Государственной регулирование аграрной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово- кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………….5
1.1 Значение агропромышленного комплекса страны ………………………..5
1.2 Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК …..13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА …………………………………………19
2.1 Нормативно-правовое регулирование АПК Российской Федерации …...19
2.2 Формы, методы и инструменты государственного воздействия на агропромышленное производство …………………………………………….23
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Подлевских А.С..docx

— 82.39 Кб (Скачать файл)

Не обоснованы и модели сельскохозяйственных организаций и К(Ф)Х с указанием оптимального набора техники, технологии, оборотных средств, персонала и возможных производственных показателей в зависимости от специализации, площади сельскохозяйственный угодий, почвенно-климатических условий. На базе данных моделей могут быть разработаны различные варианты бизнес-планов, в которых указаны необходимые вложения и сроки их окупаемости, другие сведения. Наличие таких моделей и бизнес-планов способствовало бы притоку инвесторов и высококвалифицированных кадров в отрасль, решению иных актуальных проблем. Подготовку данных проектов мог бы осуществить Минсельхоз России совместно с научными учреждениями.

Чтобы эффективно хозяйствовать на селе, недостаточно произвести продукции много и недорого, её нужно еще выгодно продать. Изучение мнений потенциальных инвесторов по этому поводу показывает, что привлекательным  аграрный   сектор  может стать лишь при условии, если он обеспечивает уровень рентабельности в 30% (с учётом рисков и постоянного роста цен на ресурсы, закупаемые хозяйствами). В связи с монопольным положением закупщиков соблюдение этого условия весьма затруднительно.

Не секрет, что в большинстве своем отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители лишены возможности свободно продавать свою продукцию на потребительских рынках крупных городов. Связано это с коррумпированностью этих рынков. Разрекламированные меры обеспечения доступа на рынки российских фермеров и других производителей отечественной продукции во многом носят формальный характер. Развязать этот узел можно при условии передачи потребительских рынков в Москве и Санкт-Петербурге в аренду регионам, а в региональных центрах – соответствующим районам. Пока же российские сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены продавать свою продукцию по бросовым ценам в основном разного рода перекупщикам, оккупировавшим все продовольственные рынки в крупных городах страны. В результате ежегодно значительные средства, которые уходят за рубеж, могли быть вложены в российское, развитие  аграрного   сектора  и социальной сферы сельских территорий.

Подъёму сельского хозяйства мешают и многие другие причины, в частности: несоответствие функций и полномочий у Минсельхоза России и его региональных и районных звеньев (полномочий меньше, чем этого требуют функции), незащищенность внутреннего рынка (даже в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» предусмотрено увеличение импорта мяса; с учётом незарегистрированных поставок в Россию ежегодно ввозится около 3 млн. т мяса; снижение его импорта хотя бы до 1 млн. т увеличило бы доходы отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на 15-20%); чрезмерная дороговизна услуг по оформлению земельных участков, дробление сельскохозяйственных угодий на земельные доли (что создало предпосылки для их выкупа и перевода в земли несельскохозяйственного назначения, в результате чего уничтожены сотни хозяйски с устойчивой экономикой, в том числе семеноводческие и племенные); задержки с выплатой субсидий, коррумпированность и излишнее вмешательство в дела хозяйств представителей органов власти и разного рода контрольных инспекций, постоянная смена правил игры и другие.9

 

 

 

___________________

9 Адуков Р.Х., Алтухов А.И. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. С.10.

2 Государственное регулирование устойчивого развития агарного сектора

2.1 Нормативно-правовое  регулирование АПК Российской  Федерации

Одной из функций государственного регулирования является правовая, которая заключается в разработке законодательных актов, установлении правовых норм хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Очень важным федеральным законодательным актом, обуславливающим функционирование сельского хозяйства, до недавнего времени являлся Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.97 г. Многие положения этого закона оказались нереализованными, а некоторые из них противоречили другим законодательным актам. В январе 2003 г. закон принят с изменениями.

Значительной вехой в аграрном законодательстве стал Земельный кодекс РФ (от 25.10.2001 г.). Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование земельных отношений базируется на таких важнейших принципах, закрепленных в Земельном кодексе, как уникальности и невоспроизводимости земельных ресурсов; приоритетности сохранения особо ценных земель; платности использования земли (за исключением случаев, установленных законом); делимости земель по целевому назначению на категории; разграниченности земель в соответствии с субъектами собственности; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и др.

В целях финансового оздоровления и совершенствования кредитного механизма в АПК 9 июля 2002 г. принят Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который является базовым нормативным документом. Учитывая сложную материально-техническую ситуацию в сельском хозяйстве, 16 июля 2003 г. Президент РФ издал Указ «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей». Указ содержал процедуру списания задолженности по пеням и штрафам, реструктуризацию долгов сельским производителям.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (от 24.07.2002) и соответствующие законы субъектов РФ решают вопросы, связанные с регулированием порядка оборота и отчуждения, прав иностранных граждан на участки земель сельхозназначения, определением предельных размеров и местоположения участков, земельных долей и пр.

