Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:58, реферат
Цель работы – рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере РФ. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов.
2. Проанализировать основы институционального регулирования денежных средств населения РФ: функции, методы, формы.
Введение……………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов.4
1.1. Система цен и тарифов в государстве……………………………………………4
1.2. Государственное регулирование цен и тарифов………………………………...8
Глава 2. Институциональная основа, методы и формы государственного регулирования цен…………………………………………………………………….14
2.1. Институциональная основа государственного регулирования цен…………...14
2.2. Методы и формы государственного регулирования цен………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………………………………...23
2.1. Институциональная
основа государственного
Под государственным регулированием цен понимается вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования посредством прямого и косвенного воздействия на уровни, соотношения и динамику цен в целях реализации выработанной экономической политики страны. Цель государственного регулирования цен заключается в создании условий, при которых должным образом согласуются экономические интересы покупателей, товаропроизводителей и государства. Осуществляя государственное регулирование цен, государство обязано решать целый комплекс задач. Основными задачами являются следующие:
1) защита населения от необоснованного роста цен;
2) обеспечение экономической безопасности страны;
3) регулирование инфляционного роста цен;
4) регулирование и контроль цен на продукцию монополистов;
5) защита отечественных производителей продукции;
6)создание необходимых условий для конкуренции товаропроизводителей и потребителей продукции;
7)поддержание паритета цен на продукцию различных отраслей экономики и групп и видов товаров и услуг.
Исходя из цели государственного регулирования цен и задач, решаемых им, обосновываются масштабы, методы и формы государственного регулирования. Масштабы, методы и формы государственного регулирования цен диктуются интересами общественного развития: усилением эффективности и конкурентоспособности капитала и производства, развитием экономики, науки и техники, повышением благосостояния нации, обеспечением национальной безопасности, места и роли страны в мировом хозяйстве. Эти формы также будут определяться соотношением экономической роли государственного и частного секторов - двух взаимодействующих партнеров в создании национального богатства страны, их вклада в ВВП. Государственное регулирование цен затрагивает все уровни управления экономикой страны: федеральный уровень; региональный и муниципальный уровень; уровень предприятий и организаций. Федеральный уровень предполагает, что управление ценообразованием осуществляется на уровне Российской Федерации в целом. При этом задействована целая система государственных институтов, которые сложились в последнее время. На характер и функциональные особенности этих институтов оказали воздействие два обстоятельства. Во-первых, при формировании государственных институтов, занимающихся процессом ценообразования, был использован положительный опыт советской экономики в области цен. Во-вторых, организация ценообразования и контроль цен в современной экономике России строится на принципах, присущих рыночным отношениям. Государство ответственно за то, чтобы цены не служили причиной деформаций в экономике и не приводили к экономически неоправданному ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, отраслей и сфер экономики. При этом особая ответственность государства находится в области социальных отношений, затрагивающих интересы отдельных личностей и групп населения. Государственное регулирование цен на федеральном уровне распространяется на следующие группы товаров, услуг и работ:
1) природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
2) электроэнергию и тепловую энергию;
3) продукцию ядерно-топливного назначения;
4) операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти;
5) драгоценные металлы и драгоценные камни;
6) протезно-ортопедические изделия;
7) перевозку грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
8) перевозку пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом (за исключением пригородных перевозок);
9) обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
10) услуги почтовой и электрической связи, трансляцию российских и государственных телерадиокомпаний, по списку, утвержденному Правительством России. Следует отметить, что продукция оборонного назначения относится к номенклатуре, по которой государственное регулирование цен на внутреннем рынке России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» осуществляют федеральные органы исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях система регулирования цен построена по типу федерального уровня. Различие состоит лишь в номенклатуре регулируемых товаров, услуг и работ, масштабах и организационном механизме регулирования. Так, государственное регулирование цен на региональном уровне распространяется на следующие группы товаров, услуг и работ:
1) газ для населения и жилищно-строительных кооперативов;
2) электрическую и тепловую энергию, реализуемую населению;
3) топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
4) перевозку пассажиров и багажа видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
5) оплату населением жилья и коммунальных услуг;
6) услуги систем водоснабжения и канализации;
7) торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения;
8) услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством России;
9) ритуальные услуги.
