Групповые принятия управленчеких решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается выявлении основополагающих теоретических и практических проблем процесса групповых форм подготовки и принятия управленческих решений.
В соответствии с данной целью исследование ставит и конкретные задачи:
- определить виды управленческих решений, принимаемых в групповых формах, их признаки и особенности и обосновать систему их классификации;
— на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований, а также самостоятельно проведенного исследования в области групповых форм подготовки и принятия управленческих решений выявить условия и факторы, оказывающие влияние на их эффективность и оптимальность;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Процесс принятия групповых управленческих решений…………………… 5
1.1Групповая задача как объект и источник принятия группового решения… 5
1.2 Методы коллективного принятия решений……………………………….. 13
1.3 Качество групповых решений…………………………………………...16
1.4 Стратегии выработки группового решения……………………………….. 21
2. Принятие групповых решений в МБДОУ №34 «Красная Шапочка»…….. 23
2.1 Характеристика МБДОУ №34 «Красная Шапочка»……………………… 23
2.2 Особенности принятия групповых решений в МБДОУ №34……………. 25
3. Принятие группового решения на примере МБДОУ №34………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………… 35
Список литературы……………………………………………………………… 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУР ВАР 1 ГРУП УПР РЕШЕНаак.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этой традиции, можно было предположить, что и при изучении механизма групповых решений должен быть зафиксирован такой же факт нормализации, т.е. групповое решение должно оказаться своеобразным усреднением решений отдельных членов группы. Однако это положение не подтвердилось в тех случаях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска. В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. В эксперименте испытуемым (группы по 5-7 человек) предлагался набор дилемм для выбора одной из них: либо той, где высока вероятность успеха, но низка его ценность («синица в руке»), либо той, где вероятность успеха низкая, но зато привлекательность – ценность – высока («журавль в небе»). Примеры дилемм: перейти – без гарантий – на новую, высокооплачиваемую работу или остаться на старой, среднеоплачиваемой, но зато без риска; сыграть среднему шахматисту в престижном турнире и предпочесть почетное поражение или совершить рискованный ход, за которым может последовать грандиозный успех или полный провал. Члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем проводили групповую дискуссию и решение принимали коллективно. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.

До сих пор  существует острая дискуссия относительно объяснения феномена «сдвига риска». Она затрагивает весьма важные и более общие вопросы о том, может ли группа быть рассмотрена как нечто, стоящее над индивидами, можно ли вообще прогнозировать какой-либо продукт групповой деятельности на основе знания индивидуальных вкладов в него. Острая актуальность этой проблемы, особенно на прикладном уровне, дает толчок для исследования ее (в аналогичных ей) и на теоретическом уровне.

Так, особенно важно  проанализировать вопрос о качестве принимаемых группой решений и о возможности совершенствования процесса принятия группового решения в различных группах. Что касается качества группового решения, то установлено, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения (Тихомиров, 1977). Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка вести эффективную групповую дискуссию, что пытаются развивать при помощи социально-психологического тренинга. Из трех основных форм социально-психологического тренинга – открытое общение, ролевая игра, групповая дискуссия – последняя является одной из самых развитых. Обучение групповой дискуссии предполагает не только обеспечение более эффективных групповых решений, но и изменение многих важных характеристик групповой структуры.

На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «групповой дух» (не вполне удачный перевод английского термина «group-think»). Этим термином, введенным И.Джанисом, обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «группового духа» являются: очень высокая сплоченность группы, ярко выраженное наличие «мы-чувства», изоляция группы от альтернативного источника информации и высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы. Большая роль феномена «группового духа» снижает качество групповых решений, т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблему объективно; группа становится жертвой своего единодушия. [4, с. 98-135]

Групповая дискуссия  приводит к своеобразному явлению  внутри групповой структуры, которое получило название поляризация группы. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, напротив, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами. Это обнажение крайних позиций способствует более ясной картине, которая складывается в группе по дискутируемой проблеме. Как видно, групповая поляризация противоречит ранее принятой идее об усреднении в групповом решении индивидуальных решений. Это дало основание предположить, что «сдвиг риска», открытый Стоунером, можно трактовать более широко – как «сдвиг выбора», осуществляемый в ходе принятия группового решения.

