Государственная инновационная политика в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявление основных направлений государственной инновационной политики в зарубежных странах.

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

. Определить сущность инновационной деятельности и политики в зарубежных странах.

. Показать основные направления инновационной политики на примерах стран Западной Европы, США и Японии.

Содержание

Введение

. Регулирование инновационной деятельности государством

. Механизм формирования инновационной политики государства

. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах

.1 Государственные стратегии регулирования

.2 Инновационная деятельность Западной Европы

.3 Инновационная деятельность США

.4 Инновационная деятельность Японии

. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности

. Государственные заказы

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инфраструктура бизнеса доклад.docx

— 50.98 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк - правительство - субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.

 

Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:

 

 финансирование частных  компаний, занимающихся НИОКР, с  последующим илиодновременным предоставлением государственного госзаказа;

 

 финансирование Н  ИОКР из различных фондов;

 

 льготное налогообложение  или освобождение от налогов  научно-исследовательской и производственной  деятельности в области перспективных  НИОКР;

 

 государственные  дотации крупным промышленным  компаниям для закупки лицензий  на использование ноу-хау;

 

 льготное кредитование  перспективных НИОКР;

 

 национализация отдельных  отраслей промышленности с последующей  передачей их в частное владение  по достижении ими прибыльности  и финансовой устойчивости (все  расходы относятся на счет  государства);

 

? защита японского  производителя от конкуренции;

 

? создание условий  для получения новых технологий  из других стран;

 

 импорт капитала  в японскую промышленность, находящуюся  на территории Японии, а не  за ее пределами;

 

 привлечение внебюджетных  источников финансирования НИОКР;

 

 согласование государственной  инвестиционной программы с

 

интересами национальной промышленности.

 

Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство: Японский центр ключевых технологий - помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки; Организация по развитию новых источников энергии - способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований. Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных ком пани й-подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и «Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР. В рамках этого плана на НИОКР только в 2000 г. в Японии было выделено свыше 38 млрд дол. США.

 

Подводя итог, можно сказать, что государство Японии стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий. Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% - фундаментальные исследования; 25 - прикладные исследования; 62% - опытно-конструкторские разработки.

 

4. Методы государственного  воздействия в области инновационной  деятельности

 

 

Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с:

 

 финансированием,

 

 распространением  технических знаний,

 

 конкуренцией.

 

Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольно-регулирующих сил в рамках самого рынка.

 

Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные) методы. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие.

 

Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.

 

Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных не директивным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

 

К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.

 

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

 

налоговое и амортизационное регулирование;

 

кредитная и фондовая политика;

 

ценовое регулирование;

 

политика протекционизма.

 

Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика:

 

кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

 

налоговая политика может предусматривать налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч.

 

К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля над передачей технологии.

 

Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития.

 

Подводя итог, можно сказать, что независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с:

 

 финансированием,

 

 распространением  технических знаний,

 

 конкуренцией.

 

 

5. Государственные заказы

 

 

Для фирм участие в государственных научно-технических и инновационных проектах служит источником знаний и опыта. Творчески сотрудничая с университетами, государственными лабораториями и другими частными фирмами. Выполняя государственные заказы, фирмы получают от государства финансовые средства и доступ к уникальному и дорогостоящему научно-техническому оборудованию и другим технологическим и нетехнологическим ресурсам, которыми располагает государство.

 

Государственный заказчик, в отличие от негосударственного, не имеет права произвольно изменять стоимость работ, а должен руководствоваться государственными нормативами.

 

Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в ходе инновационных работ, выполняемых по государственному заказу, также должно регламентироваться государственным нормативным документом, а не формироваться при заключении каждого договора.

 

Существующая более 100 лет в США федеральная контрактная система предусматривает обязанность государственных ведомств - заказчиков осуществлять анализ конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, потенциальных корпораций - подрядчиков, их научно-технического и финансового состояния. Условия заказа (в том числе оборонного характера), его технические параметры публикуются в открытой печати. Участвующие в тогах фирмы предоставляют свои предложения (проекты) в анонимной кодированной форме. Решение о выборе подрядчика принимается экспертными комиссиями в лице независимых комитетов военных или гражданских ведомств, неподотчетным данным органам власти.