В организациях и на предприятиях цены формируются, как правило, на основе рыночных отношений. Причем подавляющее большинство организаций сами формируют цены, исходя из требований рынка. Поэтому все риски неэффективного ценообразования они берут на себя. Однако и для этих организаций государство, применяя особую систему методов, определяет условия формирования цен. Известно, что рынок обладает механизмом саморегулирования. Но, как уже отмечалось, на практике он редко является независимым от вмешательства со стороны государства. Однако вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования носит не случайный характер. Такое вмешательство строго регламентировано законодательно-нормативными актами государства. В основном законе страны - Конституции Российской Федерации - определено, что основы ценовой политики страны находятся в ведении Российской Федерации. Конституционные принципы государства обеспечивают формирование всего блока законодательных норм в сфере ценообразования как на федеральном, так и на других уровнях управления. Государство посредством различных органов управления формирует такую систему ценового администрирования, которая позволяет ему в соответствии с Конституцией использовать различные средства, механизмы и инструменты для создания эффективной системы ценообразования. Основным документом, определяющим полномочия Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования цен, является Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Во исполнение этого Указа принято Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Указанным постановлением определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время в России функционирует орган, созданный в 2004 г. специально для правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроля их применения, Федеральная служба по тарифам (ФТС). Данный орган наделен полномочиями по разработке методических указаний (методик) в области ценообразования, определения регламента (порядка) рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), установления (утверждения, регистрации) цен и тарифов (в том числе предельных) на отдельные группы товаров и услуг, осуществления контроля цен (тарифов) и др.
2.2. Методы и формы государственного регулирования цен
Решая экономические, политические, социальные и другие задачи, государство пытается воздействовать на спрос и предложение, используя различные методы, как ценовые, так и неценовые. Порядок и методы регулирования цен в РФ определены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Методы государственного регулирования цен условно можно разделить на метод прямого (ценового) воздействия на цены и метод косвенного (неценового) воздействия на цены. Метод прямого (ценового) воздействия государства на цены это административное вмешательство государственных органов исполнительной власти в формирование и применение цен, и установление определенных правил и порядка ценообразования. Используя метод прямого (ценового) воздействия на цены, государство непосредственно влияет на ценообразование либо через установление уровня цен, либо через формирование отдельных элементов цены. В составе прямого (ценового) метода можно выделить следующие основные формы прямого воздействия государства на процесс ценообразования:
1) установление фиксированных цен;
2) установление предельных цен;
3) установление предельного уровня рентабельности;
4) установление предельных размеров посреднических надбавок (включая надбавки розничной торговли);
5) декларирование (регистрация) цен и др.
Более подробно остановимся на характеристике каждой из форм прямого воздействия государства на процесс ценообразования в России. Установление фиксированных цен. Фиксированная цена - это регулируемая цена на определенные виды товаров и услуг, устанавливаемая органами власти в твердо выраженной величине (рублях). Товары и услуги, на которые установлена фиксированная цена (тариф) должны реализовываться именно по такой цене (тарифу). Пример применения фиксированных цен в России - тарифы на перевозку пассажиров в железнодорожном транспорте. Установление предельных цен. Предельная цена - это регулируемая цена на определенные виды продуктов, устанавливаемая органами власти по верхнему либо нижнему пределам, а также в виде «коридора» цен. Предельные цены могут быть либо максимально допустимыми (предельно высокие цены), либо минимально допустимыми (предельно низкие цены). Товары, на которые распространяется порядок предельных цен, должны реализовываться по цене не выше (предельно высокие цены) либо не ниже (предельно низкие цены) установленного предела. Цель установления предельно высоких цен - недопущение необоснованного завышения цен на отдельные группы и виды товаров и услуг, в первую очередь, относящихся к социально значимым товарам и услугам (к примеру, отпускные цены производителей на лекарственные средства). Кроме того, введение предельно высоких цен способствует предотвращению инфляционных процессов. Цель установления предельно низких цен - это защита добросовестных отечественных производителей продукции, во-первых, от конкурирующих импортных товаров, во-вторых, от недобросовестных отечественных производителей, выпускающих контрафактную либо неучтенную продукцию. Помимо