2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ
ПОЛНОМОЧИЙ
Делегирование тесно связано
с мотивацией, влиянием и лидерством.
Руководитель должен заставить подчиненных
эффективно выполнять их задачи. Как
во всех процессах обмена информацией
и оказания влияния, обе стороны
имеют существенное значение для
достижения успеха.
Причины низкой эффективности
делегирования [9]:
- Нежелание
руководителей делегировать полномочия.
- Нежелание
подчиненных брать ответственность.
- Отсутствие
доверия к подчиненным.
- Боязнь
риска.
- Трудности
осуществления контроля.
- "Сильные"
личности представляют угрозу.
- Процесс
принятия решений становится сложным.
- Требуются
более развитые связи с подчиненными.
- Удобнее
спросить начальство, что делать, чем самому
решать проблему.
- Боязнь
критики за совершенные ошибки.
- Отсутствие
информации и ресурсов, необходимых для
успешного выполнения задания.
- Перегруженность
работой.
- Отсутствие
уверенности в себе.
- Отсутствие
стимулов для дополнительной ответственности.
В практике менеджмента
России часто бывает так, когда руководители
стараются "затереть" своих помощников
и заместителей, если они с широким
кругозором, эрудицией. Такие работники
могут представлять опасность конкуренции.
То ли дело на фоне бездарностей казаться
незаменимым [8].
В развитых западных
странах считается хорошим тоном,
когда начальник готовит себе
преемника. В этом случае он безбоязненно
болеет, уходит в отпуск и вообще
по каким-либо причинам оставляет временно
организацию. Он спокоен - управление в
надежных руках доверенного лица.
Полномочия
на высшем уровне управления организацией,
как правило, распределяются приказом,
в котором указано, кто и какие
подразделения курирует и несет
за их работу ответственность. На более
низких уровнях управления полномочия
распределяются несколькими способами
[6, с.284].
Один из них
заключается в следующем: в отдел
кадров приглашают специалиста, проработавшего
в определенной должности несколько
лет, и просят его написать перечень
вопросов, которые, по его мнению, он
должен решать самостоятельно на своем
участке работы. Такие перечни
составляются от нескольких позиций
до нескольких сотен. Познакомившись с
такими перечнями, руководство определяет
загруженность работников и делает
выводы. Либо сокращается объем работ,
либо происходит перераспределение
функций, либо за ненадобностью сокращается
должность. Оптимальный перечень вопросов
утверждается высшим руководителем, и
кандидатам на определенную должность
в отделе кадров вручается перечень
вопросов, которые в обязательном
порядке решает данный работник. Одновременно
работнику выдается перечень вопросов,
который решает его подчиненный
или подчиненные и перечень вопросов,
которые решает непосредственный начальник.
В этом случае попытка «отфутболить»
решение вопроса на другой уровень управления
будет рассматриваться как грубое нарушение
внутреннего распорядка в организации
[6, с.284].
В другом случае
может быть использован метод
исключения [10]. Этот метод заключается
в том, что руководитель любого ранга берет
общую тетрадь и проводит самофотографию
рабочего дня в определенном отрезке времени
- это может быть от пяти до двадцати дней
(чем больше дней, тем лучше и точнее результат).
После проведенной работы тетрадь рассматривается
на досуге и проводится анализ, показывающий,
по каким вопросам принимаются решения.
Если решения повторяются по одинаковому
вопросу несколько раз в день или ежедневно
- это первый сигнал к тому, чтобы передать
функцию по решению повторяющегося вопроса
на уровень ниже. Решение подобных вопросов
- это рутина, а вот для решения творческих
вопросов времени у руководителей практически
нет.
Третий метод
зависит от стоимости решения. Решение
о приобретении веника принимает
уборщица - она знает лучше данный
вопрос. Кстати, если подключить высокое
руководство к решению вопроса
о приобретении веника, то веник
станет золотым. Решение об улучшении
оргоснастки рабочих мест принимает
старший мастер, либо начальник цеха.
А вот, если требуется приобрести
дорогостоящее оборудование, то это
прерогатива высокого руководства
[8].
Десять принципов
эффективного делегирования полномочий.
После принятия решения о делегировании
полномочий и выборе сотрудников, которым
эти полномочия делегируются, начинается
сам процесс делегирования с одновременным
наделением правами. Он будет более эффективным,
если следовать этим десяти проверенным
принципам.
- Начинайте
с конечной цели [10]. Менеджеры должны ясно
установить результаты, которых они ожидают
от подчиненного, наделяемого полномочиями.
Мы не можем работать, учиться или выполнять
какие-то иные действия, пока не осознаем
целей и следствий своей деятельности.
Чтобы убедиться, что результат, которого
ожидает менеджер, не противоречит желаниям
других сотрудников, его следует связать
с личными выгодами работников и с миссией
организации, обратить внимание на смысл
и значение задания (например, оказание
услуги, обучение, развитие).
- Делегирование
полномочий должно быть всесторонним.
