Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:57, реферат
Попытки улучшить методы принятия решений и обсуждений путем принятия во внимание долгосрочных тенденций и выводов, которые выводимы из краткосрочных решений, существовали всегда. Попытки предугадывать будущее и направления социального развития начали предприниматься еще несколько веков назад, хотя утопии, относящиеся к еще более ранним периодам, обычно описывали далекие и вымышленные страны и земли. И несмотря ни на что, такие попытки отличались одной особенностью – они были применимы для одной конкретной ситуации. В начале 19 века представители классической политэкономии спорили о будущем капиталистической экономики
1. Введение
2. Понятие форсайта
3. Определение фокуса форсайта
4. Заключение
5. Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ОСНОВЫ ФОРСАЙТА
на тему « Горизонт и фокус форсайта »
вариант 5.
Студент :
Группа :
Форма обучения:
ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Пеподаватель ____________ Павлюченков Д.Н.
РЕЗУЛЬТАТ ЗАЩИТЫ
Пеподаватель ____________ _____________ Павлюченков Д.Н.
2013год
Содержание
1. Введение
2. Понятие форсайта
3. Определение фокуса форсайта
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
В данной работе главной целью поставлено расскрыть понятие горизонта и фокуса форсайта.
Попытки улучшить методы принятия решений и обсуждений путем принятия во внимание долгосрочных тенденций и выводов, которые выводимы из краткосрочных решений, существовали всегда. Попытки предугадывать будущее и направления социального развития начали предприниматься еще несколько веков назад, хотя утопии, относящиеся к еще более ранним периодам, обычно описывали далекие и вымышленные страны и земли. И несмотря ни на что, такие попытки отличались одной особенностью – они были применимы для одной конкретной ситуации. В начале 19 века представители классической политэкономии спорили о будущем капиталистической экономики. Однако, поскольку индустриальная революция набирала обороты, социальные науки имели тенденцию становиться фрагментарными и сосредотачиваться на коротких временных отрезках.
Понятие форсайта
Целый ряд серьезных изменений в методике проведения социальных и технических прогнозов, позже обозначившиеся как исследования будущего, произошел после Второй Мировой Войны. К 1960-м гг. были разработаны большинство принципов изучения тенденций и социальных явлений, и в то же время появились и получили широкое распространение методы экспертного анализа, такие как Delphi, анализ взаимного влияния факторов (cross-impact analysis), компьютерный анализ данных моделирования (computer simulating analysis).
Метод исследований будущего (futures studies) создавался как претендующий на определенную глобальность, сочетая в себе разные методы и подходы. В ходе такого исследования осуществляется попытка объединить вместе различные движущие силы, тенденции и обусловливающие факторы для того, чтобы дать возможность обрисовать возможные варианты развития событий (а не просто предсказывать будущее). Долгосрочные прогнозы в дальнейшем подвергались сильным влияниям разнообразных факторов, и немалое влияние на их развитие оказало активное обсуждение проблем окружающей среды и разработки новых технологий. Этот подход к анализу и прогнозированию часто поддерживался влиятельными кругами, военными ведомствами и крупными корпорациями, которые были заинтересованы в стратегическом анализе широко спектра вопросов не меньше, чем государственные и академические круги.
Слово «форсайт» стали применять как термин с конца 80-х гг. Им обозначают те подходы по обеспечению информационной базой групп ответственных за принятие решений, которые используют улучшенные исходные данные, формируют широкую информационную сеть, и качественно отличаются от подходов, применяемых для фьючерсов и перспективного планирования. Планирование понимается как
стратегическое, со смещением
акцента с рационального
К исследованиям будущего можно сделать следующий комментарий. Этот метод переживает несколько стадий развития. Первое – переход от упреждающего анализа к исследовательскому подходу, и с «одноразовых» исследований, к более универсальным моделям анализа. Второе – возрастающее осознание того, что в анализе должны принимать участие не только эксперты, но и потребители, заинтересованные круги. Такие изменения оказались просто необходимыми для более эффективного внедрения результатов исследований в механизмы выработки стратегических решений.
Создание информационных сетей: поскольку за последнее время произошли изменения в составе участников форсайта от элитного (нисходящий подход) к более широкому и разнообразному, это отразилось на большей демократизации политических процессов. Также, эта тенденция отражает осознание того факта, что ни одному человеку не под силу охватить и владеть всей информацией, которая существует. И лица, принимающие решения должны смириться с тем, что знания и информация широко распределена на разных уровнях. Именно поэтому такое значение приобретает сбор информации и налаживание информационных связей. Сам по себе форсайт выходит за рамки традиционных, академических, основанных на компетенции консультантов прогнозов, хотя такие подходы
должны учитываться. Форсайт не заменяет собой существующих механизмов принятия решений и разработки планов, напротив – он дополняет и снабжает их информацией, с целью повысить их эффективность.
