ВВЕДЕНИЕ
При всем многообразии подходов к определению
понятий "политика", "политическое"
они неизменно опираются на две основные
категории - "государство" и "власть".
Политическая власть осуществляется через
особые институты, которые образуют политическую систему общества и среди которых центральным
является государство. С первых и до последних дней своей жизни
человек в большей или меньшей степени
зависит от государства, призванного защищать
его права и безопасность, но взамен требующего
от него соблюдения многочисленных, подчас
весьма обременительных норм и правил. Термин
управление стал универсальным средством
характеристики определенного вида деятельности,
т.е. совокупности действий, совершаемых
ради достижения соответствующих общественно
значимых целей. В самом широком смысле
управление означает руководство чем-либо
(или кем-либо). В подобном понимании оно
трактуется и в наши дни. Однако ограничиться
такой констатацией недостаточно. Возникает
потребность раскрытия содержания этого
руководства, его функционального значения.
1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ Государство - одно из самых совершенных,
сложных и противоречивых созданий человеческой
цивилизации. История термина "государство"
показывает, что его следует рассматривать
как конкретное, привязанное к исторической
эпохе понятие и относить исключительно
к современному государству. В настоящее
время термин также в зависимости от контекста
может иметь различный смысл. Во-первых,
в узком смысле слова государство идентифицируется
с представительными и исполнительно-распорядительными
органами политической власти, а также
с системой правовых норм, определяющих
их функционирование. Во-вторых, этот термин
употребляется для обозначения отношений
политической власти, т.е. отношений господства
и подчинения между различными группами
граждан, между органами власти (например,
парламентом и правительством), а также
между органами власти и общественными
организациями. В-третьих, в обыденной
речи термин "государство" зачастую
употребляется как синоним понятий "страна",
"общество". Такая многозначность
термина "государство" не случайна.
Она вытекает из сущности государства
не только как классовой, но и как универсальной
организации, призванной обеспечивать
целостность общества. Эта многозначность
обусловлена и самой организацией государства,
в структуру Исследование функций государства
является детальным изучением вопроса
о его сущности, общественной роли. Функции
отражают главные направления деятельности
государства по выполнению им своего предназначения.
В функциях государства и проявляется
его сущность. В самом общем виде государство
выполняет две основные функции: посредническую
и функцию управления. Посредническая
функция прямо связана с природой государства
как орудия регулирования противоречий
и конфликтов, которые возникают в обществе,
разделенном на социальные группы. Социальные
конфликты могут быть урегулированы лишь
с помощью общественной силы, возвышающейся
над частными интересами различных социальных
групп. В качестве таковой и выступает
государство. Его посредническая роль
состоит в том, что властвующая политическая
группа ищет формулы компромисса между
конфликтующими сторонами. Предлагая
и навязывая такие решения, которые в основном
удовлетворяют конфликтующие стороны,
государственная власть стремится предотвратить
опасность прямого столкновения между
ними. Понятно, что в ходе выполнения данной
функции государство в конечном счете
разрешает конфликты в интересах социальных
групп, занимающих господствующее положение
в обществе. Однако оно при этом вынуждено
в той или иной мере ограничивать претензии
противостоящих сторон. В некоторых случаях
правящая группа ставит господствующие
социальные силы перед необходимостью
соглашаться с не устраивающими их решениями,
если в конкретный момент такие условия
компромисса обладают значительной поддержкой
масс. При подобных обстоятельствах правящая
группа идет на существенные уступки со
стороны своего слоя ради общих интересов,
во имя сохранения основ социальной системы
и целостности общества и государства. Наряду
с посредническими функциями в отношениях
между господствующими и подчиненными
социальными группами, властвующая группа
вынуждена также выступать в качестве
арбитра и в конфликтах между различными
своими частями. Правящая группа не есть
некий монолит, она имеет достаточно сложную
внутреннюю структуру. Между различными
составляющими этой группы могут возникать
достаточно острые противоборства. Как
и конфликты с массами, эти столкновения
могут оказаться столь же или даже еще
более опасными как для самих правящих
групп, так и для общества в целом. Поэтому
дальновидные властвующие группы стремятся
восстановить свое единство, используя
для этого всевозможные средства вплоть
до принуждения. Посредническая функция
государства не ограничивается урегулированием
внутренних социальных конфликтов. На
государственную власть возложена обязанность
разрешать внешние конфликты, обеспечивать
развитие отношений с зарубежными странами.
