Государственная система управления трудовыми ресурсами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:21, контрольная работа
Краткое описание
Система регулирования занятости посредством корректировки механизмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической базы, то есть, связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.
Содержание
1. Государственная система управления трудовыми ресурсами 3 Задача 2.4 10 3. Система управления персоналом организации 11 4. Резюме 18 5. Разработка инструкции начальника отдела организации и оплаты труда 19 Список литературы 25
1. Государственная система
управления трудовыми ресурсами
3
Задача 2.4
10
3. Система управления
персоналом организации
11
4. Резюме
18
5. Разработка инструкции
начальника отдела организации и оплаты
труда
19
Список литературы
25
1. Государственная система
управления трудовыми ресурсами
Система регулирования занятости
посредством корректировки механизмов
государственного воздействия и саморегулирования
прозвана обеспечить условия для воспроизводства
рабочей силы и рабочих мест, их первичного
соединения и повторного воссоединения.
Формирование такой системы в период перехода
к рыночной экономике осложняется в связи
с различиями воспроизводственного процесса
у рабочей силы (цикл воспроизводства,
который исходит из демографической базы,
то есть, связан с циклом воспроизводства
населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства,
который зависит от экономических и организационно-технических
факторов). Этим определяются различия
в условиях и факторах движения рабочей
силы и рабочих мест.
Регулирующая функция государства
состоит в том, чтобы максимально сблизить
спрос на наемную рабочую силу (со стороны
работодателей) и предложения трудоспособного
населения. Причем сближение и сбалансированность
необходимо обеспечить не только по количеству
и качественной структуре, но и во времени
и пространстве, на макроуровне и на микроуровне.
В силу регулирования занятости объектом
микроуровня является предприятие, как
первичное звено экономики, и город (населенный
пункт), как первичное звено территории,
жители которого характеризуются общностью
интересов в реализации права каждого
из них на трудовую деятельность.[10]
В целях оптимизации рынка труда
государство регулирует взаимоотношения
между работниками и работодателями по
вопросам занятости независимо от форм
собственности и хозяйствования, Так,
оказывается содействие в подборе подходящей
работы, правовая защита от необоснованного
отказа в приеме на работу, действуют гарантии
занятости для особо нуждающихся в социальной
защите путем установления квот приема
на работу, обучения по специальным программам,
реализации программ занятости, введения
особых режимов труда и отдыха.
Законодательно установлена
поддержка неконкурентоспособных граждан:
молодежи, лиц предпенсионного возраста,
уволенных с военной службы, инвалидов,
женщин, беженцев, бывших заключенных.[2]
Работодатель обязан принимать
на работу:
• выпускников общеобразовательных,
образовательных учреждений профессионального
образования;
• лиц, моложе 18 лет, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности
в поисках работы (сирот и др.), направляемых
органами службы занятости в порядке трудоустройства.
Лица, окончившие образовательные
учреждения начального, среднего и высшего
профессионального образования, обеспечиваются
работой в соответствии с полученной специальностью
и квалификацией на основании договоров
(контрактов), заключаемых ими с работодателями,
или договоров о подготовке специалистов,
заключенных образовательными учреждениями
и работодателями.[18]
Работодатели содействуют занятости
на основе инвестиций в крупное производство,
развитие мелкого бизнеса. В коллективные
договоры включаются и работодателями
осуществляются мероприятия по обеспечению
занятости:
• сокращение рабочего времени
без сокращения численности;
• льготы и компенсации, предоставляемые
сверх установленных законодательством;
• профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
высвобождаемых работников до наступления
срока расторжения трудового договора;
• заключение договоров коллективного
страхования рабочих и служащих на случай
потери работы;
• временное приостановление
найма на вакантные рабочие места;
• предоставление отпусков
без сохранения заработной платы. Средства,
затраченные на создание условий для профессиональной
подготовки, повышение квалификации и
переподготовку работающих, уменьшают
налогооблагаемую прибыль.
Работодатели несут ответственность
за повышение квалификации работников,
с которыми находятся в трудовых отношениях.
Минимальные нормативы затрат на эти цели
для предприятий, учреждений независимо
от организационно-правовых форм и форм
собственности, а также порядок использования
финансовых средств устанавливаются Правительством
РФ.[14]
В связи с переходом к рынку
особую актуальность приобретает государственная
политика в области внешней трудовой миграции.
Миграция может стать фактором развития
экономики только при грамотном управлении
ею, в противном случае она порождает трудноразрешимые
проблемы. «Основами пограничной политики
Российской Федерации», утвержденными
Президентом РФ, Председателем Совета
Безопасности РФ 5 октября 1996 г., демографическая
экспансия рассматривается в числе угроз
национальным интересам РФ.
Основные принципы государственной
политики в сфере внешней трудовой миграции
заключаются в следующем:
Привлечение и использование
иностранной рабочей силы
Трудовая миграция граждан
России за границу
1. Удовлетворение потребностей
российского рынка труда в
необходимой рабочей силе
2. Обеспечение на национальном
рынке труда приоритетного права
граждан России на трудоустройство
3. Предотвращение нелегальной
трудовой миграции
1. Обеспечение и защита
прав и законных интересов
граждан России на всех стадиях
трудовой миграции
2. Развитие международного
сотрудничества, заключение международных
договоров с государствами —
главными импортерами российской
рабочей силы
Для предотвращения нелегальной
миграции введен иммиграционный контроль
по направлениям:
• контроль за въездом иностранцев,
ищущих убежище, следующих транзитом,
их идентификация, регистрация и учет;
• предупреждение неконтролируемой
миграции и депортация в установленных
случаях;
• рассмотрение ходатайств
прибывших в Россию граждан о предоставлении
убежища.[16]
Иммиграционный контроль проводится
в пунктах пропуска через государственную
границу, которые являются структурными
подразделениями миграционной службы.
