Государственная политика в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Из всех социальных институтов нашего времени образование выполняет, можно сказать, важнейшую роль, и является одной из главных отраслей нашей деятельности. Сущность образования представляет собой целенаправленную, познавательную деятельность людей для получения знаний, различных умений и навыков, или по их совершенствованию. Важная цель образования - это приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации и сохранение ее культурного достояния. Конечно же, от качества образования, которое существует в определенном обществе, полностью зависят темпы его экономического и политического развития, и также его нравственное состояние. Нестоящее на месте развитие науки и других связанных с ней производственных технологий ставит вопрос об изменении и структуры, и содержания образования. Именно поэтому тема моей курсовой работы является актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

хач хач,пиши курсач.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по основам государственного и муниципального управления

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Колмакова А.А.,

студентка группы 12113,

ГМУ

Руководитель:

Савинов Л.В.,

д.полит.н, доцент

НОВОСИБИРСК – 2013

 

 
Введение

Из всех социальных институтов нашего времени образование выполняет, можно сказать, важнейшую роль, и является одной из главных отраслей нашей деятельности. Сущность образования представляет собой целенаправленную, познавательную деятельность людей для получения знаний, различных умений и навыков, или по их совершенствованию. Важная цель образования - это приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации и сохранение ее культурного достояния. Конечно же, от качества образования, которое существует в определенном обществе, полностью зависят темпы его экономического и политического развития, и также его нравственное состояние. Нестоящее на месте развитие науки и других связанных с ней производственных технологий ставит вопрос об изменении и структуры, и содержания образования. Именно поэтому тема моей курсовой работы является актуальной.

 

Государственной образовательной политикой является направляющая и регулирующая работа государства в сфере образования, которая осуществляется им для совершения поставленных стратегических целей и решения задач на уровне общегосударственного или даже глобального значения. Эта политика создается на высшем уровне государственной власти и осуществляется с помощью законов, указов, или постановлений правительства, международных программ, а также международных актов. Основной задачей российской образовательной политики является осуществление современного качества образования, при котором нужно будет сохранить его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным необходимостям индивида, общества и государства.

Государственной политике в нашем образовании необходимо новое, целостное, системное осмыслении и корректировка, эффективные механизмы реализации, которые создадут возможность перехода от индустриального общества к информационному.

В наши дни образование - это неотъемлемая часть экономического и культурного развития, являясь и результатом, и предпосылкой данного развития. Ведь всеобщая доступность образования является главнейшей политической задачей, решив которую мы придем к единству и равенству, к благополучию и процветанию.

Конечно, значение системы образования в социальном и экономическом развитии нашего общества и повышении благосостояния его граждан очень велико. Но, к сожалению, образование в России перестало быть общедоступным благом, ведь, например, доступ к высшему образованию абитуриентам из малодоходных семей практически закрыт. Роль образования на современном этапе развития России определяется необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Отечественная система образования является важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. На современном этапе развития России образование в его непрерывной, органичной связи c наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.1

Цель данной работы - анализ деятельности государства в области образования.

Задачи: проанализировать образовательную ситуацию в России, проблемы развития сферы образования, выявить как ряд сложностей, так и позитивные изменения, к которым приведет реформа образования, показать роль государства в образовании, рассмотреть формирование экономических отношений в образовании.

 

1. Образование как сфера государственной  политики

1.1 Роль образования

Образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированною Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непосредственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в поле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.2

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.3

В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования, сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции - формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, пот кризис проявляется в разных формах. Он проявляется в странах развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славившихся своими учебными заведениями или с большим трудом создающих их сейчас. В конце XX в. ситуация стала в этом отношении еще тревожней. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы и беспокойство государственных деятелей. В отношении качества образования даже США, официально обеспокоенные ростом неграмотности учащихся в области науки и техники, определили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис западно-европейского и американского образования, по мнению советских специалистов, считался зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования не оспаривается, но кризисная ситуация нетождественна упадку. Россия, бесспорно, обладает рядом достоинств в сфере образования, выделяющих ее из систем образования США и Европы. В России кризис образования происходит на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием кризиса нашего государства, всей социально-экономической и общественно- политической системы.4

1.2 Реформирование и модернизация  образования как отрасли социальной  сферы

За последние десять лет практически все промышленно развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это

политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся в России в начале XXI вв. реформы образования можно выделить:

демократизацию системы обучения и воспитания;

гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования:

компьютеризацию;

интернационализацию процесса образования.

В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования в нашей стране:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное развитие;

единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;

общедоступность образования;

адаптивность системы образования к потребностям обучаемых.

светский характер образования в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

В России неуклонно продолжается становление ноной системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции сближение, интеграция национальных систем образования. 5Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражаемся, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идем поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все се элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированною федеральною выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают мною споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатною образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распределяться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями Привлечение инвестиций в сферу образования. инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднею и высшего профессионального образования

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

 

2. Проблемы образования. Образовательная  политика государства

2.1 Проблемы развития образования  в России

Расходы на образование увеличиваются год от года. В 1998 г. из бюджета было выделено на эти цели 17,3 млрд. руб. В 1999 г. - 20,90 млрд., в 2000-м - 32 млрд., а в 2001 году благодаря реформе образование должно получить почти 50 млрд. руб.

В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, которую посещают около 4,5 млн. детей. Число их в связи с демографическим кризисом и финансовыми трудностями по оплате пребывания ребенка сокращается в среднем на 4,5% в год. Их посещает лишь 50% всех детей дошкольного возраста (ранее - 71%).

Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической ситуацией и составило 65,9 тыс. школ (66,7 тыс.), в которых обучается 19,82 млн. человек (21,1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов России.6

Информация о работе Государственная политика в сфере образования