Умение правящей политической группы
обеспечивать укрепление обороны страны,
повышение ее безопасности, развитие международных
отношений является столь важным, что
она может усилить или потерять свою власть
в зависимости от успеха или неуспеха
в этом деле. Еще более важное значение
посредническая функция имеет для обеспечения
внешних условий жизнедеятельности страны,
поддержания и укрепления целостности
общества, ибо внешние конфликты чреваты
не только ослаблением государства, но
и прекращением его физического существования. Функция
управления состоит в регулировании хода
дел в стране в целом, в более или менее
эффективном контроле за выполнением
определенных видов деятельности, необходимых
для сохранения и развития общества как
целого. В любом обществе имеются проблемы,
связанные с обороной, экономикой, использованием
природных ресурсов, производством продуктов
питания, развитием здравоохранения, образования,
социального обеспечения, судопроизводства
и т.д. Задачей государства является воздействие
на общественную систему в целом и отдельные
ее элементы с целью разрешения этих проблем
или смягчения их остроты. Функция управления
не менее важна для нормального развития
общества, чем регулирование социально-классовых
отношений. От того, с какой эффективностью
она выполняется, зависят общественная
стабильность и престиж правящих политических
групп. Итак, государство как основной
институт политической системы выполняет
две главные функции - посредническую
и функцию управления. Обе они находят
свое выражение в деятельности по регулированию
государства как своих внутренних, так
и внешних проблем. Анализ содержания
этих двух функций показал, что их можно
расчленить на ряд более узких по своему
характеру и содержанию. В отечественной
политологической и правоведческой литературе
все они, как правило, подразделяются на
внутренние и внешние функции государства.
К внутренним относятся: защита существующего
способа производства, регулирование
социальных отношений, хозяйственной
деятельности, охрана общественного порядка
и другие. Внешние функции составляют:
обеспечение целостности, безопасности
и суверенитета страны, защита интересов
государства на международной арене, развитие
взаимовыгодного сотрудничества с другими
странами, участие в решении глобальных
проблем человечества и другие.
2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РФ: ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ
Система государственной власти РФ включает
в себя, согласно ст.10 Конституции, федеральные
органы трех самостоятельных ветвей власти
- законодательной, исполнительной и судебной,
территориальные органы федеральной власти,
а также законодательные (представительные),
исполнительные и судебные органы субъектов
Российской Федерации. Государственную власть в Российской
Федерации осуществляют Президент Российской
Федерации, Федеральное Собрание (Совет
Федерации и Государственная Дума), Правительство
Российской Федерации, суды Российской
Федерации. Государственную власть в субъектах
Российской Федерации осуществляют образуемые
ими органы государственной власти. Разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
осуществляется Конституцией, федеративным
и иными договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий. Президент РФ Главой
Российского государства и исполнительной
ветви власти является Президент РФ. По
Конституции 1993 г. он получил чрезвычайно
широкие полномочия по сравнению с Конституцией
РФ образца 1978 - 1992 гг. В качестве главы
государства (ст.80) он является гарантом
Конституции Российской Федерации, прав
и свобод человека и гражданина. В установленном
Конституцией Российской Федерации порядке
он принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти. Президент
РФ в соответствии с Конституцией РФ и
федеральными законами определяет основные
направления внутренней и внешней политики
государства, как глава государства представляет
Российскую Федерацию внутри страны и
в международных отношениях. Президент
Российской Федерации избирается на четыре
года гражданами Российской Федерации
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Президентом РФ может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в России не менее
10 лет. Президент Российской Федерации
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии
против России или непосредственной угрозы
агрессии он вводит на территории России
или в отдельных ее местностях военное
положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. При обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным конституционным
законом, он вводит на территории России
или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Президент РФ решает вопросы гражданства
Российской Федерации и предоставления
политического убежища; награждает государственными
наградами РФ, присваивает почетные звания
РФ, высшие воинские и высшие специальные
звания; осуществляет помилование; издает
указы и распоряжения, которые обязательны
для исполнения на всей территории РФ,
но не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам. Законодательная
власть Представительным и законодательным
органом Российской Федерации является
по Конституции 1993 г. Федеральное Собрание - Парламент РФ, - которое
состоит из двух палат - Совета Федерации
и Государственной Думы. В Совет Федерации
входят по два представителя от каждого
из 89 субъектов Федерации - руководители
законодательной и исполнительной власти. К
ведению Совета Федерации относятся: -утверждение
изменения границ между субъектами Российской
Федерации; -утверждение указов Президента
РФ о введении военного или чрезвычайного
положения; -решение вопроса о возможности
использования Вооруженных Сил Российской
Федерации за пределами территории РФ; -назначение
выборов Президента РФ; -отрешение Президента
РФ от должности; -назначение на должность
судей Конституционного суда РФ, Верховного
суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; -назначение
на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора РФ, заместителя
Председателя счетной палаты и половины
состава ее аудиторов. К ведению Государственной
Думы относятся: дача согласия Президенту
РФ на назначение Председателя Правительства
РФ, решение вопроса о доверии Правительству
РФ, государственное управление российское
общество, назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Центрального
банка РФ; назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов; назначение
на должность и освобождение от должности
Уполномоченного по правам человека, действующего
в соответствии с федеральным конституционным
законом; объявление амнистии; выдвижение
обвинения против Президента РФ для отрешения
его от должности. Государственная Дума
принимает постановления по вопросам,
отнесенным к ее ведению Конституцией
РФ, большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы, если
иной порядок принятия решений не предусмотрен
Конституцией РФ.
