Государственная система управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Система регулирования занятости посредством корректировки механизмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической базы, то есть, связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Содержание

1. Государственная система управления трудовыми ресурсами
3
Задача 2.4
10
3. Система управления персоналом организации
11
4. Резюме
18
5. Разработка инструкции начальника отдела организации и оплаты труда
19
Список литературы
25

Вложенные файлы: 1 файл

4 вариант.docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Государственная система  управления трудовыми ресурсами

3

Задача 2.4

10

3. Система управления  персоналом организации

11

4. Резюме 

18

5. Разработка инструкции  начальника отдела организации и оплаты труда

19

Список литературы

25

   
   

 

 

 

 

1. Государственная система управления трудовыми ресурсами

 

Система регулирования занятости посредством корректировки механизмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической базы, то есть, связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.[10]

В целях оптимизации рынка труда государство регулирует взаимоотношения между работниками и работодателями по вопросам занятости независимо от форм собственности и хозяйствования, Так, оказывается содействие в подборе подходящей работы, правовая защита от необоснованного отказа в приеме на работу, действуют гарантии занятости для особо нуждающихся в социальной защите путем установления квот приема на работу, обучения по специальным программам, реализации программ занятости, введения особых режимов труда и отдыха.

Законодательно установлена поддержка неконкурентоспособных граждан: молодежи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, инвалидов, женщин, беженцев, бывших заключенных.[2]

Работодатель обязан принимать на работу:

• выпускников общеобразовательных, образовательных учреждений профессионального образования;

• лиц, моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сирот и др.), направляемых органами службы занятости в порядке трудоустройства.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или договоров о подготовке специалистов, заключенных образовательными учреждениями и работодателями.[18]

Работодатели содействуют занятости на основе инвестиций в крупное производство, развитие мелкого бизнеса. В коллективные договоры включаются и работодателями осуществляются мероприятия по обеспечению занятости:

• сокращение рабочего времени без сокращения численности;

• льготы и компенсации, предоставляемые сверх установленных законодательством;

• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;

• заключение договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;

• временное приостановление найма на вакантные рабочие места;

• предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Средства, затраченные на создание условий для профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовку работающих, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Работодатели несут ответственность за повышение квалификации работников, с которыми находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы затрат на эти цели для предприятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.[14]

В связи с переходом к рынку особую актуальность приобретает государственная политика в области внешней трудовой миграции. Миграция может стать фактором развития экономики только при грамотном управлении ею, в противном случае она порождает трудноразрешимые проблемы. «Основами пограничной политики Российской Федерации», утвержденными Президентом РФ, Председателем Совета Безопасности РФ 5 октября 1996 г., демографическая экспансия рассматривается в числе угроз национальным интересам РФ.

Основные принципы государственной политики в сфере внешней трудовой миграции заключаются в следующем:

Привлечение и использование иностранной рабочей силы 

Трудовая миграция граждан России за границу

1. Удовлетворение потребностей  российского рынка труда в  необходимой рабочей силе

2. Обеспечение на национальном  рынке труда приоритетного права  граждан России на трудоустройство

3. Предотвращение нелегальной  трудовой миграции 

1. Обеспечение и защита  прав и законных интересов  граждан России на всех стадиях  трудовой миграции 

2. Развитие международного  сотрудничества, заключение международных  договоров с государствами —  главными импортерами российской  рабочей силы

Для предотвращения нелегальной миграции введен иммиграционный контроль по направлениям:

• контроль за въездом иностранцев, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификация, регистрация и учет;

• предупреждение неконтролируемой миграции и депортация в установленных случаях;

• рассмотрение ходатайств прибывших в Россию граждан о предоставлении убежища.[16]

Иммиграционный контроль проводится в пунктах пропуска через государственную границу, которые являются структурными подразделениями миграционной службы.

Устанавливается иммиграционная квота приема иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища в России.

В субъектах РФ, ставших приграничными, открываются центры временного размещения иммигрантов за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы. В структуре органов службы занятости создаются подразделения по профессиональной подготовке, трудоустройству иностранных граждан, получивших статус беженца.