Любая организация обладает правилами
и процедурами и определенным количеством
ресурсов; всегда существуют некие пределы,
ограничивающие возможности исполнителя.
Все это необходимо объяснить при делегировании
полномочий. В частности, менеджер должен
установить четкие предельные сроки и
график отчетности. Помимо прочего, менеджер
должен четко задать и рамки, в которых
сотрудник может проявлять свою инициативу.
Существует, по меньшей мере, пять возможных
уровней проявления инициативы, в зависимости
от степени контроля сроков и объема выполнения
задания [10]:
- ждите
указаний, что делать. Вы предпринимаете
определенные действия только после того,
как получите соответствующую команду.
Эта форма делегирования в предоставляет
меньше всего прав, т.к. не позволяет подчиненному
проявлять собственную инициативу;
- спросите,
что делать. Подчиненным предоставляется
некоторая свобода при решении вопроса
о сроках выполнения задания, но не о его
содержании. Подчиненные могут формулировать
свои идеи по поводу того, как лучше выполнить
задание, но, т.к. они не могут приступить
к действию без санкции менеджера, сфера
их полномочий крайне ограничена;
- получить
рекомендации, затем приступить к действиям.
Этот вариант дает подчиненным больше
прав, т.к. они получают некоторую свободу
в установлении сроков и содержания делегированного
им задания;
- выполнять
задание и немедленно докладывать о результатах.
Подчиненным предоставляется право руководствоваться
собственной инициативой, но от них требуется
докладывать о своих действиях менеджеру,
чтобы он мог удостовериться, что принятые
ими решения правильны и не противоречат
другим задачам организации;
- приступить
к делу, а докладывать только в плановом
порядке. Подчиненные сами контролируют
как сроки, так и объем и содержание порученного
задания. Отчеты предоставляются только
в плановом порядке, чтобы согласовать
действия сотрудников. Если работник обладает
соответствующими способностями, информацией
и опытом, то возможность действовать
самостоятельно стимулирует сотрудника
к работе и влечет за собой ощущение удовлетворенности
трудом.
- Предложите
работнику принять участие в
рассмотрении вопроса о делегировании
полномочий. Менеджеры не в состоянии
предоставить подчиненным возможность
полного выбора, но могут позволить
им решать, когда работа должны быть
выполнена, каков уровень ответственности,
когда следует приступить к работе,
как ее выполнить, какие ресурсы
задействовать. Все это расширяет
сферу влияния работников. Менеджерам
следует обеспечить соучастие работников,
если этого требует задание, и
если результатом выполнения работы
может быть личностное развитие работников.
Подчиненному
следует не только дать возможность
получить всю интересующую его информацию
о задании, но и позволить ему
свободно высказывать свои соображения
относительно параметров работы. Доступность
менеджера, с которым всегда можно
обменяться мнениями или проконсультироваться,
способствует укреплению двусторонней
коммуникации и установлению климата
доверия.
- Установите
паритет между правами и ответственностью
[10]. Самый известный и общий принцип делегирования
полномочий. Для того чтобы подчиненным
сопутствовал успех, их следует обеспечить
всеми правами, необходимыми для выполнения
порученного им задания. Менеджер ни в
коем случае не должен наделять подчиненных
избыточными правами, то есть давать им
излишние власть, свободу, ресурсы и информацию.
Подобное несоответствие ведет к снижению
уровня ответственности, злоупотреблению
полномочиями. Менеджер может возложить
на подчиненных первичную ответственность,
то есть, ответственность за краткосрочные
(промежуточные) результаты. Они будут
нести эту ответственность перед менеджером,
делегировавшим им соответствующие полномочия.
- Работайте
в пределах существующей организационной
структуры. К решению задачи следует привлекать
лиц, принимающих непосредственное участие
в работе и в принятии решений. Они, как
правило, обладают самой точной и самой
полной информацией о предмете. Это приводит
к снижению трудовых издержек и издержек,
связанных со сбором информации, и нередко
к росту эффективности (лучшему пониманию
сути проблем) В то время как менеджеры
рассматривают проблему в более широком
контексте, нижестоящие сотрудники обладают
конкретными познаниями, необходимыми
для реализации многих задач.
- Обеспечьте
адекватную поддержку при выполнении
заданий [10]. При делегировании полномочий
подчиненным менеджеры должны гарантировать
им всяческую поддержку. Для этого им необходимо
выступать с публичными сообщениями и
объяснять, чего они ждут от сотрудников.
Помимо прочего, им следует постоянно
снабжать подчиненных информацией и ресурсами,
нужными для решения поставленной задачи.
Менеджер должен также научить подчиненных
самостоятельно добывать необходимые
ресурсы, поскольку один менеджер вряд
ли сможет снабдить их всем необходимым.
- Обращайте
особое внимание на ответственность за
результаты работы. После делегирования
полномочий и наделения работника правами
менеджер должен отказаться от пристального
контроля над процессом выполнения задания
подчиненным. Следует помнить, что основной
целью делегирования является успешное
решение задачи, а не отработка менеджером
своих излюбленных методов работы. Необходимо
обращать особое внимание на результаты
работы, а не то, каким образом подчиненный
ее выполнил.