Исполнительная власть Исполнительную власть в Российской
Федерации непосредственно осуществляет
Правительство РФ, состоящее из Председателя,
его заместителей и ряда федеральных министров.
Оно издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение. Председатель
Правительства РФ назначается Президентом
РФ с согласия Государственной Думы и
организует его работу, временно исполняет
обязанности Президента РФ, когда тот
не в состоянии их выполнять. В систему
федеральных органов исполнительной власти
входят министерства РФ, государственные
комитеты РФ, федеральные комиссии России,
федеральные службы России, российские
агентства, федеральные надзоры России,
иные федеральные органы исполнительной
власти. Состав и структура органов федеральной
исполнительной власти постоянно совершенствуются. Судебная
власть Также, как и две другие власти -
законодательная и исполнительная, - самостоятельной
и независимой является и судебная власть. Судьи
независимы и подчиняются только Конституции
РФ и федеральному закону, несменяемы
и неприкосновенны. Финансирование судов
производится только из федерального
бюджета и должно обеспечивать возможность
полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с федеральным
законом. Установленные Конституцией РФ
и законами полномочия органов судебной
власти присущи только этой ветви власти,
и ни один орган других ветвей власти не
имеет права вторгаться в его компетенцию.
Судебная деятельность - одна из форм государственной
деятельности. Но судебная власть отличается
от законодательной и исполнительной
тем, что обеспечивает законность своими,
присущими только ей методами и действует
в особом порядке. Конституционный Суд Российской Федерации
состоит из 19 судей. По запросам Президента
Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, одной пятой членов
Совета Федерации или депутатов Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации
и Высшего арбитражного суда Российской
Федерации, органов законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ он
разрешает дела о соответствии Конституции
Российской Федерации: а) федеральных законов,
нормативных актов Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а
также законов и иных нормативных актов
субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к
ведению органов государственной власти
субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
договоров между органами государственной
власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных
договоров РФ. Конституционный суд РФ
разрешает споры о компетенции: а) между
федеральными органами государственной
власти; б) между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ; в) между высшими государственными
органами субъектов РФ. Конституционный
суд Российской Федераций проверяет конституционность
закона по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан, по запросам судов.
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, органов законодательной
власти субъектов Российской Федерации.
В его функцию входит также и толкование
Конституции РФ. Акты или их отдельные
положения, признанные КС неконституционными,
утрачивают силу: не соответствующие Конституции
Российской Федерации международные договоры
Российской Федерации не подлежат введению
в действие и применению. Верховный Суд
Российской Федерации является высшим
судебным органом по гражданским, уголовным,
административным и иным делам, подсудным
судам общей юрисдикции, осуществляет
в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики. Высший
арбитражный суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по разрешению
экономических споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной
практики.
3. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Муниципальное самоуправление имеет большое значение
для поиска новых моделей управления обществом,
формирования новой российской государственности,
где пирамида формирования и удовлетворения
потребностей принципиально перевернута:
не государство определяет то, что нужно
местному сообществу и в каком объеме,
а само население посылает импульсы-требования
к местной власти, а она, в свою очередь,
- государству. Суть в том, что полномочия
по определенным предметам ведения должны
исполняться на максимально приближенном
к населению уровне власти, где может быть
достигнута относительная замкнутость
цикла оказания услуг. Поэтому именно
местное самоуправление, являясь властью
местного сообщества, может реализовать
эту идею, в силу знания местных условий,
интересов совместного проживания и хозяйствования,
а также подконтрольности его органов
власти населению. Являясь властью специфической,
производной от государственной, местное
самоуправление имеет два вида полномочий:
собственные и переданные государством.
В то же время содержание управленческой
деятельности органов местного самоуправления
имеет двойственную природу. Она включает
в себя как вопросы общего взаимодействия
органов местного самоуправления с хозяйствующими
субъектами разных форм собственности,
действующими на территории муниципального
образования, так и регулирование хозяйственных
отношений для муниципальных предприятий,
учреждений и организаций. В основе управленческой
деятельности органов местного самоуправления
лежит удовлетворение или реализация
общественных (коллективных) интересов
и потребностей местного сообщества. Поэтому
основным видом деятельности органов
местного самоуправления является подчинение
деятельности предприятий, организаций
и учреждений муниципальной и иных форм
собственности, расположенных на территории
муниципального образования, удовлетворению
общественных (всеобщих) интересов граждан.
Чем богаче и благополучнее будут эти
хозяйствующие субъекты, тем полнее будет
местный бюджет, а отсюда - наиболее полно
будут удовлетворяться нужды местного
населения. При этом целью органов местного
самоуправления является не только координация
(регламентация) хозяйственной деятельности
этих субъектов, но и создание благоприятных
условий, в которых она протекает. В настоящее
время в связи развитием местного самоуправления
все возрастает роль муниципального управления,
как особого типа управленческой деятельности,
основанного на муниципальном праве и,
в то же время, научной дисциплины, носящей
междисциплинарный характер. Понятие
"муниципальное управление" появилось
в российской науке сравнительно недавно
и в настоящее время находится в стадии
становления. Муниципальное управление
- "это деятельность органов местного
самоуправления, направленная на удовлетворение
общественных интересов.." Субъектами
муниципального управления являются органы
местного самоуправления, объектом - муниципальное
образование, главной целью - удовлетворение
коллективных интересов и потребностей
местного сообщества. Муниципальном управлении,
включает в себя и менеджмент, и маркетинг
территории, и стратегическое планирование
и координацию деятельности всех субъектов,
расположенных на территории муниципального
образования с целью удовлетворения коллективных
интересов и потребностей местного сообщества. В
настоящее время преждевременно говорить
о сложившемся местном самоуправлении.
В каждом конкретном регионе, муниципальном
образовании существуют специфические
проблемы, тормозящие процесс развития
местного самоуправления. Наиболее распространенными
проблемами являются: отсутствие единой
концепции развития данного явления на
федеральном уровне; отсутствие полной
нормативно-правовой базы на уровне субъектов
РФ и в муниципалитетах, либо еЈ несоответствие
нормам федерального законодательства;
финансово-экономические; организационные;
кадровые; информационно-методические
проблемы; а также пассивность самих граждан,
большинство из которых просто не знает,
что такое местное самоуправление; и другие
проблемы. А также местное самоуправление
пока еще больше востребовано государством
для управления своими нижними этажами,
а не населением. Поскольку местное самоуправление
в своем развитии ещЈ не достигло того
состояния, которое заложено в первой
части его определения в Федеральном законе
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
- "самостоятельная и под свою ответственность
деятельность населения непосредственно..",
то на современном этапе применительно
к уровню муниципальных образований опять
же было бы целесообразно говорить о муниципальном
управлении, осуществляемом органами
местного самоуправления. Основными целями управления муниципальным
образованием, на наш взгляд, являются:
во-первых, налаживание партнерских отношений
между органами местного самоуправления
и органами государственной власти, частным
капиталом и населением; во-вторых, организация
защиты социально-экономических интересов
жителей муниципального образования;
в-третьих, согласование интересов различных
субъектов, расположенных на территории
муниципального образования; создание
условий для их жизнедеятельности; в-четвертых,
привлечение самих граждан и их объединений