 

Государственное законодательство при размещении заказов на создание новой техники и технологий, программ НИОКР предполагает не только конкурсное определение корпорации подрядчиков, но и подбор генеральным подрядчиком субподрядчиков также на конкурентно-конкурсной основе. Данный процесс конкуренции в процессе контр актирования получил в США название «корпорации второго подрядчика.

 

Степень прямого государственного воздействия на инновационную деятельность промышленных фирм зависит от того, какой объем НИОКР в стране выполняется за счет государственных ресурсов. При этом воздействие государства на эффективность инновационного процесса может быть и тормозящим, если государственная инновационная политика направлена на осуществление целей слабо связанных с проблемами развития производства и потребления, а государственные затраты на НИОКР, независимо от их объема, не способствуют увеличению инновационных ресурсов фирм и зачастую отвлекают их собственные средства на проведение коммерчески неперспективных разработок. В этом случае эффективность государственной инновационной политики как фактора экономического роста является низкой.

 

Подводя итог, можно сказать, что для фирм участие в государственных научно-технических и инновационных проектах служит источником знаний и опыта. Выполняя государственные заказы, фирмы получают от государства финансовые средства и доступ к уникальному и дорогостоящему научно-техническому оборудованию и другим технологическим и нетехнологическим ресурсам, которыми располагает государство.

 

 

Заключение

 

 

Подытожив вышесказанное, можно сделать общий вывод:

 

.В разных странах  по-разному государство регулирует  инновационную деятельность в  дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу  между товаропроизводителями. Орган  государственного управления осуществляет  регулирующее воздействие на  объект инновационной деятельности  так, чтобы получать желаемые  результаты.

 

. Главными методами  реализации инновационной политики  являются:

 

·формирование институциональных и законодательных условий для внедрения ииноваций.

 

·государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

 

·совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования;

 

·выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но непривлекательных для частных инвесторов.

 

.Механизм формирования  и реализации научно-технической  и инновационной политики в  странах мирового сообщества  различен, также различны организационные  структуры управления наукой. Однако  в странах с рыночной экономикой  сходны закономерности развития  производства и одинаковы подходы  к инновационной деятельности. По  уровню и формам поддержки  в мировой практике принято  выделять:

 

·Государственные стратегии активного вмешательства;

 

·Стратегия децентрализованного регулирования;

 

·Смешанные

 

.Европейские страны  с начала 1990-х годов активно  стимулируют инновационное предпринимательство. Повышенное внимание уделяется  созданию и развитию малых  инновационных компаний, также значительное  внимание европейские правительства  уделяют развитию патентного  законодательства и аспектов  его практического применения.

 

. Важным направлением  реализации государственной политики  в развитии инновационной деятельности  в США является поддержка малого  инновационного предпринимательства. К основным формам поддержки  относятся:

 

специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;

 

 займы по линии  государственной поддержки инноваций;

 

 государственные  финансовые вложения;

 

 создание разветвленной  сети венчурных фондов;

 

 финансирование из  средств частного сектора и  др.

 

.Государство Японии  стимулирует малое инновационное  предпринимательство через контракты  и государственные заказы на  разработку новых технических  решений и изделий. Структуру  инновационной деятельности в  Японии можно представить следующим  образом: 13% - фундаментальные исследования; 25 - прикладные исследования; 62% - опытно-конструкторские  разработки.

 

.Независимо от уровня  регулирования сферы инновационной  деятельности в различных странах  осуществляются мероприятия государственной  инновационной политики. Они могут  быть объединены в три блока, связанные с:

 

 финансированием,

 

 распространением  технических знаний,

 

 конкуренцией.

 

.Для фирм участие  в государственных научно-технических  и инновационных проектах служит  источником знаний и опыта. Выполняя  государственные заказы, фирмы получают  от государства финансовые средства  и доступ к уникальному и  дорогостоящему научно-техническому  оборудованию и другим технологическим  и нетехнологическим ресурсам, которыми  располагает государство

Информация о работе Государственная инновационная политика в зарубежных странах