Вопросы лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:27, доклад

Краткое описание

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Вложенные файлы: 1 файл

лидерство.docx

— 14.80 Кб (Скачать файл)

Вопросы лидерства  вызывали интерес людей с древних  времен. Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую  выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого  гораздо быстрее, чем организации  без лидеров.

Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как  управляющие действия. Член группы, за которым она признает право  принимать ответственные решения  в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации  совместной деятельности и регулировании  взаимоотношений в группе.

Различают три  основных три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Поведенческий подход

Согласно поведенческому подходу к лидерству его эффективность  зависит не от личных качеств лидера, а, прежде всего, от его манеры поведения  и отношений с подчиненными.

Поведенческий подход стал основой для классификации  стилей лидерства или моделей  поведения, сделавшей серьезный  вклад в понимание сложностей лидерства.

В социально - психологической  литературе существует также классификация  типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование  трех основных типов лидеров:

• авторитарный;

• демократический;

• нейтральный ( анархический).

Для лидера авторитарного  типа характерно жесткое, единоличное  принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как  к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес  к неформальному человеческому  аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Поведенческий подход сильно продвинул развитие теории лидерства, сосредоточив внимание на фактическом  поведении лидера, благодаря которому он может побудить людей к достижению организационных целей, но он имел один серьезный недостаток: в его основе лежала предпосылка о существовании  одного наилучшего стиля лидерства.

Ситуационное  лидерство — это стиль управления людьми, предполагающий использование одного из четырех стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче.

Теория ситуационного  лидерства была разработана двумя  учеными Полом Херси и Кеном Бланшардом. В 60х годах теория впервые была описана ими в книге «Management of Organizational Behavior» (1960)

Согласно данной модели существуют 4 стиля лидерства  и 4 степени развития подчиненного:

  • Директивный стиль, или Лидерство путем приказа — высокая ориентация на задачу и низкая — на людей. Лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Основной способ лидерства — жесткая постановка целей и приказы.
 
  • Наставнический  стиль, или Лидерство путем продажи  идей — совмещение высокой ориентированности  на задачу и на людей. Руководитель продолжает давать указания и следить  за выполнением заданий, но при этом объясняет принятые решения подчиненному, предлагает высказывать свои идеи и  предложения.
 
  • Поддерживающий  стиль, или Лидерство путем участия  в организации процесса работы —  высокая ориентация на людей и  низкая — на задачу. Лидер поддерживает и помогает своим подчиненным  в их работе. Лидер участвует в  процессе принятия решений, но решения  принимаются в большей степени  подчиненными.
 
  • Делегирующий  стиль, или Лидерство путем делегирования  — низкая ориентация и на людей, и на задачу. Лидер передает полномочия, права и ответственность другим членам команды.

Ситуационный  подход может быть проиллюстрирован на примере действий пожарных, которые  в зависимости оттого, что горит, применяют различные способы  тушения огня: воду, углекислоту, песок, встречный огненный вал и т. п.

Понятно, что  реализация ситуационного подхода  требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в  меняющейся обстановке, организовывать подчиненных.

Ситуационный  подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно.


Информация о работе Вопросы лидерства