к управлению и финансированию программ
развития территории; в-пятых, эффективное
использование местных ресурсов; и, наконец,
формирование местной инфраструктуры,
достаточной для нормального функционирования
и развития территории. В идеале эффективное
муниципальное управление должно привести
к самодостаточности территории. Но пока
об этом говорить сложно ввиду дотационности
большинства муниципальных образований
в России, да и мировая практика подтверждает,
что даже в странах развитых демократий
муниципалитеты получают финансовую поддержку
из государственного бюджета. В связи
с этим основными задачами муниципального
управления, на наш взгляд, прежде всего,
являются следующие: 1) создание и развитие
местного хозяйства как совокупности
предприятий, организаций, учреждений
различных форм собственности; 2) координация
их деятельности и объединение их общими
социально-экономическими интересами
в целях наиболее полного удовлетворения
общественных интересов и потребностей;
3) создание благоприятных условий для
формирования достаточной инфраструктуры,
в том числе и для комплексного социально-экономического
развития территории; 4) разработка прогнозов
развития муниципального образования
в целом, так и входящих в его состав населенных
пунктов; 5) образование единого экономического,
социального, культурного, информационного
пространства; 6) учет сочетания различных
факторов производства, необходимых для
осуществления хозяйственной деятельности;
7) обеспечение достаточных доходов и соответствующего
им уровня удовлетворения потребностей
людей в жизненных благах; 8) привлечение
непосредственно населения к процессу
управления муниципальным образованием,
финансированию социально-экономических
программ развития территории и другие.
Специфика управленческой деятельности
на уровне муниципальных образований
ставит в повестку дня вопрос о подготовке
нового поколения управленцев, отвечающих
современным профессиональным требованиям,
способных работать в новых условиях,
находить оптимальные решения в различных
ситуациях, брать на себя ответственность.
Муниципальный менеджер, по мнению автора,
- это профессионально подготовленный
сотрудник, в чьем ведении находятся вопросы
по управлению, знающий все параметры
и особенности стратегического развития
муниципального образования, способный
обеспечить эффективное функционирование,
устойчивое развитие муниципального образования
в целом, либо какого-то отдельного подразделения,
аккумулировать потенциал других людей,
творческую энергию всего населения и
их групп, координировать их деятельность
для достижения целей муниципального
образования и местного самоуправления
в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Президент Российской Федерации следующим
образом раскрывает значение введения
полномочного представителя в федеральном
округе: «Суть этого решения - не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается
или преподносится, а в укрупнении структур
президентской вертикали в территориях.
Не в перестройке административно - территориальных
границ, а в повышении эффективности власти.
Не в ослаблении региональной власти,
а в создании условий для упрочения федерализма».
Введение института полномочных представителей
Президента в федеральном округе явилось
оптимальным решением вопроса о поиске
форм и методов управления системой федеративных
отношений. Не меняя Конституции, на ее
базе начат процесс упорядочения управления
государством по всей вертикали власти. Институт
полномочных представителей Президента
РФ в федеральных округах, доказав свою
востребованность и политическую жизнеспособность,
является важной составляющей реформирования
системы государственной власти и управления
современной России, причем в процессе
оптимизации деятельности института его
политическая роль в перспективе будет
возрастать, внося определенные коррективы
в его институционализацию, сущность,
направления, формы и методы работы. В
ходе прохождения практики был изучен
«конечный» механизм власти Президента
в регионах – деятельность службы Главного
федерального инспектора в Курганской
области, а именно – советника по социальным
вопросам и приоритетным национальным
проектам. Он является необходимым звеном
в осуществлении Президентом своих конституционных
полномочий, осуществляя свою деятельность
непосредственно в регионе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Авджян Г. Государственное управление в России: проблемы и перспективы
развития // Власть. 2001. № 11. 2.Голубева С.Э., Ершов Ю.Г.
Основные проблемы и принципы реформирования
государственной службы в Российской
Федерации // Государственная и муниципальная
власть региона: институциональное устройство,
управление, кадры: Материалы региональной
научно-практической конференции. Челябинск,
2002.
3Кирпичников
В., Барганджия Б. Формирование эффективной
системы власти и управления в рамках
действующей Конституции России // Федерализм.
2001. № 1.
4.Комаровский В., Морозова Е. Что мешает
продвижению административной реформы
в России? // Власть. 2006. № 4.
5.Орлов А. Основные направления противодействия
политической коррупции в России // Власть.
2008. № 10.
6.Павроз А.В. Электронное правительство
и современные административные реформы
// Политическая наука. 2008. № 2.