Однако вопрос о том, которая из двух полярных точек зрения будет положена в основу группового решения, не снимается однозначно. В результате многочисленных экспериментальных исследований установлено, что, как правило, групповая дискуссия укрепляет то мнение, которое и до нее было мнением большинства. Однако эти данные нельзя считать окончательными (Емельянов, 1985).

 

 

 

 

1.4 Стратегии выработки группового решения

 

Существо принятия решения  в группе заключается в переходе от индивидуальных решений, принимаемых каждым ее членом, к коллективным, выражающим точку зрения группы в целом. Можно выделить несколько типов подобного перехода, так называемых стратегий выработки группового решения. В первую очередь это стратегия простого большинства, т. е. принятие решений простым большинством голосов. Достоинствами данной стратегии являются ее простота и очевидность: решение; соответствует предпочтениям большинства членов группы. Не столь очевидны недостатки данной стратегии. Мнение меньшинства здесь совершенно не влияет на выбор, хотя известно, что новые идеи часто рождаются как раз у немногих людей. К тому же в стратегии простого большинства отсутствует согласованность предпочтений альтернативы у отдельных лиц. Разные члены группы могут принимать одно и то же решение по совершенно разным мотивам, и выбор, а, следовательно, и уровень риска, будет далек от рационального.

Второй путь выработки группового решения — стратегия суммирования рангов. Суть данной стратегии проиллюстрируем на примере. Предположим, что решение, сопряженное с риском, принимается малой группой, состоящей из трех лиц. Возможны четыре альтернативных решения: а1, а2, аз, а4. Прежде всего, производится ранжировка — выстраивание в порядке предпочтения решений каждым членом группы. Ранги по каждому решению складываются так: по a1 это будет 4+3+1=8, по а2 — 3+2+2=7, по а3 — 1+1+4=6,по а4 — 2-1-4+3-9. Групповое решение соответствует той альтернативе, у которой сумма рангов оказывается наименьшей. (Напомним, что чем ниже ранг, тем больше предпочтение.) В данном примере это решение аз.

 Третий путь выработки  группового решения — стратегия минимизации отклонений. Суть ее состоит в том, чтобы сделать как можно меньше отклонения между предпочтением группы и индивидуальными решениями ее членов.

 Еще одним вариантом  стратегии группового решения  является стратегия оптимального предвидения. Суть ее состоит в том, что групповое решение позволяет учитывать индивидуальные предпочтения. А именно: предпочтение между любыми парами альтернатив, сделанное на основе группового решения, должно соответствовать действительному предпочтению. Предположим, при разработке нормативных документов группой принято решение о том, в каком случае руководители могут пойти на некоторый риск, а в каком — нет. Стратегия сделанного группового выбора признается наилучшей, если руководители в своих действительных решениях следуют намеченному выбору как можно чаще.[6, с. 76-85]

Руководителю следует  знать об этих стратегиях и при  решении конкретной задачи, учитывая специфику группы, выбирать один из них или комбинировать, чтобы максимально повысить качество принимаемого группового решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принятие  групповых решений в МБДОУ №34 «Красная Шапочка»

 

2.1 Характеристика  МБДОУ №34 «Красная Шапочка»

 

МБДОУ детский сад №34 открыт в 1992 году. Детский сад имеет свой Устав, Лицензию на право ведения дошкольного образования детей.

В детском саду в данное время функционируют три возрастные группы: 1)младшая, 2)средне-старшая, 3подготовительная к школе группа.

Детский сад работает:

1 .Региональной программой  «Программа воспитания ребёнка-дошкольника».

Осуществляет образовательный  процесс при этом укрепляя духовные ценности, основанные на принципах взаимного уважения. Перед собой поставили проблему:

1.Сохранение национальных  традиций, которые испокон веков  формировались у чувашского народа.

2.Развитие эстетической  культуры, приобщение к миру искусства.

Для реализации этих задач в детском саду пот штату работают воспитатели с педообразованием. Имеется микро музей экспонатов быта шорского народа с уголком старинного шорского дома, кукольный мини театр и специальное помещение по изо деятельности. В течение года воспитатели знакомят детей с устным народным творчеством, произведениями различных авторов для полноценной реализации закона. Дети знают знаменательность каждого праздника, обычаи и традиции своего народа. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с элементами вышивки, сами составляют узоры из бумаги, красками и нитками. Играют в игры, проводятся соревнования между группами по умению играть в национальные игры.