С течение времени понятие форсайт стали применять в любых случаях, когда речь заходила о подобном роде деятельности. Так стали называть мониторинги технологий и окружающей среды, прогнозирование и другие роды деятельности. Поэтому в противовес этому стал использоваться термин полноценный форсайт, чтобы описать через это понятие подход, который выходит за рамки одного какого-то узкого метода. У такого подхода имеются следующие цели:
- свести воедино
- стороны сводят вместе
для выработки единого
- существует два вида результатов работы форсайта: формальные/официальные итоги работы – это сценарии, программа действий, список приоритетов. Однако это следует связывать с наличием информационной сети, что позволяет сторонам, принимающим участие в форсайте не только пользоваться готовым продуктом анализа, но владеть самим анализом, его методом.
- неформальным итогом
может быть создание
разработок, что может помочь им наладить взаимопонимание на длительный срок.
Полноценный (полномасштабный) форсайт делает акцент на создании стратегической информационной сети для долгосрочного анализа, который может иметь также и практическое применение на текущий момент. Не все, что называют форсайтом, будь то форсайт какой-нибудь фирмы или национальной программы, обладает теми чертами, которые были перечислены выше. Форсайт может быть менее полным, чем описано выше, но это ухудшит его качество.
Существует две основных разновидности подходов к форсайтам: нисходящий (top-down approach) и восходящий (bottom-up approach). Нисходящий подход (top-down approach) больше похож на фьючерс, он мало уделят внимания взаимодействию различных источников информации (часто используемые методики: анкеты Дельфи, общественные встречи, семинары-диспуты, приглашение экспертов на семинар). Восходящий подход ставит акцент на взаимодействие, сбор мнений и информации, прибегая к большому количеству источников. Также для него характерно создание налаживания широких информационных связей (используемые методики: дискуссии, презентации, Интернет-презентации, их цель – объединить как можно большее количество источников информации).
Форсайты делят по тому, на что больше направлено внимание, на конечный продукт анализа или на сам процесс анализа. В первом случае акцент ставится на результат, на конечный продукт (список приоритетов, отчеты). Во втором случае акцентируется процесс сбора и обработки информации, налаживанию информационных связей. В этом случае
поощряется обмен мнениями, знаниями и стратегическими подходами между экспертами и лицами, принимающими решения.
Фокус и подход форсайта зависят от специфики решаемой проблемы, хотя круг целей обычно является неотъемлемой частью форсайта. Эти цели должны быть ясными и внутренне непротиворечивыми. Сперва следует избегать излишней узости фокуса. Для того чтобы сразу извлечь выгоду из широкой поддержки, необходимо консультироваться с ключевыми игроками области. Это может обеспечить проекту финансирование на раннем этапе. Привлечение таких игроков является одним из ключевых факторов успеха и само может рассматриваться как цель.
Атмосфера социального или политического кризиса, или ожидание резкого изменения в тенденциях развития окружающего мира, часто приводит к увеличению спроса на форсайт (и/или на другие виды прогнозирования). Это помогает интерпретировать ситуацию в терминах вызовов, и выявить критические (наиболее важные) вызовы которые должны определить ориентацию форсайта.
Необходимо понимать с самого начала, что бесполезно пытаться охватить все возможные темы/области , даже если руководители проекта решили сузить границы исследования до одной из трёх базовых сфер, т.е. условия жизни, условия труда и производственные отношения. Необходимо сделать выбор. Однако в существующих форсайтах такой выбор редко делается явным образом. Методы выбора, от «повторной обработки» существующих стратегических приоритетов до SWOT-анализа, играют важную роль. В процессе выбора играют роль даже прихоти и модность темы, как и в многих других организационных решениях. Так же важным фактором является лоббирование различных заинтересованных групп. В этой сфере наиболее важны консультации с ЛПР, определяющие направление и подтверждающие их согласие на более поздних стадиях выполнения форсайта. Тем не менее, когда есть спрос на большее количество тем/областей, чем возможно охватить форсайтом, необходимо принимать непопулярные решения.
Форсайт в огромной степени находится под влиянием увеличивающихся горизонтов планирования. Сложность осуществления форсайта в этих условиях увеличивается не только из-за увеличения времени на планирование и сбор данных, но и из-за необходимости учитывать всё множество возникающих трендов и вероятных событий, что не является критически важным для краткосрочных планов.
На практике временные горизонты форсайтов крайне разнятся, из-за растяжимости понятия «длительный срок» в разных культурах и разных областях.
Вдобавок, несмотря на то, что более долгосрочный форсайт может обеспечить более широкое видение проблемы, ожидания ЛПР связаны в основном с краткосрочными прогнозами.
Заключение
В данной работе я раскрыла понятия форсайта, фокуса и горизонта форсайта, проанализировав главные их аспекты.
Особое внимание следует обращать на новые факторы и инновации, если намечается работа по изменению путей развития. В этом случае необходимо фокусировать свое внимание на научно-технических и социальных инновациях, которые могут указать новые подходы к решению традиционных проблем. Также знание прогнозов о будущем может представлять личный интерес для любого человека, при выборе профессии, работы или материального благосостояния.
Однако основной проблемой является то, что обычно все эти изменения и решения происходят под воздействием какой-то отдельной группы экспертов, которая предлагает результат своих исследований и анализа как данность. Осуществление же форсайта дает возможность людям самим принимать участие в выработке новых подходов к решениям определенных вопросов. Особенно остро эта проблема стоит в социальной сфере.