Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:35, реферат
Регулирование инновационной деятельности во всех разви¬тых странах мира осуществляется на различных уровнях:
на уровне государства в целом;
на уровне отдельного региона;
на уровне организации, предприятия, фирмы. Важнейшими целями государственного регулирования
Государственное регулирование инновационных процессов.
Регулирование инновационной деятельности во всех развитых странах мира осуществляется на различных уровнях:
на уровне государства в целом;
на уровне отдельного региона;
на уровне организации, предприятия, фирмы. Важнейшими целями государственного регулирования инновационной деятельности выступают:
обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;
повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;
улучшение экологической ситуации в стране;
укрепление безопасности и обороноспособности страны.
В условиях рыночной экономики эти цели достигаются путем обеспечения свободы научного творчества, интеграции научной деятельности и образования, правовой охраны интеллектуальной собственности, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и технологий, всемерного развития международного научного сотрудничества.
Важнейшая форма
государственной поддержки
к приоритетным направлениям государственной
поддержки отнесены: биотехнологии на
основе биоинженерии; атомная и космическая
техника; электронно-ионно-плазменные
технологии; сверхтвердые материалы, мембраны,
катализаторы и др.
Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает государство для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отнести такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном уровне и др.
Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.
К числу правовых
условий, создаваемых государством
для инновационной
Все перечисленные условия способствуют созданию благоприятного инновационного климата, обеспечению приоритета инновационной деятельности.
Новой формой корректировки государственной политики в области создания экономики инновационного типа является образованный Указом Президента РФ от 8 ноября 2001 г. Совет по науке и высоким технологиям при Президенте России.
Основные задачи
Совета: определение приоритетных направлений
государственной научно-технической политики
и мер по ее реализации; экспертиза проектов
федеральных законов
и других нормативных правовых актов,
касающихся этой политики.
Поставлена задача перехода от сырьевой экономики к инновационной. Для этого необходимо создать целостную национальную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда.
20 марта 2002 г.
на совместном заседании
Ее создание требует установления правильного
баланса распределения ресурсов государства
между различными этапами инновационного
цикла «идея – технология – производство
продукции, имеющей платежеспособный
спрос». С этой целью предусматривается
закрыть неэффективные научно-исследовательские
институты и лаборатории, а их фонды использовать
для поддержки малого инновационного
бизнеса. Предусмотрены инвентаризация
научных государственных организаций
и реформа Российской академии наук, в
результате чего будет высвобождена часть
федеральной собственности, а также другие
меры коренного изменения и совершенствования
политики государства в области развития
науки.
11 декабря 2002 г.
распоряжением Правительства
Главной целью государственной
инвестиционной политики в сфере
науки и технологий выступает
создание финансово-экономических условий
для реализации утвержденных Президентом
РФ основ политики в области развития
науки и технологий на период до 2010 г.
и дальнейшую перспективу и приоритетных
направлений развития науки, технологий
и техники Российской Федерации
Достижение поставленной
цели осуществляется на основе интеграции
усилий государства
и предпринимательского сектора экономики,
ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых
механизмов привлечения негосударственного
российского и иностранного капитала
в сферу науки и технологий.
Главным направлением повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по приоритетным направлениям, в соответствии с упомянутым распоряжением Правительства РФ, выступает заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.
Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют федеральные целевые программы в сфере науки и технологий, а также государственная программа вооружения и государственный оборонный заказ.
Формирование федеральных
целевых программ осуществляется на
основе общих принципов, определяемых
Правительством РФ с учетом приоритетов
и целей социально-экономического развития
Российской Федерации, направлений структурной
и научно-технической политики, прогнозов
развития общегосударственных потребностей
и финансовых ресурсов, результатов анализа
экономического, социального и экологического
состояния страны, внешнеполитических
и внешнеэкономических условий, а также
международных договоренностей.
Наряду с указанными общими принципами формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих условий:
обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые научно-исследовательские работы (НИР) – прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – технологии – производство – рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах;
обеспечение концентрации
средств федерального бюджета и
внебюджетных средств на реализацию
приоритетных направлений и адресности
мер стимулирования научно-технической
и инновационной деятельности;
осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета.
В целях воспроизводства и развития материально-технической базы организаций научно-технической сферы предусматривается применение ускоренной амортизации научного оборудования, исходя в том числе из фактора морального старения приборного парка науки.
Основами государственной политики в сфере науки и технологий предусматривается реализация важнейших инновационных проектов государственного значения, которые базируются на научных результатах мирового уровня, полученных при осуществлении исследований по приоритетным направлениям.
Главные цели указанных проектов:
усиление позиций
отечественных
снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь – энергоснабжения);
увеличение доли
продукции высокой степени
повышение эффективности использования сырьевой базы;
обеспечение гибкости производства.
При этом привлекательность
проектов для внебюджетного
Информация о работе Государственное регулирование инновационных процессов