Возникновение и развитие управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Накопление потенциала знаний в области управления произошло лишь в период индустриального развития общества. Всемирно известные работы классиков науки управления позволили определить, структурировать и обосновать целостную теорию управления. Управление было представлено комплексом знаний, который пополняли и продолжают пополнять ученые, специалисты и предприниматели со всего света.

Содержание

Введение 3
1.Теоритическая часть 4
1.1.Возникновение и развитие управления 4
1.2.Этапы развития менеджмента 6
1.3.Классификация и характеристика подходов и школ менеджмента 8
Заключение 15
2.Практическая часть 16
3.Тесты 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Теории Менеджмнта.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение        высшего профессионального образования

 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория менеджмента (История управленческой мысли)»

 

 

Тема 1: «Возникновение и развитие управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил:

Верёвкина Евгения Николаевна

курс 1, направление «Менеджмент»

группа № 3.

  Проверил:

Д.э.н., профессор

              Левченко Валерий Алексеевич 

 

                                     

 

                                         Курск 2014

Содержание

                                                                                            Cтр.

Введение                                                                                        3

1.Теоритическая часть                                                                 4           

1.1.Возникновение и развитие  управления                               4

1.2.Этапы развития менеджмента                                              6

1.3.Классификация и характеристика подходов и школ менеджмента                                                                                 8

Заключение                                                                                   15                                                       

2.Практическая часть                                                                   16

3.Тесты                                                                                         16

Список литературы                                                                      18

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Практическое управление возникло тогда, когда появились первые организации. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который, в конечном счете, мог бы более надежно привести их к цели.

Накопление потенциала знаний в области управления произошло лишь в период индустриального развития общества. Всемирно известные работы классиков науки управления позволили определить, структурировать и обосновать целостную теорию управления. Управление было представлено комплексом знаний, который пополняли и продолжают пополнять ученые, специалисты и предприниматели со всего света.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая часть

1.1.Возникновение и развитие управления.

Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XXв. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.

Так, например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000—1500 гг. до н. э.) содержит советы начальнику — субъекту управления: "...будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".

В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: "Главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний".

В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.

В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно, оных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20-го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне".

Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIIIв.

На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим основные вехи.

Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5-м тысячелетии до н. э. — это введение письменности. Впервые появилась возможность передавать и накапливать информацию. Это послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми отношениями в древнем Шумере. Во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) был разработан и введен в действие Свод законов управления государством. В соответствии с этим Сводом законов управление в государстве переходило от религиозного к светскому стилю управления. Был усилен контроль и ответственность за выполнение работ. При правлении Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) произошло соединение государственных методов управления с управлением, и прежде всего контрольными его функциями, в сфере производства и строительства.

Но первый настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Тейлора (1856 – 1915). Этому в значительной степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX века в США.

1.2.Этапы развития менеджмента.

С некоторой условностью можно выделить 8 этапов в развитии менеджмента. Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" – утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" – принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции: 1950 – 1960)

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла, происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г. Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции: возврат к прошлому – осознание значения материальной, технической базы современного производства; создание социальных поведенческих элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. По мнению М. Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей:

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

1.3.Классификация  и характеристика подходов и школ менеджмента.

На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.

В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

Подход с точки зрения научного управления - Школа научного управления.

Административный подход - Классическая (административная) школа в управлении.

Подход с точки зрения человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении - Школа психологии и человеческих отношений.

Подход с точки зрения количественных методов - Школа науки управления (количественная) Школа научного управления.

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Информация о работе Возникновение и развитие управления