В микро музее дети знакомятся, как жили в старину, чем  занимались, как обрабатывали земли, ткали ткани, половые дорожки.

Воспитатели поют песни-прибаутки, когда укладывают детей спать.

Приобщение к миру искусства детей осуществляется по следующим направлениям:

1 .В кукольном мини  театре дети готовятся по постановке  сказок, а затем показывают своим младшим друзьям из младшей группы; приглашаем из школы первоклассников. Дети вместе с воспитателями готовят игрушки из тканей, бумаги для настольного театра.

2.В изо студии дети  занимаются рисованием, лепкой из  теста, аппликацией из бумаги  и оригами. К каждому празднику организуеются выставки рисунков таких, как «Моя мама», «Пасхальное яйцо». Выставки поделок из теста и оригами. К праздникам дети здесь же изготавливают подарки для родителей.

1 .На ближайшие 3 года  планируется ещё обогатить микро музей экспонатами, которых нет.

2. Рядом с обычаями народа вести работу по ознакомлению детей с традициями и культурой русского народа.

3.Заняться конкретной  помощью семьям, дети которых  не посещают дошкольное учреждение, приглашая их на кружки, на  праздники.

Детский сад также определил задачи работы с родителями, т. к. только совместно с семьёй можно достичь определённых результатов в воспитании детей.

1. Развивать консультативную помощь родителям по повышению педагогической культуры родителей.

Коллектив детского сада проводит мероприятия: общие родительские собрания, беседы, семейные праздники с родителями.

2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

3. Изучение, обобщение, распространение положительного опыта семейного воспитания.

Педагоги проводят анкетирование родителей, посещают семьи детей, устраивают часы досуга с родителями. Ежегодно проводятся творческие отчёты перед родителями коллективом детского сада, педагоги дают открытые занятия. Также организуем дни открытых дверей. Все национальные праздники проводятся вместе с родителями.

При таком тесном контакте с родителями выясняется, что дети с удовольствием идут в данный детский сад, им нравятся педагоги, положительно оценивают условия, созданные для пребывания детей. Детский сад является участником районных мероприятий. Ежегодно участвует на районном конкурсе «Любознайка», «Светофор». Дети занимают вторые места. Воспитатели участвуют на районном конкурсе «Воспитатель года».

 

2.2 Особенности  принятия групповых решений в  МБДОУ №34

 

Формами самоуправления  МБДОУ являются: общее собрание, педагогический совет, родительский совет.

 

Таблица 1

Структура управления

Заведующий МБДОУ

Совет педагогов 

Родительский комитет 

медсестра


 

 Управление  МБДОУ осуществляется   в   соответствии   с   Законом   Российской Федерации «Об образовании» и Уставом МБДОУ.

Непосредственное руководство  в управлении МДОУ осуществляет заведующий. Заведующий   муниципального   МБДОУ   назначается   учредителем   на   должность   и освобождается от должности учредителем. Заведующий МБДОУ: действует от имени дошкольного образовательного учреждения и представляет его во всех организациях и учреждениях.

В соответствии с законодательством  о труде осуществляет подбор, прием  на работу и расстановку педагогических кадров и обслуживающего персонала;

-  поощряет работников МБДОУ, налагает взыскание, увольняет с работы;

-  несет ответственность за деятельность МБДОУ перед учреждением;

-  заключает от имени МБДОУ договор с родителями каждого ребенка;

-  организует аттестацию работников МБДОУ;

-  создает условия для реализации образовательных программ;

-осуществляет взаимосвязь с семьями воспитанников, общественными организациями, другими образовательными учреждениями по вопросам дошкольного образования;

-распоряжается имуществом МБДОУ в пределах прав, предоставленных ему договором между учредителями и МБДОУ;

-  открывает счета в кредитно-банковских учреждениях;

-  выдает доверенности;

-  осуществляет прием детей и комплектование групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями в порядке, установленным Уставом;

-  представляет учредителю и общественности отчеты о деятельности МБДОУ.

Информация о работе Групповые принятия управленчеких решений