- Делегирование
полномочий должно осуществляться последовательно.
Менеджеру нужно принимать решения о делегировании
полномочий заранее. Если менеджер обладает
достаточным количеством времени, он самостоятельно
проделывает и ту работу, которую можно
и нужно бы передать подчиненным.Следует
помнить, что делегировать нужно как приятные,
так и неприятные задания. Иногда менеджеры
приберегают для себя более интересные,
а подчиненным передают скучные и неприятные
задания. Если подчиненные сочтут, что
им поручается только "грязная работа",
они вряд ли станут доводить ее до конца.
С другой стороны, менеджер не должен бояться
поручать подчиненным трудные задачи.
Последовательное делегирование означает,
что менеджер делегирует полномочия постоянно,
а не только тогда, когда сам перегружен,
и что делегируются и приятные, и неприятные
задания.
- Избегайте
возврата делегированных полномочий [10].
В процессе обсуждений менеджерам приходится
сталкиваться и с так называемым "возвратом
делегирования", когда подчиненные,
наделенные определенными полномочиями,
пытаются вернуть их. Менеджер должен
пресекать такие попытки открыто и честно.
Один из способов, позволяющих избежать
возврата полномочий, состоит в том, чтобы
объяснить работникам: они должны сами
воплощать в жизнь собственные решения.
Нужно не обсуждать саму проблему или
давать советы, а рассматривать предлагаемые
подчиненным варианты ее решения и их
допустимость. Эта тактика позволяет избежать
возврата полномочий, а так же помогает
обучить работников самостоятельно решать
проблемы.
- Объясните
сотрудникам, какие перспективы содержит
в себе решение поставленной задачи. Они
лучше поймут поставленную задачу и проявят
большую инициативу, если будут знать,
какая награда, какие перспективы ожидают
их в случае успеха, как это повлияет на
конечного потребителя или на миссию организации
и так далее. В частности, менеджер должен
помочь подчиненным осознать связь между
успешным выполнением задания и финансовым
вознаграждением, возможностью продвинуться
по службе, получить неформальное признание
и т.д.
Разъяснение
последствий может способствовать
и пониманию того, что делегирование
полномочий необходимо не только для
выполнения задания, но и для укрепления
межличностных отношений. Поэтому
нужно, чтобы в результате любого
опыта делегирования полномочий
укреплялись как межличностные
отношения, так и организация
в целом [10].
3. СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ
ПОЛНОМОЧИЙ
Инструкции
по делегированию. Компетентность руководителя
во многом определяется его способностью
делегировать. Делегировать - это значит
развивать своих подчиненных, поручать
им более сложные и важные задачи, раскрывать
их личностный потенциал. Для делегирования
нужна смелость и доверие, ведь спокойнее
и менее рискованно сделать привычную
задачу самому, чем учить и исправлять
ошибки [9].
Делегирует
руководитель или нет - по большому
счету его личное дело. Однако руководители,
которые боятся делегировать, обречены
большую часть работы выполнять
"ЗА" своих подчиненных, постоянно
сетуя на то, что поручить-то сложную
задачу "некому". Этот барьер делегирования
со стороны руководителя очень характерен
для нашей страны, ведь у нас
становится руководителем тот, кто
лучше всех "продавал продукт",
"исследовал рынок" и пр., а не
лучше всех управлял людьми. Став руководителем,
человек продолжает "продавать"
и "исследовать" лучше всех, забывая
о том, что теперь его задача в
другом: не продавать "за" своих
сотрудников, а сделать так, чтобы
они это делали лучше него [9].
Решить такую
задачу без делегирования невозможно.
Делегирование требует времени
и сил. Но результат того стоит!
Процесс делегирования
делится на четыре основные фазы [8]:
до управленческого общения, собственно
управленческое общение (коммуникация),
выполнение работы и контроль, оценка
результатов и мотивация. Рассмотрим две
первые фазы делегирования, так как именно
они закладывают основу для успешного
выполнения задачи.
Фаза I. Эта
фаза начинается с работы над постановкой
цели. Руководителю нужно быть уверенным,
что он готов однозначно ответить
на вопрос, что нужно получить или
достичь в результате выполнения
задачи.
Далее стоит
выбрать объект делегирования и
обосновать для себя (пока для себя),
почему именно этому сотруднику поручается
данная задача. После выбора исполнителя
нужно проанализировать, какие возражения
могут возникнуть у него в ответ
и как преодолеть их [8]. Ведь мало
кто из "загруженных" сотрудников
сразу обрадуется новому поручению.
Затем руководителю
стоит решить, какой стиль ситуационного
лидерства он предполагает использовать.
В процессе общения с сотрудником
выбранный стиль руководства
может меняться в соответствии с
ситуацией и ожиданиями сотрудника,
для одних сотрудников мотивирующим
может являться один стиль управления,
а для других - другой.