В последние годы государство обращается к проблемам фермерства. Отношения в этой сфере регулирует Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (11.06.2003 г.). Данный Закон определяет плановые, экономические, социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Органы государственной власти и муниципальных образований содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур, для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам (Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), ст. 2, п. 1.

В целях поддержки и развития личного подсобного хозяйства принят Федеральный закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» (от 7.07.2003 г.). Господдержка граждан, ведущих ЛПХ, может осуществляться, согласно закону, по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, дороги, средства связи, водо- и энергоснабжение), содействие созданию бытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельхозкооперативов;
  • стимулирование развития ЛПХ путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление ЛПХ государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания; проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и именных сельскохозяйственных животных (Закон «О личном подсобном хозяйстве», ст. 7, п. 2).

Несмотря на принимаемые законодательные акты, многие меры госрегулирования оказываются неэффективными, назревает острая необходимость разработки комплексной программы поддержки села.

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» включает в себя практически полный спектр вопросов в отношении агропродовольственной политики, а также определяет основные направления поддержки сельского хозяйства. В проекте закона 18 подпрограмм, определяющих развитие таких областей, как элитное семеноводство, именное животноводство, льготное кредитование, поддержка вновь образованных крестьянских хозяйств, регулирование продовольственного рынка, финансовая помощь аграрной науке и др.

Во главу угла государственного регулирования АПК закон выдвигает следующие приоритеты:

-  обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства;

- равная доступность государственной поддержки для сельхозпроизводителей всех форм собственности;

- повышение конкурентоспособности сельхозпродукции;

- рост доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве;

- решение социальных проблем и улучшение качества жизни селян.

На основе данного Федерального закона была создана и утверждена Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Целью программы является:

- устойчивое развитие  сельских территорий, повышение  занятости и уровня жизни сельского  населения;

-повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции на основе финансовой  устойчивости и модернизации  сельского хозяйства, а также  на основе ускоренного развития  приоритетных подотраслей сельского  хозяйства;

- сохранение и воспроизводство  используемых в сельскохозяйственном  производстве земельных и других  природных ресурсов.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- улучшение жилищных условий  в сельской местности (увеличение  ввода и потребления жилья  в 3,7 раза по отношению к 2006г.);

- повышение обеспеченности  сельского населения питьевой  водой до 66% и уровня газификации  домов природным газом – до 60%;

- увеличение объема производства  продукции сельского хозяйства  на 24,1% по отношению к 2006г.;

- привлечение инвестиций  в основной капитал сельского  хозяйства за 2008-2012гг. в размере 946,8 млрд. руб.;

- доведение доли российских  продовольственных товаров в  розничной торговле продовольственными  товарами до 70%.

2.2 Формы, методы  и инструменты государственного  воздействия на агропромышленное  производство

Стране, аграрному сектору нужна такая аграрная политика, такие практические действия государства, которые способствовали бы росту производства, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, а также производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного производства. Основные направления экономической политики в АПК должны быть ориентированы на выполнение таких перспективных целей, как:

- сбалансированность интересов  государства и частного сектора  в процессе управления земельными  ресурсами;

- рациональное распределение рентного дохода между государством, собственником и иными обладателями прав на землю;

- непрерывность воспроизводственного процесса в аграрной сфере;

- сбалансированность социально-экономического развития аграрного сектора экономики;

- обоснованность устанавливаемых  ставок, тарифов, цен при осуществлении  мероприятий регулирования земельных  отношений;

- обеспечение природоохранных, ресурсосберегающих, рекреационных  мероприятий;

- обеспечение продовольственной безопасности РФ;

- защита отечественных  товаропроизводителей в аграрной сфере.

Госрегулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

- формирование и функционирование  рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение агросферы;

- защита интересов отечественных  товаропроизводителей при осуществлении  внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление  научной деятельности в сфере  агропроизводства;

-развитие социальной  сферы села;

- иные направления, определенные  законодательством РФ.

Объектами государственного регулирования сельского хозяйства являются условия, процессы, отдельные отрасли, виды продукции и ресурсов, хозяйствующие субъекты АПК и аграрный рынок, отношения. возникающие в производстве, на рынке и в социальной сфере.

Система государственного регулирования аграрного сектора базируется на следующих принципах: во–первых, сельхоз товаропроизводители работают на самофинансировании, меры поддержки являются дополнительными для обеспечения нормальных условий хозяйствования; во-вторых, регулирующие рычаги и инструменты должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование, и их надо применять строго дифференцировано. С этой точки зрения следует выделить и такие принципы:

- принцип аграрного протекционизма, предполагающий защиту сельского хозяйства во взаимоотношениях его с другими отраслями и регулирование импорта продовольствия в интересах отечественных товаропроизводителей;

- принцип сочетания экономических и социальных целей, когда меры государственного регулирования учитывают ценностные ориентации, поведение различных групп населения;

- принцип сочетания индикативных  и директивных методов, который  вытекает из наличия разнородных  систем управления и предприятий  различных форм собственности (унитарные, частные, смешанные) при доминировании индикативности по мере движения к рынку;

Информация о работе Государственной регулирование аграрной сферы