Устанавливается иммиграционная
квота приема иностранных граждан и лиц
без гражданства, ищущих убежища в России.
В субъектах РФ, ставших приграничными,
открываются центры временного размещения
иммигрантов за счет средств федерального
бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной
миграционной программы. В структуре органов
службы занятости создаются подразделения
по профессиональной подготовке, трудоустройству
иностранных граждан, получивших статус
беженца.
Для использования иностранной
рабочей силы работодатель должен получить
разрешение, а иностранный гражданин иметь
подтверждение на право трудовой деятельности.
С работодателей взимается плата за каждого
привлекаемого иностранного работника.
В случаях, не требующих разрешения на
.привлечение иностранной рабочей силы,
за выдачу подтверждения на право трудовой
деятельности иностранным гражданам с
работодателей взимается плата в размере
15-кратной минимальной месячной оплаты
труда на дату выдачи подтверждения. Работодатели
за привлечение иностранной рабочей силы
без соответствующего разрешения несут
ответственность. Иностранные граждане,
въехавшие на территорию России и принятые
на работу с нарушением установленных
правил, подлежат выдворению органами
МВД за счет средств работодателя.
В России более 5 млн мигрантов,
из них имеют соответствующий статус около
1,1 млн чел., а более 3 млн человек проживают
нелегально. На нужды, связанные с миграцией,
в бюджете 2012 г. выделено 1,3 млрд руб. На
одного зарегистрированного мигранта
финансирование составляет 717 руб. в год.
Переселенцам выдаются беспроцентные
ссуды, за счет которых они самостоятельно
строят или покупают жилье.[5]
В мировой практике решающую
роль в управлении миграцией играют общественные
организации (работа с мигрантами требует
индивидуального подхода к каждому человеку).
Особенно эффективны общественные организации
самих мигрантов. В Германии общественные
организации осваивают более 80% государственных
средств, выделяемых на обустройство мигрантов.
В 1912 г. на работу в Россию прибыли
242,3 тыс. человек, а выехали на работу за
рубеж 32,5 тыс. чел.; такое соотношение характерно
для высокоразвитых стран. Но многие выезжают
нелегально (по туристическим путевкам,
гостевым приглашениям) в основном в Турцию,
Кипр, Кувейт, Израиль, Корею на работы,
не требующие высокой квалификации.
В СССР внешняя занятость полностью
регулировалась межгосударственными
соглашениями, в то время как сейчас межгосударственные
соглашения о квотировании рабочих мест
за рубежом не заключаются.[18]
Важнейшей целью государственной
политики в сфере труда и занятости является
создание и поддержание атмосферы социального
партнерства. Средством ее достижения
на всех уровнях трудовых отношений служит
коллективно-договорной механизм, который
обеспечивает равноправие сторон, добровольность,
заинтересованность, ответственность
за нарушение соглашений. Функционируют
двух- и трехсторонние комиссии, обеспечивающие
подготовку и заключение соглашений, служба
по урегулированию коллективных трудовых
споров.
Правовым актом, устанавливающим
общие принципы и условия согласованного
проведения социально-экономической политики,
является Генеральное соглашение. Участниками
Генерального соглашения являются три
стороны: Правительство РФ, общероссийские
объединения профсоюзов (иные уполномоченные
работниками общероссийские представительные
органы), работодатели (их объединения),
которым делегированы права на ведение
переговоров и заключение соглашений.
Генеральное соглашение регулирует
социально-трудовые отношения на федеральном
уровне, совместные действия сторон по
их реализации и признается сторонами
обязательным для выполнения. Каждая сторона
после подписания Генерального соглашения
разрабатывает комплекс мер, необходимых
для реализации принятых обязательств.
В течение срока действия Генерального
соглашения стороны принимают все зависящие
от них меры по урегулированию возникающих
трудовых конфликтов.
Содержание Генерального соглашения
определяется Российской трехсторонней
комиссией по регулированию социально-трудовых
отношений на основе предварительных
консультаций между сторонами.
Согласованными направлениями
экономической политики признаны реформирование
налоговой системы, усиление государственной
кредитно-финансовой политики, формирование
сбалансированного бюджета, преодоление
неплатежей, поддержка отечественных
товаропроизводителей на внутреннем и
внешнем рынках.
В области развития социального
партнерства предусматривается соблюдение
прав и гарантий профсоюзной деятельности,
контроль за действием законодательства
о труде, содействие заключению на местах
соглашений и коллективных договоров.
Намечается ратификация конвенций МОТ,
касающихся основных вопросов социальной
политики, регулирования трудовых отношений,
социального партнерства.
Генеральное соглашение ограничивает
уровень безработицы не выше 4,3% в среднем
по Российской Федерации; конкретные меры
по увеличению занятости не фиксируются,
но разрабатываются предложения по смягчению
безработицы.[14]
В целях обеспечения реализации
договоренностей Генерального соглашения
Правительство РФ разрабатывает и утверждает
план мероприятий. Ответственными исполнителями
его являются федеральные органы власти.
Информация о ходе выполнения плана ежеквартально
представляется в Минтруд России, на которое
возложен контроль за реализацией плана.
Минтруд России представляет информацию
о выполнении плана в Российскую трехстороннюю
комиссию по регулированию социально-трудовых
отношений.