Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:53, курсовая работа
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный строй общества.
ВВЕДЕНИЕ. 3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ. 6
1.1. Сущность малого предпринимательства. 6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России. 12
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России. 17
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 19
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства. 19
2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства. 21
2.3. Направления государственного регулирования малым предпринимательством. 23
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 29
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. 29
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства. 33
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
БИБЛИОГРАФИЯ. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий. 40
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Однако результаты данной стратегии далеки от ожидаемых. Главная проблема заключается в отсутствии тенденций экономического роста в ответ на действия государственных органов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательство. Это отмечают многие экономисты. Тот факт, что в России на государственном уровне не обеспечивается необходимых последовательных мер, способных изменить положение дел в сфере развития предпринимательства и малого бизнеса к лучшему, вряд ли сегодня вызывает сомнения. Как первая, так и вторая, и, фактически, несостоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ не изменило неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий. Опросы предпринимателей показывают, что, невзирая на все программы поддержки, удовлетворение работой государственных органов они не испытывают. Представители бизнеса ощущают слой чиновников как чуждый и враждебный элемент, социологи отмечают высокую конфликтность их взаимоотношений. Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования, а сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным - от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого бизнеса в ответ на финансовые вложения. Однако логично предположить рост просроченной задолженности по выданным кредитам, что и наблюдается со всей очевидностью.
В ходе анализа реализованных и планируемых программ поддержки малого предпринимательства различного уровня выявляются несогласованность заявленных целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев. Искомые результаты Федеральной программы поддержки малого предпринимательства - это количественное увеличение зарегистрированных малых предприятий, которое должно превысить 1млн. Удельный вес занятых на малых и индивидуальных предприятиях, действующих без образования юридического лица достигнет 20% экономически активного населения. Для достижения таких целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе - на уровне 8 % в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14 - 15%.
Однако достижение таких результатов еще не означает создание системы предпринимательства, способствующего повышению эффективности управления, росту производительности труда и макроэкономических показателей, снижению социальной напряженности.
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть основано на четком выделении субъекта предпринимательства. Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и социальное. Предприниматель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. При этом социально-экономические коммуникации могут быть основаны на использовании других людей, манипулировании людьми как средством для достижения утилитарной цели, либо - на вовлечении других в свой модус утилитарности, создании отношений "полезных" не только для предпринимателя, но и для социума. Мифологическое мышление абсолютизирует крайние точки данных социальных ролей. Это приводит к появлению двух основных мифов: мифа о "ненастоящем" или "плохом" предпринимателе, который нарушает законы, не платит налоги и социально вреден, и миф о "настоящем" предпринимателе, который создает рабочие места и эффективные модели управления. Однако именно общество поддерживает доминирующие модели социально-экономических коммуникаций. Общество с развитыми гражданскими институтами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.
Для того чтобы не допустить развитие и закрепление дисфункциональных моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия для:
- морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности;
- согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов;
- легитимации частной собственности и отделения собственности от власти;
- создания механизмов институционализации и эффективного функционирования сложноструктурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества);
- создания институтов корпоративного управления;
- создания эффективного института банкротства.
Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.
Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.
Между тем ни федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами. Развитие малого предпринимательства в 2004-2005 гг. в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.
Совершенно очевидно, что в современных условиях в России необходима стройная система мер государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Черданова Л. Н. «Основы экономики и предпринимательства» - М.: Профиздат 2005г.
18. Афанасьева Т. П. «Основы предпринимательской деятельности» - М.: КОНСЭКО 2004г.
19. Борохов В. Б. «Основы рыночной экономики и предпринимательства» - М.: ИРПО 2006г.
20. Жеделева В. В. «Экономика предприятия» - М.: ИНФРА 2004г.
21. «Основы предпринимательства, словарь-справочник» - М.: изд. Луч-2. 2006г.
22. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М, 2004 г.
23. В.Блюменфельд «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007 г.с. 57-68
24.Ю.А.Львов «Основы экономики и организации бизнеса» - Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. с.132-140
25.Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.с.3
26. Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2001. с. 15-31
28. Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г. с.8
29. Налоги и налогообложение. Учебник для ВУЗов. Под ред. Романовского М.В. Сп-б.:ПИТЕР - 2000 г.с. 230-257
30. Новости малого бизнеса №41 от 12.10.2007.с. 11
31. Гражданский кодекс РФ.
32. Налоговый кодекс РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий.*
Группы регионов по уровню развития МП |
Регионы |
Число регионов |
Регионы с положительной тенденцией развития МП |
Москва, Санкт-Петербург, Камчатская и Магаданская области |
4 |
Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста в секторе МП) |
Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области, Республика Дагестан |
5 |
Регионы со средним уровнем развития МП (с тенденцией к снижению динамики развития в нем) |
Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская области, Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская области, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область |
31 |
Регионы с изначально низким уровнем развития МП (регионы-аутсайдеры) |
Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская обл., Еврейская автономная область, Ивановская обл., КБР, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская обл., Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Саха, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская обл., Чувашская республика |
39 |
Целевая программа «Развитие сельского хозяйства Московской области»
Паспорт
Наименование Программы |
Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Московской области на 2008 - 2012 годы» (Далее Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 14.07.2007 №446 |
Государственный заказчик - |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области в части поэтапной реализации программных мероприятий и оперативного контроля за их выполнением; центральные исполнительные органы государственной власти Московской области - в части реализации мероприятий областных целевых программ и программ Правительства Московской области, направленных на развитие производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, подготовки и использования трудовых ресурсов; муниципальные образования Московской области; сельскохозяйственные потребительские кооперативы, организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства и зарегистрированные в Московской области (далее - сельхозтоваропроизводители), в порядке, утверждаемом Правительством Московской области; научно-исследовательские и информационно-консультационные организации, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства (по согласованию); организации перерабатывающей промышленности и торговли осуществляющие деятельность на территории Московской области |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области |
Цели Программы |
устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов |
Задачи Программы |
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая стоимость Программы на период с 2008 по 2012 год составляет 35676,06 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 14084,66 млн. рублей, из бюджета Московской области - 15752,88 млн. рублей, внебюджетные средства 5838,52 млн. рублей |
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы |
Повышение уровня и качества жизни сельских жителей, достижение среднего уровня рентабельности по отрасли не менее 10%, обеспечение продовольственной безопасности и увеличение доли отечественных сельхозпродуктов на продовольственном рынке, увеличение используемых площадей сельскохозяйственных угодий, повышение производительности труда в сельском хозяйстве |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за исполнением настоящей Программы осуществляется Правительством Московской области, государственным заказчиком Программы и иными уполномоченными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законами Московской области и Правительством Московской области. |
Информация о работе Государственное управление развитием малого предпринимательства