Для использования иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение, а иностранный гражданин иметь подтверждение на право трудовой деятельности. С работодателей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника. В случаях, не требующих разрешения на .привлечение иностранной рабочей силы, за выдачу подтверждения на право трудовой деятельности иностранным гражданам с работодателей взимается плата в размере 15-кратной минимальной месячной оплаты труда на дату выдачи подтверждения. Работодатели за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения несут ответственность. Иностранные граждане, въехавшие на территорию России и принятые на работу с нарушением установленных правил, подлежат выдворению органами МВД за счет средств работодателя.

В России более 5 млн мигрантов, из них имеют соответствующий статус около 1,1 млн чел., а более 3 млн человек проживают нелегально. На нужды, связанные с миграцией, в бюджете 2012 г. выделено 1,3 млрд руб. На одного зарегистрированного мигранта финансирование составляет 717 руб. в год. Переселенцам выдаются беспроцентные ссуды, за счет которых они самостоятельно строят или покупают жилье.[5]

В мировой практике решающую роль в управлении миграцией играют общественные организации (работа с мигрантами требует индивидуального подхода к каждому человеку). Особенно эффективны общественные организации самих мигрантов. В Германии общественные организации осваивают более 80% государственных средств, выделяемых на обустройство мигрантов.

В 1912 г. на работу в Россию прибыли 242,3 тыс. человек, а выехали на работу за рубеж 32,5 тыс. чел.; такое соотношение характерно для высокоразвитых стран. Но многие выезжают нелегально (по туристическим путевкам, гостевым приглашениям) в основном в Турцию, Кипр, Кувейт, Израиль, Корею на работы, не требующие высокой квалификации.

В СССР внешняя занятость полностью регулировалась межгосударственными соглашениями, в то время как сейчас межгосударственные соглашения о квотировании рабочих мест за рубежом не заключаются.[18]

Важнейшей целью государственной политики в сфере труда и занятости является создание и поддержание атмосферы социального партнерства. Средством ее достижения на всех уровнях трудовых отношений служит коллективно-договорной механизм, который обеспечивает равноправие сторон, добровольность, заинтересованность, ответственность за нарушение соглашений. Функционируют двух- и трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.                

Правовым актом, устанавливающим общие принципы и условия согласованного проведения социально-экономической политики, является Генеральное соглашение. Участниками Генерального соглашения являются три стороны: Правительство РФ, общероссийские объединения профсоюзов (иные уполномоченные работниками общероссийские представительные органы), работодатели (их объединения), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение соглашений.

Генеральное соглашение регулирует социально-трудовые отношения на федеральном уровне, совместные действия сторон по их реализации и признается сторонами обязательным для выполнения. Каждая сторона после подписания Генерального соглашения разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств. В течение срока действия Генерального соглашения стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию возникающих трудовых конфликтов.

Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций между сторонами.

Согласованными направлениями экономической политики признаны реформирование налоговой системы, усиление государственной кредитно-финансовой политики, формирование сбалансированного бюджета, преодоление неплатежей, поддержка отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

В области развития социального партнерства предусматривается соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, контроль за действием законодательства о труде, содействие заключению на местах соглашений и коллективных договоров. Намечается ратификация конвенций МОТ, касающихся основных вопросов социальной политики, регулирования трудовых отношений, социального партнерства.

Генеральное соглашение ограничивает уровень безработицы не выше 4,3% в среднем по Российской Федерации; конкретные меры по увеличению занятости не фиксируются, но разрабатываются предложения по смягчению безработицы.[14]

В целях обеспечения реализации договоренностей Генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает и утверждает план мероприятий. Ответственными исполнителями его являются федеральные органы власти. Информация о ходе выполнения плана ежеквартально представляется в Минтруд России, на которое возложен контроль за реализацией плана. Минтруд России представляет информацию о выполнении плана в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Информация о работе Государственная система управления трудовыми ресурсами