этого установление предельно низких цен направлено на защиту малого (а зачастую и среднего) предпринимательства от крупных организаций и организаций-монополистов. В качестве примера установления предельно низких цен в России можно привести цены на алкогольную продукцию. Установление «коридора» цен предполагает введение одновременно предельно высоких и предельно низких цен. Так, в России на федеральном уровне установлен «коридор» тарифов на электрическую энергию. Максимальный уровень тарифов в этом «коридоре» определен в размере полной стоимости электрической энергии, а минимальный - в размере 50% ее стоимости. Установление предельного уровня рентабельности. Предельный уровень рентабельности - это максимальный размер рентабельности, устанавливаемый органами власти (федеральными, региональными и муниципальными), который может быть заложен в цены на определенные товары, услуги и работы. Предельный уровень рентабельности устанавливается, как правило, в процентах к полной себестоимости товара (услуги, работы). Используя данный метод прямого регулирования, государство ограничивает долю прибыли в составе цены. Уровень цены при этом формирует непосредственно производитель на основе учета рыночных факторов. Однако доля прибыли в цене не должна превышать предельного уровня рентабельности, установленного органами власти. Цель данного метода сдерживание роста цен на отдельные группы продукции, определенные государством. Наиболее распространенная сфера применения государственного регулирования цен посредством установления предельного уровня рентабельности - ценообразование на продукцию организаций-монополистов. Установление предельных размеров посреднических надбавок (включая надбавки розничной торговли). Предельный размер посреднических надбавок - это максимальный уровень посреднической надбавки, устанавливаемый органами власти (федеральными, региональными и муниципальными), как правило, в процентах к отпускной цене. Чаще всего данный способ регулирования применяется для сдерживания необоснованного завышения цен на социально значимые товары. Кроме того, это способствует более справедливому соотношению вклада производителя и посредника (посредников) в цене для конечного потребителя. Декларирование (регистрация) цен - это обязательное представление хозяйствующими субъектами в государственные (федеральные и региональные) и муниципальные органы власти сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен на отдельные виды продукции для заявительной регистрации. Органы власти вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации. Продукция, на которую введено обязательное декларирование, реализуется по цене не выше декларируемой с момента регистрации цены. Виды продукции, подлежащей декларированию, определяются решением органов исполнительной власти. Как правило, к ним относится продукция организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. Кроме того, декларирование цен является механизмом контроля цен на продукцию организаций-монополистов с целью профилактики их неоправданного повышения. Помимо вышеперечисленных прямых методов к государственному регулированию цен относится и ряд других методов: замораживание цен, установление предельных коэффициентов изменения цен, установление рекомендательных цен, установление паритетных цен и др. Метод косвенного (неценового) воздействия государства на цены - это вмешательство государственных органов исполнительной власти не непосредственно в процесс ценообразования, а через систему факторов, косвенным образом влияющих на цены. В составе косвенного (неценового) метода можно выделить следующие основные формы косвенного воздействия государства на процесс ценообразования, основанные на использовании различных частей (элементов) экономической политики государства:
1) денежно-кредитной;
2) бюджетной;
3) налоговой;
4) тарифной;
5) амортизационной;
6) учетной;
7) инвестиционной;
8) внешнеторговой;
9) валютной;
10) в сфере оплаты труда и др.
Помимо использования различных частей (элементов) экономической политики государства, в состав косвенного (неценового) метода включаются также система стандартизации, квотирования, лицензирования и др. В рыночной экономике приоритетным является именно косвенный (неценовой) метод государственного регулирования цен.
Заключение
Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики. В соответствии со статьей 71 (пункт "ж") Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации; Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации; Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Бункина М.К,.Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие.. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 2008.
2. Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2008.
3. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2007.
4. Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь.. Издательство “Дело”. Москва 2007.
5. Учебник по основам экономической теории (экономика) . В. Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС” , 2006 г.
6. Макроэкономика (основы экономической политики) . Бункина М. К., Семенов В. А., АО “ДИС” , 2006 г.
7. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В. М. Власовой, Финансы и статистика, 2006 г.