Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:44, реферат
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.
Государственная система управления трудовыми ресурсами
Государственная
система управления трудовыми ресурсами
Российской Федерации включает совокупность
органов государственной
В условиях современной России
для сферы труда характерен переход
от монополии государства в
Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий в отдельных статьях регулирует отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В законодательстве закреплены права и обязанности сторон и в таких вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.
Программы подразделяются на
федеральные, призванные решать проблемы
общенационального или
Состав основных органов и организаций, образующих государственную систему управления трудовыми ресурсами РФ, показан на рис. 1.5.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области
трудового законодательства принимаются
Государственной Думой. Совет Федерации
также обладает правами по участию
в законодательной
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Деятельность Правительства
охватывает по существу все стороны
жизни общества. В сфере управления
экономикой оно разрабатывает федеральный
бюджет, программы экономического развития.
В сфере социальной политики - программы
социального развития и др. Правительство
формирует федеральные и
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
Министерство юстиции
РФ обеспечивает реализацию государственной
политики, в том числе в социально-
В решении ряда социально-трудовых
проблем важную роль играют также
различные организации профсоюз
В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные объединения:
объединяют 300-350 тыс. человек,
входящих в 25 офици
ально зарегистрированных и столько же
незарегистриро
ванных альтернативных профсоюзов. Возникли
на волне
массовых забастовок лета 1989 г.;
онно обособленные в масштабах
города (например, С.-Пе
тербурга);
10, они объединяют до 3
млн человек, занятых в негосу
дарственном секторе, а также самих предпринимателей.
Эти
профсоюзы скорее содействуют развитию
предприниматель
ства, чем защищают права наемных работников.
Многие вопросы управления
трудовыми ресурсами
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и с общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и зада
нятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ
являются: выработка политики
в социально-трудовой сфере; координация
всей работы в социально-трудовой сфере
в стране; разработка основных направлений
социальной политики правительства; подготовка
рекомендаций по регулированию оплаты
труда; формирование правовой и нормативной
базы регулирования социально-
Федеральная служба по труду
и занятости занимается разработкой
и осуществлением государственной
политики в области занятости
населения и проведением
К Федеральной службе по труду и занятости относится ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Международная организация труда (МОТ) - трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.
Цели МОТ - выработка соглашений,
международных конвенций в
дународных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство. занятость населения и т.д.) и др. В России действует Московское бюро МОТ.
Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения тех задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана; и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.
По составу и характеру задач государственная система управления трудовыми ресурсами в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в Российской Федерации, мотивации и оплаты труда, организации и нормировании труда, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д.
Основными направлениями
совершенствования
Информация о работе Государственная система управления трудовыми ресурсами