говорят в обыденной речи (приближение-избегание). Внутренняя
борьба в этом случае связана с взвешиванием
"за" и "против" – соглашаться
ли на более денежную, но не интересную
работу, решаться ли на нужную, но слишком
дорогостоящую покупку, разменивать ли
квартиру с родителями, чтобы жить отдельно,
и т.д. Эти типы конфликтов являются мотивационными,
поскольку их содержанием является борьба
мотивов. Безусловно, говоря о внутриличностных
конфликтах, мы должны понимать, что в
"чистом виде" внутриличностный конфликт
не существует. В общей группе внутриличностных
конфликтов можно
выделить две подгруппы: - конфликты,
возникающие как результат перехода объективных
противоречий во внутренний мир (моральные
конфликты, адаптационные); - конфликты,
возникающие из противоречий внутреннего
мира личности (мотивационные, неадекватной
самооценки). Они отражают отношение личности
к окружающей среде. Выделяют следующие виды внутриличностных
конфликтов: 1. Истерический
- характеризуется завышенными претензиями
личности, в сочетании с недооценкой объективных
условий или требований окружающих; 2. Обессивно-психастенический
- характеризуется противоречивыми собственными
потребностями, борьбой между желанием
и долгом, между моральными принципами
и личным поведением; 3. Неврастенический
- характеризуется противоречием между
возможностями личности и ее завышенными
требованиями к себе. В
основе внутриличностного конфликта лежит
переживание. Переживание
- форма активности личности, в которой
осознается противоречие, и идет процесс
его разрешения на субъективном уровне. Как
и любые другие конфликты, внутриличностные
конфликты могут быть конструктивными
и деструктивными. Конструктивным
- является конфликт, который характеризуется
максимальным развитием конфликтующих
структур и минимальными затратами на
его разрешение. С помощью преодоления
таких конфликтов мы движемся вперед.
Это один из механизмов становления личности,
приобретения новых черт. Преодолевая
конфликтную ситуацию, человек имеет возможность
для интериоризации и сознательного принятия
моральных ценностей, для приобретения
новых адаптивных умений, для выработки
адекватной самооценки, для самореализации.
Деструктивным
- считается конфликт, который усугубляет
раздвоение личности, перерастает в жизненный
кризис или ведет к развитию невротических
реакций. Такой конфликт угрожает эффективности
деятельности, тормозит развитие личности,
является источником неуверенности и
неустойчивости поведения, приводит к
формированию устойчивого комплекса неполноценности,
потере смысла жизни, деструкции существующих
межличностных отношений, агрессивности. Преодоление
внутриличностного конфликта обеспечивается
образованием и действием механизмов
психологической защиты. Психологическая
защита – нормальный, повседневно
работающий механизм психики. Она является
продуктом онтогенетического развития
и научения. Развиваясь как средство социально-психологической
адаптации, механизмы психологической
защиты предназначены для контроля эмоций
в тех случаях, когда опыт сигнализирует
человеку о негативных последствиях их
переживания и выражения.
Механизмы
психологической защиты:
1.Отрицание - один из онтогенетически
ранних и наиболее простых механизмов
защиты. Отрицание развивается с целью
сдерживания негативных эмоций, вызванных
попаданием человека в трудную ситуацию; 2. Проекция -
сравнительно рано развивается в онтогенезе,
для сдерживания чувства неприятия себя,
из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику
трудностей различных негативных качеств,
как рациональную основу для его неприятия
и самопринятия на этом фоне; 3.Регрессия -
развивается в раннем детстве для сдерживания
чувства неуверенности в себе и страха
неудач, связанных с проявлением инициативы.
Регрессия предполагает возвращение в
ситуации внутреннего конфликта к детским
стереотипам поведения; 4. Замещение -
развивается, для сдерживания эмоции гнева,
на более сильного или значимого субъекта,
во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая агрессию
на более слабый объект или на самого себя.
5.Подавление
- развивается для сдерживания страха,
проявления которого неприемлемы для
позитивного самовосприятия и грозят
попаданием в прямую зависимость от агрессора.
Страх блокируется посредством забывания
его источника, а также обстоятельств,
ассоциативно связанных с ним; 6.Изоляция - восприятие
травмирующих ситуаций, или воспоминание
о них без чувства тревоги; 7.Интроекция
- присвоение ценностей или черт характера
других людей, для предупреждения угроз
с их стороны; 8.Интеллектуализация
- развивается в раннем подростковом
возрасте. Предполагает произвольное
истолкование событий для развития чувства
субъективного контроля над ситуацией.
При этом используются способы: сравнение
противоборствующих тенденций; составление
списка "+" и "–" каждой из
тенденций и их анализ; шкалирование каждого
"+" и "–" в каждой из тенденций
и их суммирование; 9.Аннулирование
- поведение или мысли, способствующие
символическому сведению на нет предыдущего
акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство,
чувство вины; 10.Сублимация
- удовлетворение вытесненного неприемлемого
чувства (сексуального или агрессивного)
, осуществлением социально одобряемых
альтернатив; 11.Рационализация
- нахождение правдоподобных причин, для
оправдания действий, вызванных подавленными,
неприемлемыми чувствами. 12.Реактивное образование
- предполагает выработку и подчеркивание
в поведении противоположной установки; 13.Компенсация
– онтогенетически самый поздний и сложный
защитный механизм, который развивается
и используется, как правило, сознательно.
Предназначен для сдерживания чувства
печали, горя, по поводу реальной или мнимой
потери, утраты, недостатка, неполноценности; 14.Идентификация
- моделирование поведения другого лица,
как путь к повышению самоценности или
совладанию с чувствами, в связи с возможным
разделением или утратой; 15.Фантазия - бегство
в воображение, с целью ухода от реальных
проблем, связанных с разрешением внутриличностного
конфликта. Механизмы защиты, развивающиеся
в онтогенезе как средство адаптации и
разрешения конфликтов, могут при определенных
условиях вызывать противоположные состояния
дезадаптации. В основе этой неоднозначности
лежит то, что механизмы защиты являются
в своем большинстве продуктами конфликтов
раннего онтогенеза.